Рефераты. Русский национальный характер (в трудах русских философов)






наций. По его мнению, не только Запад влияет на Россию, но и духовные силы

России могут определять и преображать духовную жизнь Запада. Кроме того,

Бердяев полагал, что последует другая эпоха, связанная с духовным

преображением, где Россия будет занимать главенствующую роль. Однако для

этого она сама должна преобразится, воскресить в себе угасшие зачатки

духовности.

Какова же реальная программа Бердяева по «перевоспитанию» русского

национального характера? Сикорский Б.Ф. в своей работе «Н.А. Бердяев о

роли национального характера в судьбах России» пишет, что Бердяев полагал,

что человек – это существо природное, социальное и духовное. Будущее

общество Бердяев видел таким, в котором каждый человек возвышается до

подлинной духовности и реализует себя в единении с другими людьми. Судьба

общества, с точки зрения Бердяева, оказывается зависимой от «личного

начала». Общество будет таким, каковы его люди.

Важное значение имеет утверждение Бердяева о том, что природно-

стихийное и коллективно-стихийное начала в жизни русского человека должны

уступить место «мужественно-христианской активности». Христианству

свойственна «вселенскость» по происхождению и духу своему. Оно имеет

общечеловеческое значение. И именно своей общечеловеческой нравственно-

духовной функцией, отмечал Бердяев, оно способно восполнить столь

недостающую русскому национальному характеру силу духа.

Почему не могло раскрыться в полной мере духовное начало в русском

национальном характере? Одна из важнейших причин этого в раздвоении между

верой и жизнью, а точнее, между христианской верой и так называемым

«историческим христианством». По мнению Бердяева, Россия давно представляла

собой пример универсального общественного лицемерия. «Историческое

христианство» изменяло своей идее и теряло силу воздействия на людей. В

жизни России постепенно происходила утрата духовных, нравственных корней.

Господствующие слои обесплодили себя отсутствием подлинного духовного

творчества. Они не обращали внимания на живого человека, его внутренний

мир. Это и послужило причиной слабости тех, кто находился у власти.

Однако одной переменой власти и материальных условий жизни, по мнению

Бердяева, нельзя достичь зрелого состояния нации. «России нужна, прежде

всего, радикальная моральная реформа, религиозное возрождение самих истоков

жизни». Моральная реформа является внутренним делом каждого человека, а ее

реализации способствует общественное потрясение…Чудо духовного преображения

возможно, если люди, весь народ пройдут через великие испытания и жертвы.

Путем внутреннего осознания катастрофы, через внутреннее покаяние человека

зло может перейти в добро.

«Радикальная моральная реформа» означает утверждение здорового духа

нации. В ходе такой реформы русский народ должен преодолеть комплекс

неполноценности, сохранить собственную индивидуальность, а также устранить

слепое подражание Западу.

Духовное возрождение общества, разумеется, неразрывно связано с

изменением отношения личности к самой себе. Так, совершенствование

национального характера, по Бердяеву, начинается с «клеток» и охватывает

постепенно все более широкие слои, формируя тем самым зрелое состояние

нации. «Мы должны заставить поверить в нас, в силу нашей национальной воли,

в чистоту нашего национального сознания, заставить увидеть нашу «идею»,

которую мы несем миру».

Кроме того, как пишет Сикорский, в своих работах Бердяев размышлял о

призвании России быть примером для других народов в духовном преображении

жизни, в утверждении «положительного бытия всего человечества». Он высказал

интересные положения о мессианском предназначении России, русского народа и

русского человека. Истинным мессианством, по мнению Бердяева, является

христианство. Оно основывается на стремлении устроить жизнь на Земле в

соответствии с Христовой истиной.

В христианстве заложено понимание того, что, все народы призваны быть

«богоносцами». Однако не каждый народ способен это реализовать.

Возможность, по мнению Бердяева, может превратиться в действительность

только тогда, когда исторический путь народа оказывается «жертвенным».

Таким образом, «Мессианская идея, заложенная в сердце русского народа, была

плодом страдальческой судьбы русского народа»».

Реализация русской идеи, по Бердяеву, выступает в форме выполнения

Россией конкретных «миссий» в различных областях жизни.

Из расположенности на двух материках вытекает «миссия России быть

Востоко-Западом, соединительницей двух миров». Россия призвана духовно

сблизить народы Востока и Запада, соединить два поток культуры и самой

предстать в образе страны, реализующей общечеловеческие ценности.

Кроме того, миссией России является «защита и освобождение маленьких

народов». Бердяев не раз критиковал политику русификации, и вместе с тем он

неоднократно подчеркивал – Россия самая не шовинистская страна в мире.

Бердяев также отмечал, что «миссия русского народа сознается как

осуществление социальной правды в человеческом обществе не только в России,

но и во всем мире». Это соответствует русским традициям. Исканием правды,

стремлением к справедливости, поисками смысла бытия всегда отличалась

русская духовная жизнь.

Как патриот и ученый, Бердяев искренне верил в благородную миссию

России, русского народа. «…Мы имеем все основания полагать мировую миссию

России в ее духовной жизни, в ее духовном универсализме, в ее пророческих

предчувствиях новой жизни, которыми полна великая русская литература,

русская мысль и народная религиозная жизнь», - писал он.

Конечно, Бердяев понимал, что многое из написанного им о

совершенствовании русского национального характера, о духовности русской

нации противоречит реалиям XX века. Несправедливость, двойная мораль,

жестокосердие, бездуховная жажда наживы, укрепившиеся в русском народе,

вряд ли свидетельствуют о прогрессивных изменениях в национальном

самосознании. Бердяев знал эти проблемы и пытался их объяснить. Он исходил

из того, что многие негативные черты русского характера возникли в

результате революции и под ее влиянием. «Но Божий замысел о народе остается

тот же, и дело усилий свободы человека – оставаться верным этому замыслу».

Основные положительные качества русского характера остались.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в завершении данной работы, следует сказать, что

русский национальный характер, как показал анализ трудов русских философов,

безусловно, имеет свои характерные черты, отличные от черт присущих иным

народам и такие непонятные для них. Та внутренняя сила, духовность и

жертвенность народа, его доброта, душевная простота, сострадание и

бескорыстие и, вместе с тем, инертность, нелогичность и нерациональность

поступков, поведение, оправданное чаще всего лишь интуицией, все это делает

русский народ не похожим ни на один народ в мире. Россия же, в которой

живет такой необыкновенный народ, не похожа ни на одну страну в мире.

Русские философы, с трудами которых мы познакомились, в своих работах

прибегают к разным методам изучения данной темы: одни определяют основные

черты русского национального характера, анализируя сказки народа, которые,

как уже было сказано выше, не выбирают самого красивого и благородного и

всегда правдивы; другие анализируют историю народа, ее отдельные факты,

события и поведение русского народа в той или иной ситуации, но все они

склоняются к выводу, что русский народ – особенный, народ, отмеченный Богом

и выполняющий возложенную на него миссию.

В связи с этим, и у России – свое предназначение, свой путь развития.

Она не должна в своем развитии слепо следовать за Западом или Востоком,

наоборот, ее призвание - примерить две эти Культуры, вобрав в себя все

лучшее, что есть у них. Однако в настоящее время Россия сама переживает не

лучшие времена. За семьдесят лет социализма русский народ уничтожил в себе

почти все ценное, что было заложено изначально и теперь ему предстоит

возродить в себе все лучшие черты, которые были потеряны, и изжить

недостатки, которые в условиях социализма переросли в пороки.

Если эта задача будет выполнена, если каждый из нас возродит в себе

все свои лучшие качества, то возродится и Великая Россия, призванная внести

решающее слово в борьбу между добром и злом на Земле и сделать весь мир

лучше, чище и добрее.

Используемая литература:

1. Сикорский Б.Ф. Н.О. Бердяев О роли национального характера в судьбах

России // Социально-политический журнал. 1993. № 9 - 10.

2. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии.

1995. №6;

3. Лосский Н.О. Характер русского народа.// Вопросы философии. 1996. №4

-----------------------

[1] Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии.

1995. №6. с. 113

1 Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии.

1995. №6. С. 116

2 Там же. – С. 117

1 Лосский Н.О. Характер русского народа // Вопросы философии. 1996. №4. С.

41

2 Там же. – С. 42

1 Лосский Н.О. Характер русского народа // Вопросы философии. 1996. №4.

С. 58

1 Сикорский Б.Ф. Н.А. Бердяев о роли национального характера в судьбах

России // Социально-политический журнал. 1993. №9-10. С. 103

2 Там же. – С. 104

1 Сикорский Б.Ф. Н.А. Бердяев о роли национального характера в судьбах

России // Социально-политический журнал. 1993. №9-10. С. 106

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.