Рефераты. Природные и общественно-исторические предпосылки возникновения и развития сознания






процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом

напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще становился бы

невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также

третьего момента - новаций (формирование качественно новых связей, функций,

черт).

Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе, и в обществе

служат, в частности, "спиралевидные" процессы, сочетающие в себе

цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Циклических

процессов - различных циклов, кругооборотов - существует в мире великое

множество. Цикличность формирования и гибели, рождения и смерти,

обновления и старения и т.д. проявляется во всех процессах природных и

общественных изменений. Глубокие догадки заключены и в мыслях и

противоборстве противоположностей, ритмическом чередовании их

сбалансированности, гармонизации и нарушении равновесия как постоянно

воспроизводящихся циклах. Эти высказывавшиеся еще в древности догадки в

дальнейшем развитии диалектики были уточнены, получили свое развитие.

идея цикличности была дополнена идеей поступательности прорыва,

преодоления исходного уровня бытия, выхода за рамки того, что

существовало на предыдущем уровне, формирования качественно новых уровней

бытия. В материалистической диалектике отношение противоположностей

толкуется не просто как чередование нарушений и восстановлений их

равновесия, но и как их ассиметрия, приводящая к направленному

поступательному изменению, развитию.

Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию

развития материального мира. Чтобы понять сущность и значение этого

закона, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание

и каково его место в развитии.

В любой области материальной действительности постоянно происходит

процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового,

передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть

развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого,

и называется отрицанием.

Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него

идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит

развитие идеи, мысли.

Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его

материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой

неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. "Ни в

одной области, - указывал Маркс, - не может происходить развитие, не

отрицающее своих прежних форм существования". Развитие земной коры,

например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха,

возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В

органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на

основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества

также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми:

первобытного общества - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным,

феодализма - капитализмом. Отрицание присуще и развитию познания, науки.

Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее

совершенную.

Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне.

Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления,

как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних

противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения,

для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление

старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития,

самодвижения предметов и явлений.

Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности

отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной

действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное

уничтожение старого.

Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не

уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И

не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более

высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых

они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный

характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая

старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники,

культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

Теория отрицания., для марксистского понимания отрицания,

характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе

развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не воспринимает

старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его

отдельные элементы, стороны, причем не механически присоединяет их к себе,

а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе.

Марксистская диалектика требует критического отношения к прошлому опыту

человечества, указывает на необходимость творческого использования этого

опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной

практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла

достижения философской мысли пошлого, а критически проработала, обогатила

их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на

качественно новую, высшую ступень.

Итак, мы выяснили, что в результате отрицания разрешается то или иное

противоречие, уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли

на этом развитие? Нет, с возникновением нового развитие не прекращается.

Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки,

условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти

предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже

отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело

старое, замена нового еще более новым - новейшим. Результат этого второго

отрицания снова отрицается, преодолевается, и так без конца. Развитие

выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за

другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым.

Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в низших только то,

что устарело, воспринимая и умножая в то же время достижения предыдущих

ступеней, развитие в целом приобретает прогрессивный, поступательный

характер. Прогресс и есть то общее направление, которое характерно для

диалектического развития.

Прогресс осуществляется во всех областях действительности.

Рассмотрим, хотя бы в общих чертах, прогрессивное развитие на нашей

планете.

Как мы уже говорили, исходным материалом для образования

планет Солнечной системы, в том числе и Земли, послужила газопылевая

материя, содержащая простейшие химические вещества. В ходе развития

природы эти вещества становились все сложнее и сложнее. В результате

возникла живая, органическая природа. Живые организмы также развивались

от простого к сложному: от одноклеточных форм - к клетке, из

одноклеточных - к более сложным животным, эволюция которых привела к

появлению человекоподобных существ, а позднее и человека. С возникновением

человека начинается процесс общественного развития. Последовательными

этапами прогрессивного развития общества явились первобытнообщинный,

рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй.

Важнейшей особенностью прогресса в обществе является нарастание

темпов развития. Процесс возникновения человека начался примерно миллион

лет назад. Если учесть, что современный человек существует всего несколько

десятков тысяч лет, то можно представить себе, какими медленными темпами

шел процесс становления человека. Более быстро шло становление

рабовладельческого и феодального обществ, хотя и оно затянулось на

тысячелетия. В дальнейшем строй меняется еще быстрее.

Утверждение прогрессивного характера развития представляет собой

главную, но не единственную черту закона отрицания отрицания. Этот закон

характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно

сложный, как бы спиралеобразный процесс с определенным повторением

пройденных ступеней, с известным возвратом к прошлому. "Развитие, как бы

повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющие их иначе, на более

высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали,

а не по прямой линии..." - писал В.И.Ленин, указывая на эту черту

диалектики.

Спиралевидный характер развития присущ различным областям

действительности. Одним из самых ярких проявлений этой особенности развития

в неживой природе является периодический закон химических элементов,

открытый Д.И.Менделеемым.

Спиралеобразное развитие имеет место и в общественной жизни.

Первой формой общественной организации был первобытнообщинный строй. Это

было бесклассовое общество, основанное на общем владении крайне

примитивными средствами производства. Дальнейшее развитие производства

привело к отрицанию этого строя классовым рабовладельческим обществом и

т.д.

Итак, развитие осуществляется посредством отрицания старого новым,

низшего высшим. Поскольку новое, отрицая строе, сохраняет и развивает его

положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе

с тем развитие идет по

спирали с построением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.

Такова суть диалектического закона отрицания отрицания.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА:

1. "Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.

2. В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний",

Москва, "Мысль", 1987 г.

3. Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введение

- в философию", Москва - 1990 г.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.