Рефераты. Проблемы цельного человека в русской религиозной философии XIX века






мира/, источник собственного сознания /перестраивает свой внутренний мир/”.

Проблемы полноты и целостности, нераздельности человеческой личности,

высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей

русской философской антропологии XIX века. Но в разнородных идейных

течениях эти проблемы получают различную аранжировку.

Панорама антропологических концепций XIX века могла бы быть

представлена более значительным числом персоналий, но, без включения в нее

творческого наследия Ф.М.Достоевского, она вряд ли могла быть полной.

Вместе со всей русской мыслью Достоевский - антропроцентричен. Нет

для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может,

нет и ничего страшнее человека. Человек - загадочен, соткан из

противоречий, но он является в то же время - в лице самого даже ничтожного

человека - абсолютной ценностью. Поистине - не столько Бог мучил

Достоевского, сколько мучил его человек, - в его реальности и в его

глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях.

Сила и значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, что

оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайна

человека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое,

что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от

которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо

становится на путь зла.

Эта этическая сущность человека, основная его этическая

направленность не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его

наблюдений над людьми.

“Идея человека” пронизывает, центрирует русскую философию XIX века.

Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того,

что “человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью

высшей иерархической ступени” /Бердяев/.

В.С. Соловьев о жизни души, цельном знании и человеке

Изучая труды Соловьева и авторов, интересующихся его творчеством,

можно смело сказать, что он был необыкновенным человеком в полном смысле

этого слова: современников поражала и его внешность, и его ум, и

способность визионера. Философ и поэт, положивший основание целому

направлению в русской поэзии конца XIXв. - начала XXв., Соловьев был еще

и личностью, попытавшейся воплотить заповеди Спасителя на земле.

Эта фигура достаточно оригинальна и самобытна, хотя сам Соловьев

говорит о том, что своего учения не имеет, а задачу свою видит в том,

чтобы отстаивать чистоту и истинность христианства. Хочется понять, как

при своих временных и направленных в высший мир устремлениях он не

отвергает материи, не третирует ее как нечто несущественное и инертное, но

в тоже время жаждет и предвещает одухотворение.

"... он был не только ре-

лигиозным человеком, но

вместе с тем и свободным

мыслителем и могучим ху-

дожником."

Эти слова, сказанные Владимиром Сергеевичем Соловьевым в память

Достоевского, можно равным образом отнести и к нему самому. Это значит,

что его философию нужно рассматривать и расценивать в нераздельном единстве

верования, мышления и творчества, или в единстве добра, истины и

красоты.

Мысленно вернемся в конец XIX века, интеллигенция раскололась "на

две расы": на одном полюсе сконцентрировалась "культурная элита" -

жаждавшая мистических тайн и религиозных откровений, на другом - "силы

революции", вдохновлявшиеся идеями русского радикализма и марксизма. Это

были будущие богоискатели и большевики. И вот именно в этот период и

появился "истинный образователь нового религиозного сознания" Владимир

Сергеевич Соловьев.

Соловьев В.С. (1853 - 1900) русский религиозный, христианский философ

и поэт, основоположник учения о всеединстве и цельном знании и человеке. Он

родился в Москве 16 января 1853г. в семье известного русского историка.

Среднее образование получил в 5-ой московской гимназии (1864-1869), окончив

ее с золотой медалью. В 1869г. Соловьев поступает в Московский университет

на историко-философский факультет, экстерном сдает дисциплины историко-

философского курса и в 1873г. заканчивает обучение.

Свое учение разрабатывал как альтернативу "отвлеченной" философии,

под которой понимал умозрительный рационализм. Кризис всей западно-

европейской философии видел в том, что она не выходит за сферу теории, не

выражает собой прямой, непосредственной связи человека с универсальной

целостностью мира. Цельное знание Соловьев рассматривал как органический

синтез науки, умозрительной философии и религиозной веры. Вера есть

"высшая потребность всецелой и абсолютной жизни". Природа цельного

человека в его учении предстает в трех основных формах своего бытия: в

форме чувства, мышления и деятельной воли. Оно составляют три "начала"

общечеловеческой жизни с соответствующими им идеалами и предметами

познания. Чувство имеет своим предметом объективную красоту, воля

объективное благо, мышление - объективную истину. В соответствии с этим

выделяются и три сферы человеческого бытия: творчество, знание и

деятельность. Творчество выражается как техническое или изящное

художество, мистика; знание - как положительная наука, отвлеченная

философия; практическая деятельность на уровне материального воплощения

предстает как экономическое общество, на уровне формальном - как

политическое общество (государство), на

уровне абсолютном - как духовное общество (церковь). В системе

всеединства человек предстает посредником между Богом (абсолютно- сущим) и

человеком. Вся человеческая история развертывается как восхождение к Богу,

или как процесс богочеловечества. На этих основаниях - в связи с единым

космоэволюционным процессом - строится этика Соловьева, его учения о Добре

как некой идеальной сущности. Пафос философии Соловьева - борьба за

духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества.

В ноябре 1874г. он защищает диссертацию на тему: "Кризис западной

философии (против позитивистов)", которая ярко свидетельствует как о

необычайной силе его философского мышления, так и о простоте и ясности

выражения, о логической убедительности, сочетавшихся с глубиной и шириной

исторического горизонта. Исходя из убеждения, что западная философия,

опираясь на данные положительных наук, утверждает в форме рационального

познания те же самые истины, которые в форме веры и духовного созерцания

прокламировали теологические учения Востока. Подробно свою систему

Соловьев изложил в докторской диссертации "Критика отвлеченных начал"

(1880).

Итоги развития философских мыслей Вл. Соловьева в первый период его

духовного творчества, как результат названный теософским (1874-1882),

охватывающий четыре сочинения, а именно: магистерскую диссертацию,

"Философские начала цельного знания" (1877), докторскую диссертацию и,

наконец, цикл из двенадцати публичных

лекций по философии религии легли в основу "Чтений и Богочелове-

честве". В этом изложении взгляда на теорию познания Соловьев

разъясняет, что "основное содержание для психологии дано в дейс-

твительности нашего духа, открываемой во внутреннем или психоло-

гическом опыте; точно так же основное содержание и для реальной

метафизики как науки о божественных предметах, дается нашему уму

в Божественном откровении, которое составляет религиозный опыт

человечества".

Центральной, сконцентрированной и определяющей идеей свобод-

ной теософии или положительной диалектики, сферы знания является

единство всех познавательно-теоретических действий или актов че-

ловеческого сознания в трех его состояниях: сексуального (чувс-

твительного), интеллектуального (умственного) и религиозного (ду-

ховного или мистического) опыта. В соответствии с этим цельное

знание вообще в самом широком понимании и есть синтез философии,

науки и теологии. Но этому широкому синтезу должен предшествовать

более узкий синтез в самой философии трех ее возможных направле-

ний: эмпиризма, рационализма и мистицизма. В системе цельного

знания взаимное отношение этих элементов определяется аналогией:

эмпиризм служит внешним базисом и крайним применением или реали-

зацией высших начал; рационализм является общей связью всей сис-

темы; мистицизм имеет первенствующее значение, определяя верхов-

ное начало и последнюю цель философского мышления. Получаем, что

"знание в своем единстве есть теософия", предмет которой состоит

в истинно-сущем или в сущем всеедином, составными частями которо-

го оказываются органическая логика, метафизика и этика.

Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает

важное место в его религиозной системе. Оно направленно на истол-

кование истории человечества и общественной жизни. Для Соловьева

Богочеловек - это одновременно и индивидуум, и универсальное су-

щество, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем вы-

ражается единство блага, истины и красоты. Преследуя цель совер-

шенствования человека, Бог проявился в земном историческом про-

цессе в виде Богочеловека - Иисуса Христа. "Своим словом и подви-

гом своей жизни, начинал с победы над всеми искушениями нравс-

твенного зла и кончал воскрешением, т.е. победой над злом физи-

чески - над законом смерти и тления, - действительный Богочеловек

открыл людям царство Божие".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.