Рефераты. Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме






даосизма, хотя по ряду вопросов эти учения были антиподами.

Таков идеальный облик правителя. А как на практике: есть ли

однозначное соответствие между высокой моралью и высоким постом? Судя по

тому, как настойчиво Конфуций подчеркивает, каким должен быть правитель,

ему ясно, что совпадения тут нет. Поэтому характеристика благородного мужа

служит Конфуцию и самостоятельной задачей, отличной от вопроса о наилучшем

управлении государством. В этой связи на первый план выходит отношение

благородного мужа к знанию, его способность к самостоятельным и глубоким

суждениям. Уточняя образ благородного мужа, Конфуций противопоставляет ему

низкого человека. «Учитель сказал: «Благородный муж думает о том, как бы не

нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду».

Конфуций подчеркивает, что благородный муж ведет себя с учетом воли Неба.

Его знания не преследуют корыстной цели. Они для него самоценны и

направлены на существенное и общее, а не на частности. Бескорыстное

получение знаний приближает благородного мужа к состоянию

совершенномудрого. Конфуций не проводит между ними жесткой грани. Некоторых

древних правителей он называет совершенномудрыми. По-видимому, он связывает

это состояние с гуманностью как с высшей истиной. Тогда идеалом поведения

совершенномудрого оказывается покой, уравновешенность, в чем конфуцианство

снова перекликается с даосизмом.

§6. Гуманность Конфуция

Трактуя гуманность как способность разбираться в людях и управлять

ими, Конфуций связывает ее проявления с социальной иерархией, с устройством

государства. Интерпретируя гуманность как высшую истину, обладающую

вселенским значением, он, напротив, утверждает необходимость некоторой

отрешенности( относительной независимости от общественного положения.

Поэтому( придавая большое значение управлению государством( призывая людей

к тому( чтобы они заняли свое место в социальной иерархии и выполняли свой

долг в строгом соответствии с этикетом( Конфуций в то же время делает упор

на мораль( предусматривая возможность для человека самому определять( что

хорошо( а что плохо. «Учитель сказал: «Человек не должен печалиться, если

он не имеет высокого поста( он должен лишь печалиться о том( что он не

укрепился в морали». В конечном счете получается( что благородный муж

должен полностью вписаться в данную систему и в тоже время сохранить

независимость суждений( что приводит к противоречивой ситуации. Стремление

к совершенствованию и к осуществлению гуманности Конфуций связывал с

преодолением себя вплоть до самопожертвования. В его понимании вселенское

значение гуманности скорее вынуждает предполагать( что гуманность – в

природе человека, и осуществлять ее – значит следовать своей природе, а не

ломать ее. Эта мысль получила развитие у учеников Конфуция, в частности у

Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.).

Глава 2. Позднее конфуцианство о человеке

§1. Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы

Практически все выдающиеся мыслители – конфуцианцы обращались к

рассмотрению человеческой природы, перебрав все возможные варианты ее

оценки как доброй или злой, насколько это допускали рамки, заданные

Конфуцием.

Как свидетельствует Мэн-цзы( есть различные мнения относительно

природы человека: и то( что она одновременно и добра и зла; и то( что она

может быть как доброй так и недоброй; и то( что природа одних людей добра(

а других – недобра. Сам Мэн-цзы твердо придерживается того( что природа

людей добра: «Если человек делает недоброе( то в этом нет вины его

природных качеств, к этому вынуждают человека обстоятельства, например( в

голодные годы люди бывают злыми».

Отсюда напрашивается вывод( что человек( предоставленный свободному

проявлению свой природы( не испытывающий давления неблагоприятных

обстоятельств( будет следовать правильному пути.

С этим в корне не согласен Сюнь-цзы (ок. 313- ок. 238 гг. до н.э.). Он

утверждает( что человек по природе зол( из-за чего древние совершенномудрые

правители «ввели ритуал и понятие чувства долга и создали систему законов(

с тем( чтобы дисциплинировать и воспитать чувства и характер человека(

направив их по правильному пути( соответствующему дао». Выходит( добро

напротив( является результатом особых условий( в которые поставлен человек

и без которых проявится его злая природа.

Оба философа исходят из положения об одинаковости природы всех людей.

Однако при этом Сюнь-цзы указывает( что «совершенномудрые изменили свою

природу и стали первыми заниматься практической деятельностью».

Из разъяснений Сюнь-цзы следует( что они это смогли( потому что

захотели( тогда как «ничтожный человек может стать совершенным( но не

хочет». А не хочет потому( что он ничтожный( а не совершенномудрый! Здесь(

по-видимому( негласно присутствует идея о двух уровнях природы человека:

врожденные качества и способность ими распорядиться. Совершенный человек

преклоняется перед тем( что заключено в нем самом( а не уповает на то( что

относится к небесным явлениям( поэтому в своем развитии совершенный человек

всегда движется вперед. Ничтожный же человек отбрасывает то( что заключено

в нем самом( поэтому ничтожный человек постоянно идет назад! Происходит это

от того( что один надеется на себя( другой – на небо! В этом и заключается

отличие совершенного человека от человека ничтожного. В конце концов( какое

бы значение ни придавал Сюнь-цзы самосовершенствованию( идеал для него

определен естественными мировыми связями и в этом смысле ограничен.

Мэн-цзы тоже не против того( чтобы признать человеческое происхождение

норм поведения. Но при этом он подчеркивает их космическое значение(

указывая на всеобъемлющий характер чувства справедливости( которое

«наполняет все между небом и землей» и представляет собой «сочетание долга

и дао».

Естественное происхождение чувства справедливости не означает( по Мэн-

цзы( будто нет необходимости в его воспитании. Отсюда совет мудрому

правителю соблюдать ритуал по отношению к своим подчиненным, то есть вести

себя подобающим образом( подавая хороший пример( и тем самым создавать

благоприятные условия для воспитания подданных. В числе этих условий Мэн-

цзы называет постоянную занятость и умеренные налоги.

С этими рекомендациями Сюнь-цзы вполне согласен. Он тоже считает

отсутствие постоянного занятия источником дурных наклонностей и смуты в

государстве. Но это не все. Говоря об управлении им( Сюнь-цзы развивает

идею «равных возможностей» для чиновников. Эта мысль не чужда всему

конфуцианству( хотя не каждый автор сформулировал ее столь четко и

радикально.

Итак, в 4-6-3 вв. до н.э. взгляды на природу человека( его воспитание

и деятельность были предметом дискуссии между конфуцианцами. Тем не менее

некоторые особенности их интерпретации человека ставят под сомнение

гуманистическую устремленность данного учения.

§2. Позднее конфуцианство

1.Хань Юй

У поздних конфуцианцев повышается интерес к внутреннему миру человека(

формированию его индивидуальности( в противовес вопросам управления

государством. Одной из теоретических причин этого явилось то( что начиная

приблизительно с 7 в. в Китае распространяется буддизм, традиционно

обращавший внимание на индивидуальные особенности человека. Конфуцианские

мыслители не могли игнорировать такое важное явление. Их представления о

человеке сначала изменялись за счет детализации и акцентирования положений

конфуцианства, противостоявших даосизму и буддизму, а позднее – за счет

освоения положений буддизма и даосизма.

Хань Юй (768-824) трактует природу человека ортодоксально

конфуциански, приравнивая ее к природным задаткам( в число которых включает

традиционные «жень»( «ли»( «и»( «чжи»( «синь». Наличие этих качеств

означает( по Хань Юю, что природа человека добра; наличие их

противоположностей – что она зла. Если же в природе человека они смешаны,

то его природа и добра и зла. Так Хань Юй делит всех людей на категории в

зависимости от природных задатков, то есть обосновывает природное

неравенство, которое связывает с необходимостью разделения функций в

обществе. Хань Юй подчеркивает этот традиционный для конфуцианства момент в

противовес даосизму, отрицавшему обоснованность социальной иерархии.

Еще более решительно отстаивает Хань Юй конфуцианскую идею о

необходимости деятельности на основе человечности (жень) и долга (и) во имя

поддержания порядка в Поднебесной. Это положение направлено против

буддизма, призывавшего к отреченности от земных дел, и против даосизма,

считавшего, что следование естественному ходу вещей исключает чрезмерное

вмешательство в них.

В трактате «Юань дао» («О пути») Хань Юй пишет, что человек не имеет

приспособлений, позволяющих ему защищаться от холода и жары или

обеспечивающих пропитание, как у животных. Выживание человека мыслитель

связывает с деятельностью совершенномудрых, которые из-за любви к людям

ввели новый порядок, зиждущийся на социальной иерархии и закрепленный

разделением труда.

Для Хань Юя деятельность совершенномудрых служит образцом для

подражания. Он определяет человеческий путь, исходя из учения древних:

«Любить всех – это человеческое в человеке. Осуществлять человеческое и

поступать при этом как нужно – это чувство должного в человеке. Следовать

такой стезе – это путь человеческий. Иметь все в самом себе и не ждать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.