наций. По его мнению, не только Запад влияет на Россию, но и духовные силы
России могут определять и преображать духовную жизнь Запада. Кроме того,
Бердяев полагал, что последует другая эпоха, связанная с духовным
преображением, где Россия будет занимать главенствующую роль. Однако для
этого она сама должна преобразится, воскресить в себе угасшие зачатки
духовности.
Какова же реальная программа Бердяева по «перевоспитанию» русского
национального характера? Сикорский Б.Ф. в своей работе «Н.А. Бердяев о
роли национального характера в судьбах России» пишет, что Бердяев полагал,
что человек – это существо природное, социальное и духовное. Будущее
общество Бердяев видел таким, в котором каждый человек возвышается до
подлинной духовности и реализует себя в единении с другими людьми. Судьба
общества, с точки зрения Бердяева, оказывается зависимой от «личного
начала». Общество будет таким, каковы его люди.
Важное значение имеет утверждение Бердяева о том, что природно-
стихийное и коллективно-стихийное начала в жизни русского человека должны
уступить место «мужественно-христианской активности». Христианству
свойственна «вселенскость» по происхождению и духу своему. Оно имеет
общечеловеческое значение. И именно своей общечеловеческой нравственно-
духовной функцией, отмечал Бердяев, оно способно восполнить столь
недостающую русскому национальному характеру силу духа.
Почему не могло раскрыться в полной мере духовное начало в русском
национальном характере? Одна из важнейших причин этого в раздвоении между
верой и жизнью, а точнее, между христианской верой и так называемым
«историческим христианством». По мнению Бердяева, Россия давно представляла
собой пример универсального общественного лицемерия. «Историческое
христианство» изменяло своей идее и теряло силу воздействия на людей. В
жизни России постепенно происходила утрата духовных, нравственных корней.
Господствующие слои обесплодили себя отсутствием подлинного духовного
творчества. Они не обращали внимания на живого человека, его внутренний
мир. Это и послужило причиной слабости тех, кто находился у власти.
Однако одной переменой власти и материальных условий жизни, по мнению
Бердяева, нельзя достичь зрелого состояния нации. «России нужна, прежде
всего, радикальная моральная реформа, религиозное возрождение самих истоков
жизни». Моральная реформа является внутренним делом каждого человека, а ее
реализации способствует общественное потрясение…Чудо духовного преображения
возможно, если люди, весь народ пройдут через великие испытания и жертвы.
Путем внутреннего осознания катастрофы, через внутреннее покаяние человека
зло может перейти в добро.
«Радикальная моральная реформа» означает утверждение здорового духа
нации. В ходе такой реформы русский народ должен преодолеть комплекс
неполноценности, сохранить собственную индивидуальность, а также устранить
слепое подражание Западу.
Духовное возрождение общества, разумеется, неразрывно связано с
изменением отношения личности к самой себе. Так, совершенствование
национального характера, по Бердяеву, начинается с «клеток» и охватывает
постепенно все более широкие слои, формируя тем самым зрелое состояние
нации. «Мы должны заставить поверить в нас, в силу нашей национальной воли,
в чистоту нашего национального сознания, заставить увидеть нашу «идею»,
которую мы несем миру».
Кроме того, как пишет Сикорский, в своих работах Бердяев размышлял о
призвании России быть примером для других народов в духовном преображении
жизни, в утверждении «положительного бытия всего человечества». Он высказал
интересные положения о мессианском предназначении России, русского народа и
русского человека. Истинным мессианством, по мнению Бердяева, является
христианство. Оно основывается на стремлении устроить жизнь на Земле в
соответствии с Христовой истиной.
В христианстве заложено понимание того, что, все народы призваны быть
«богоносцами». Однако не каждый народ способен это реализовать.
Возможность, по мнению Бердяева, может превратиться в действительность
только тогда, когда исторический путь народа оказывается «жертвенным».
Таким образом, «Мессианская идея, заложенная в сердце русского народа, была
плодом страдальческой судьбы русского народа»».
Реализация русской идеи, по Бердяеву, выступает в форме выполнения
Россией конкретных «миссий» в различных областях жизни.
Из расположенности на двух материках вытекает «миссия России быть
Востоко-Западом, соединительницей двух миров». Россия призвана духовно
сблизить народы Востока и Запада, соединить два поток культуры и самой
предстать в образе страны, реализующей общечеловеческие ценности.
Кроме того, миссией России является «защита и освобождение маленьких
народов». Бердяев не раз критиковал политику русификации, и вместе с тем он
неоднократно подчеркивал – Россия самая не шовинистская страна в мире.
Бердяев также отмечал, что «миссия русского народа сознается как
осуществление социальной правды в человеческом обществе не только в России,
но и во всем мире». Это соответствует русским традициям. Исканием правды,
стремлением к справедливости, поисками смысла бытия всегда отличалась
русская духовная жизнь.
Как патриот и ученый, Бердяев искренне верил в благородную миссию
России, русского народа. «…Мы имеем все основания полагать мировую миссию
России в ее духовной жизни, в ее духовном универсализме, в ее пророческих
предчувствиях новой жизни, которыми полна великая русская литература,
русская мысль и народная религиозная жизнь», - писал он.
Конечно, Бердяев понимал, что многое из написанного им о
совершенствовании русского национального характера, о духовности русской
нации противоречит реалиям XX века. Несправедливость, двойная мораль,
жестокосердие, бездуховная жажда наживы, укрепившиеся в русском народе,
вряд ли свидетельствуют о прогрессивных изменениях в национальном
самосознании. Бердяев знал эти проблемы и пытался их объяснить. Он исходил
из того, что многие негативные черты русского характера возникли в
результате революции и под ее влиянием. «Но Божий замысел о народе остается
тот же, и дело усилий свободы человека – оставаться верным этому замыслу».
Основные положительные качества русского характера остались.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в завершении данной работы, следует сказать, что
русский национальный характер, как показал анализ трудов русских философов,
безусловно, имеет свои характерные черты, отличные от черт присущих иным
народам и такие непонятные для них. Та внутренняя сила, духовность и
жертвенность народа, его доброта, душевная простота, сострадание и
бескорыстие и, вместе с тем, инертность, нелогичность и нерациональность
поступков, поведение, оправданное чаще всего лишь интуицией, все это делает
русский народ не похожим ни на один народ в мире. Россия же, в которой
живет такой необыкновенный народ, не похожа ни на одну страну в мире.
Русские философы, с трудами которых мы познакомились, в своих работах
прибегают к разным методам изучения данной темы: одни определяют основные
черты русского национального характера, анализируя сказки народа, которые,
как уже было сказано выше, не выбирают самого красивого и благородного и
всегда правдивы; другие анализируют историю народа, ее отдельные факты,
события и поведение русского народа в той или иной ситуации, но все они
склоняются к выводу, что русский народ – особенный, народ, отмеченный Богом
и выполняющий возложенную на него миссию.
В связи с этим, и у России – свое предназначение, свой путь развития.
Она не должна в своем развитии слепо следовать за Западом или Востоком,
наоборот, ее призвание - примерить две эти Культуры, вобрав в себя все
лучшее, что есть у них. Однако в настоящее время Россия сама переживает не
лучшие времена. За семьдесят лет социализма русский народ уничтожил в себе
почти все ценное, что было заложено изначально и теперь ему предстоит
возродить в себе все лучшие черты, которые были потеряны, и изжить
недостатки, которые в условиях социализма переросли в пороки.
Если эта задача будет выполнена, если каждый из нас возродит в себе
все свои лучшие качества, то возродится и Великая Россия, призванная внести
решающее слово в борьбу между добром и злом на Земле и сделать весь мир
лучше, чище и добрее.
Используемая литература:
1. Сикорский Б.Ф. Н.О. Бердяев О роли национального характера в судьбах
России // Социально-политический журнал. 1993. № 9 - 10.
2. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии.
1995. №6;
3. Лосский Н.О. Характер русского народа.// Вопросы философии. 1996. №4
-----------------------
[1] Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии.
1995. №6. с. 113
1 Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии.
1995. №6. С. 116
2 Там же. – С. 117
1 Лосский Н.О. Характер русского народа // Вопросы философии. 1996. №4. С.
41
2 Там же. – С. 42
1 Лосский Н.О. Характер русского народа // Вопросы философии. 1996. №4.
С. 58
1 Сикорский Б.Ф. Н.А. Бердяев о роли национального характера в судьбах
России // Социально-политический журнал. 1993. №9-10. С. 103
2 Там же. – С. 104
России // Социально-политический журнал. 1993. №9-10. С. 106
Страницы: 1, 2, 3, 4