Рефераты. Работа и прогресс






глазомеру, к передвижению на задних конечностях, к групповой коллективной

деятельности, к разделению труда и т. д. Как бы далеко современные

космические корабли, компьютеры и лазерные приборы ни ушли от первобытных

орудий труда, они также несут на себе, точнее, включают в себя печать

изначальной диалектической двойственности: учет свойств природных объектов

и материальной среды, в которой они действуют и которую преобразуют, и учет

нейрофизиологических и психологических, социальных и культурных

особенностей человека.

Соотношение этих двух сторон исторически изменяется, и сегодня в условиях

НТР, человек все в большей мере передает артефактам функции, которые раньше

он выполнял сам. Современная техника не просто является «продолжением» руки

человека, многократным «усилителем» его мускульной энергии, но и средством,

позволяющим выполнять с помощью компьютеров целый ряд интеллектуальных,

прежде всего вычислительных, операций. Вместе с тем благодаря возможностям,

связанным с автоматизацией самых разнообразных производственных процессов и

передачей ряда рутинных интеллектуальных действий компьютерам, человек

освобождается для осуществления специфически человеческой, творческой,

конструктивной и проективной деятельности.

Техническая деятельность изначально связана с преобразованием самих

артефактов. Человек не находит эти артефакты готовыми в природе, он создает

их, но по особым законам — законам технической деятельности, то есть

законам преобразования одних предметов, видов энергии и информации в

другие, в соответствии с заранее поставленной целью. Чем сложнее цели, чем

больше преобразований требуется для их достижения, тем выше уровень

проектов, охватывающих как эти артефакты, так и процесс их создания и

использования. Осуществление этих проектов требует развития конструктивных

способностей и особой конструктивной деятельности.

Таким образом, развитие техники и технической деятельности, с одной

стороны, совершается под сильным воздействием творческой, конструктивной и

проективной деятельности человека, а с другой стороны, служит ее

объективной основой. Именно благодаря этому труд в исторической перспективе

должен перестать быть проклятьем, тяжелой и изнурительной деятельностью по

добыванию хлеба «в поте лица своего», но должен, по словам К. Маркса,

превратиться в игру физических и духовных сил, в которой будут

осуществляться высшие творческие потребности и духовные возможности

человека.

Значение техники и технической деятельности не сводится лишь к тому, что

они составляют ядро производительных сил общества и выступают как механизм

преобразования предметной среды, в которой живет человек. Опосредованно,

через систему общественных отношений, они влияют на весь образ жизни и

мировоззрение человека, причем это влияние многообразно и отнюдь не может

быть оценено однозначно.

Так, в современной западной философии существуют разные, повидимости

противоположные, концепции техники. Одна из них, получившая название

концепции «технологического детерминизма», считает технику и технологию

решающими факторами развития человечества. Политика, искусство, наука и

культура оказываются целиком подчиненными механизму научно-технического

прогресса. Вся власть в такой технологизированной цивилизации

сосредоточивается в руках технической элиты — техно-кратии. Другая

концепция — антитехницизм — выступает как прямой антипод первой.

Антитехницизм рассматривает технику, техническую деятельность как злого

демона, созданного человеком и подчинившего себе своего создателя.

Антигуманизм, нивелировка личности, одиночество людей, безработица,

создание примитивной массовой культуры — все это, с точки зрения

антитехницис-тов, — результат непомерного развития техники. “В

многочисленных философских эссе и произведениях научной фантастики

представители антитехницизма рисуют чудовищные картины подчинения человека

роботам и наступления эры чисто технической цивилизации"1. Поэтому рецепт

антитехницизма состоит в возврате «к естественному образу жизни», к

альтернативному, по существу ремесленному, способу производства, к отказу

от научно-технического прогресса, к бегству из современной городской

промышленной цивилизации на лоно природы.

Обе концепции, при всей их видимой противоположности друг другу, имеют

общую философскую предпосылку — признание неразрешимости противоречия между

человеком с его притязаниями на свободу и неповторимую индивидуальность, с

одной стороны, и техникой и технологией, уничтожающими индивидуальность,

свободу и независимость,— с другой.

Следует отметить, что в этих концепциях в какой-то мере отражается реальная

противоречивость складывающихся соотношений между человеком и обществом, с

одной стороны, и современными техническими и технологическими средствами —

с другой. Непрестанно расширяя спектр возможностей человека, развитие

техники в то же время ставит перед людьми много новых, порой неожиданных и

весьма сложных проблем. Современная техника и технология требует в высшей

степени ответственного отношения к себе и сознательной дисциплины ото всех

тех, кто ее проектирует, разрабатывает и использует.

Наряду с этим все более важное значение приобретают проблемы, связанные с

выбором направлений развития техники и технологии. Признание полной и

однозначной зависимости всей социальной и духовно-культурной жизни от

уровня техники и характера технической деятельности, свойственное и

сторонникам технологического детерминизма, и антитехницистам, нередко

находит выражение в так называемом «технологическом императиве», согласно

которому все, что является технически возможным, находит свое практическое

воплощение.

=============================================

1 См: Никитин Е. П. Открытие и обоснование. М., 1988. с. 317.

Развитие техники с этой точки зрения осуществляется совершенно

независимо от человеческих идеалов и ценностей. Реально, однако, эти

взаимоотношения являются намного более сложными, и на современном витке

научно-технического прогресса наиболее прогрессивные технологии

разрабатываются с сознательным учетом экологических и гуманистических

требований.

Материалистическое понимание общества исходит из признания исторически

меняющегося, сложного, противоречивого взаимодействия техники с социальными

структурами и культурой. Так, “развитие машинной индустрии делает возможным

промышленный капитализм, но капиталистический способ производства и

складывающиеся на его основе общественные отношения, и в особенности

частная собственность, в свою очередь, задают определенный тип технической

деятельности, оказывают обратное воздействие на отношения человека и

техники”1. В этом и проявляется подлинная диалектика процесса. Отчуждение

человека от техники и противостояние ей есть продукт определенных

преходящих исторических условий, и это отражается во внутренней

противоречивости и неоднородности культуры.

Сказанное имеет прямое отношение к тому социальному и культурному

контексту, в котором развивается техника в нашем обществе. Противостояние

технократизма и антитехницизма, хотя, как правило, они и не получают

развернутого обоснования и отчетливого выражения, является достаточно

ощутимой реальностью в современной общественной жизни ряда социалистических

стран, включая и нашу. “Настроения антитехницизма формируются как реакция

на имевшие место серьезные технократические перекосы, когда развитие

техники и экономики подчас выступало как самоцель, когда принимались и

осуществлялись такие технические и технологические проекты, которые шли

вразрез с интересами людей, с их здоровьем и благополучием”2. Однако такие

антитех-ницистские настроения нельзя признать адекватной реакцией.

Дальнейшее — и притом ускоренное — развитие техники является необходимой

стороной общественного развития, без него невозможно достижение такого

качества и уровня жизни, которое было бы достойно человека

социалистического общества. Более того, только на базе развития новых

технологий можно рассчитывать на преодоление и выправление тех деформаций,

к которым привела технократическая направленность в развитии

производительных сил общества.

=============================================

1 См: Бердяев Николай. Самопознание. М., 1990. с. 102-103

2 См: Никитин Е. П. Открытие и обоснование. М., 1988. с. 216.

Заключение.

На протяжении тысячелетий, создавая необходимые материальные блага и

искусственную среду обитания человека, техника в качестве своих негативных

последствий приводила к разрушению естественной среды обитания и к

дегуманизации труда, особенно в условиях капитализма. Однако эта же техника

в новых общественных условиях может и должна служить базой для гуманизации

технической деятельности, для использования современных наукоемких

технологий в качестве средства реабилитации и сохранения естественной среды

и освобождения человека от тяжелого рутинного, нетворческого труда. Быстрое

развитие информационной технологии открывает невиданные возможности

гигантского повышения интеллектуального потенциала для каждого человека и

овладения такими навыками, которые раньше были доступны лишь немногим. В

этом коренится возможность совсем иначе вписать технику в социально-

культурный контекст, видоизменить само содержание технологии, соединить

профессиональное, техно-югизированное мастерство с индивидуальным

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.