Рефераты. Проблема бытия в философии






что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело.

Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных.

Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над

силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании

причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Он ищет

безусловно достоверное исходное основоположение для всего знания и метод,

посредством которого возможно, опираясь на это основоположение, построить

столь же достоверное здание всей науки.

Исходный пункт философских рассуждений Декарта – сомнение в

истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Однако,

сомнение есть не убеждение агностика, а только предварительный методический

прием. Можно сомневаться в том, что существует внешний мир, и даже в том,

существует ли мое тело. Но само мое сомнение во всяком случае существует.

Сомнение же есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю.

Если, таким образом, сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь

поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве

мыслящего.

Эти линию развивает немецкий философ Г. Лейбниц, который выводит

понятие бытия из внутреннего опыта человека, а крайнего выражения она

достигает у английского философа Дж. Беркли, отрицающего существование

материального бытия и выдвигающего субъективно-идеалистическое положение

«быть – это значит быть в восприятии».

И. Кант

Не отрицая существования вещей самих по себе, И. Кант рассматривает

бытие не как свойство вещей, а как связку суждения. «…Бытие не есть

реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что

могло бы быть прибавлено к понятию вещи… В логическом применении оно есть

лишь связка в суждении». Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не

прибавляем ничего нового к его содержанию.

Диссертация «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и

умопостигаемого мира» явилась началом перехода к воззрениям «критического»

периода, главными произведениями которого стали «Критика чистого разума»,

«Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о явлениях и о

вещах, как они существуют сами по себе, - «вещах в себе». Познание наше

начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств

и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант –

материалист. Но в учении о формах и границах познания Кант – идеалист и

агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия

и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретического знания «о

вещах в себе». Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирические знания могут

неограниченно расширяться и углубляться, но это ни на йоту не приблизит нас

к познанию «вещей в себе».

Установка на рассмотрение бытия как продукта деятельности духа

характерна и для философии конца XIX – начала XX веков. При этом по-новому

истолковывается само бытие. Основная тенденция в развитии представлений о

бытие совпадает с тенденцией развития научного знания, которое преодолевает

как натуралистичски-объективистскую трактовку бытия, так и субстанциальный

подход к нему. Это выражается, в частности, в широком проникновении в

научное мышление таких категорий, как функция, отношение, система и т. д.

Это движение науки во многом было подготовлено критикой представлений о

бытие как субстанции, осуществленной в гносеологии, например, в работах

немецкого философа-неокантианца Э. Кассирера.

2.Бытие человека и бытие мира

Почему же особое внимание философов различных направлений привлекло

учение о бытии? И как это увязать с поворотом к человеку? Ведь в философии

XX века, в отличие от традиционной онтологии, не мир, не природа, а человек

становился проблемной точкой отсчета. Философы XX века стали решительно

пересматривать внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возражали тем

представителям классической онтологии, которые отталкивались от

самостоятельного бытия мира и от него двигались к пониманию человека,

поставленного в зависимость от мира. В таких случаях, говорили они,

философия и превращалась в "философию вещей", а человек чаще всего также

рассматривался как вещь. Не менее категорическими были возражения против

тех направлений классической философии, где на первый план выдвигались

логика, гносеология, теория идей: господство "философии идей", утверждали

сторонники "новой онтологии", превращает человека в своего рода

познавательную машину.

В противовес классическому онтологизму и гносеологизму

представители анализируемых направлений XX века считали необходимым

действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть,

существует, является бытием, притом бытием особым. Философы-классики

рассматривали "бытие" как предельно широкое (человеческое) понятие о мире и

в то же время считали бытие совершенно независимым от человека. Исключением

было учение Канта. В нем философы XX века особенно высоко оценили ту идею,

согласно которой мир мы видим исключительно сквозь призму человеческого

сознания. Вещи мира, сам мир существуют в себе, совершенно независимо от

сознания, но "в себе" они нам, людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и

процессы мира являются людям, постольку результаты его осознания уже

неотделимы от человека. К этим тезисам Канта, значительно усиливая их

субъективистский крен, присоединяются не только феноменологи,

экзистенциалисты, персоналисты, но и представители многих других

направлений. Однако в отличие от классиков, и даже от Канта, центром

"антропологической философии" XX века является не учение о разуме, не

гносеология и логика, а онтология. Центром же "новой онтологии" становится

не некое изолированное сознание человека, а сознание, точнее, духовное

(сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим

бытием. Этот новый смысл и вкладывается в традиционное понятие Dasein

(наличное бытие, здесь - бытие), которое становится базовой категорией

экзистенциалистской онтологии.

Итак, путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста - не путь

от Sein, бытия вообще, не от мира как бытия к бытию человека, как это было

в классической онтологии. Избирается обратный путь - от человеческого

Dasein к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой

подход представляется философам XX века предпочтительным не только с

реалистической точки зрения (ведь по-другому, говорят они, человек и не

осваивает мир), но и с точки зрения гуманистическая: в центр ставится

человек, его активность, возможности свободы, открываемые самим его бытием.

В ряде философских концепций акцент делается на специфической форме

бытия – человеческом существовании.

Понятие «существование» произошло от латинского existo – существую.

В истории философии понятие «существование» употреблялось обычно для

обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличие от сущности вещи,

постигается не мышлением, а опытом.

Принципиально новый категориальный смысл существование получает у

Кьеркегора. Он противопоставляет рационализму понимание существования как

человеческого бытия, которое постигается непосредственно. Существование, по

Кьеркегору, - единично, личностно, конечно. Конечное существование имеет

свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно

Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости существования, то есть

от судьбы.

В ХХ веке кьеркегоровское понятие существования возрождается в

экзистенциализме, где оно занимает центральное место. Существование, то

есть экзистенция (отсюда сам термин «экзистенциализм») трактуется в

экзистенциализме как нечто соотнесенное с трансценденцией, то есть выходом

человека за собственные пределы. Непостижимая для мышления связь

существования с трансценденцией, его конечность обнаруживаются, согласно

экзистенциализму, в факте самого существования. Однако конечность,

смертность существования – не просто эмпирический факт прекращения жизни, а

начало, определяющее структуру существования, пронизывающее собой всю

человеческую жизнь.

Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к так называемым

«пограничным ситуациям» – страдание, страх, тревога, вина, в которых

выявляется природа существования.

У немецкого философа Ф. Ницше, например, понятие бытия толкуется

как обобщение понятия жизни. Он стремится преодолеть рациональность

философского метода. Понятия не выстраиваются у Ницше в систему, а

предстают как многозначные символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к

власти», которая есть само по себе бытие в его динамичности, и страсть, и

инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т. д.

Еще более резко этот тезис проводится в философии жизни немецкого

философа В. Дильтея, для которого подлинное бытие совпадает с целостностью

жизни, постигаемой науками о духе.

Центральным у Дильтея является понятие жизни как способа бытия

человека, культурно-исторической реальности. Человек не имеет истории, но

сам есть история, которая только и раскрывает, что он такое. От

человеческого мира истории Дельтей резко отделяет мир природы. Задача

философии, как «науки о духе» – «понять жизнь, исходя и нее самой». В связи

с этим выдвигается метод «понимания» как непосредственное постижение

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.