Рефераты. Природные и общественно-исторические предпосылки возникновения и развития сознания






Природные и общественно-исторические предпосылки возникновения и развития сознания

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Философия»

по специальности : Маркетинг

по разделу учебного плана : Философия

преподаватель - консультант : Чуйко В.Л.

Природные и общественно-исторические предпосылки возникновения и развития

сознания.

План;

1. Возникновение и природа сознания.

2. Генезис сознания.

3. История становления психического отображения.

4. Структура сознания, ее основные уровни.

В мире вокруг нас нет ничего удивительнее и загадочнее за человеческий

разум, интеллект, сознание. Стало обычным высказывание: все, что существует

вне нашего сознания, является ничем другим, как конкретной разновидностью и

формами материального. Идеальные, духовные явления, которые в отличие от

материальных существуют только в головах людей как производные от

материальных, как результат их отображения, устанавливают содержание

сознания.

Тысячелетия человечество искало ответы на вопросы, в чем состоит суть

феномена сознания, какая его природа, как оно возникло и какое его

предназначение в мире. В историко-философском процессе проблема сознания

приобретала разнообразные толкования.

Известно, что идеализм считает сознание активным началом материи.

Фактически сознание оторвалось от человека и природы, ему приписывали

самостоятельное, независимое существование. Такое сознание не имело

никакого отношения к мозгу, дух не рождался, не возникал: оно жило своей

собственной жизнью, развивалось, продолжало явления природы и истории.

Идеалисты утверждали, что сознание может быть понятым только из самого

себя.

В мире всегда существовали две самостоятельные субстанции - материя и

сознание. Сознание, как и материя есть вечной, оно не возникает и не

рождается. Соответственно отпадала необходимость решения вопроса о его

возникновении.

Никто, в том числе и наши предки не заметил появления разума на земле,

«человек вошел в мир бесшумно». Сознание возникло «между двумя индивидами»:

на «точечном уровне» состоялась некоторая «мутация от нуля ко всему».

Поэтому конкретный механизм разума, сознания, по мнению Тейяра де Шардена,

постичь невозможно.

Вопрос о происхождении и сущности сознания связывается с рассмотрением

материи, которая способна к самодвижению и саморазвитию. Последнее

определило возможность понимать природу сознания как свойство

высокоорганизованной материи, как высшую форму ее атрибутивной

свойственности - отображения.

Мировое философское мнение ХХ ст. Преимущественное внимание уделяло

роли субъективных факторов в существовании и функционировании сознания.

Вопрос сознания становится предметом постоянной сосредоточенности и поиска

зарубежной философии этой эпохи. Большинство представителей разных

философских школ подчеркивали, что в их теоретических концепциях в

противовес предыдущей «метафизике» речь будет идти о перестройке «особенной

онтологии человеческого сознания и субъективности».

Относительно мировой современной философии, то ее трактовка «онтологии

субъективности и сознания» не однозначна. Представители различных школ

описывали сознание а его существенной «чистоте» и феноменальной

выразительности, или фиксировали жизнь сознания на феноменально-телесном

уровне, или проявляли детерминацию сознания через языковые и другие

структуры несознательного - психоанализ, структурализм.

За последние 15-20 лет философия сознания в англоязычных странах

заметно перестроилась. Она взяла курс на сближение с природознанием,, на

разработку «научной метафизики», приобрела более эмпирический,

натуралистический вид. Сегодня опыты философов сосредоточились на

соотношении «духа» и «тела», физических и психических состояний. Много

внимания уделяется вопросам , которые возникают на границе философии и

языка, кигнетивной психологии и компьютерного моделирования сознания.

Многоуровневый характер сознания обусловливает разные подходы к ней.

Оно изучается и описывается разными науками: эволюционной теорией,

медициной, кибернетикой, психологией, физиологией, антропологией, а также

некоторым образом художественной литературой, искусством и др.

Принимая во внимание достижения современных наук, философия углубляет

теорию сознания, придавая более адекватного характера понятийному

возобновлению процессу становления, возникновения и развития сознания.

Сознание современного человека является продуктом всемирной истории,

результатом многовекового развития практической и познавательной

деятельности, многих поколений людей. Сознание имеет не только свою

социальную историю, а и природную предисторию - развитие своих чисто

биологических предпосылок.

Активная деятельность материи выходит за рамки обычных перемен и

обычных взаимодействий. Она предусматривает существование в материи другого

свойства, родственного с раздражительностью и ощущением. Этот признак

материи явлется не иначе, как свойством отображения.

К основным типам отображения современная наука относит:

1) неорганическое отображение - связанное с механическим, физическим,

химическим изменением тел;

2) органическое отображение - имеет место в живой природе

(раздражительность, психика);

3) социальное отображение - уровень существования человеческого сознания.

Все эти типы имеют общие свойства, которые выделяются следующим образом:

всякий тип отображения есть результатом влияния одного объекта на другой;

в объекте, который поддавался действию , остается след, который отображает

особенности структуры действующего объекта;

этот след влияет на дальнейшее функционирование и развитие объекта.

На уровне химической формы движения материи способность к созданию

специфического противоречивого взаимоотношения отображающей материальной

системы с окружающим миром значительно выше, чем на уровне физической формы

движения материи

Общее рассмотрение отображения в неживой природе убеждает нас в

необходимости ставить вопрос о роли отображения, как эффекта материального

взаимодействия в ходе становления и развития в частности и простейших форм

организации материальных систем , форм движения материи, которые

обеспечивают поступательное движение материи в целом.

В дальнейшем развитии материи возникают сложные за организацией

материальные системы - нервная материя, центральная нервная система, органы

ощущения, условно-рефлекторная деятельность, психическое отображение.

Постепенное усовершенствование нервной системы обеспечило

возникновение процессов приспособленности организмов к окружающей среде,

активизировало и разрешило потребность в полученной информации от

окружающего мира, а также сформировало способность живых существ

приобретать жизненного опыта и сохранение его в памяти.

Ощущения имеют начальную форму психики животных. Психика, таким

образом, не является признаком всей живой материи, она возникает на

определенном этапе исторического развития материи.

С появлением психики возникает сигнальное, образное отображение

действительности в виде идеальных образов - ощущений, восприятий,

представлений. Психическая форма отображения действительности является

вершиной природной эволюции форм отображения. Она является биологической

предпосылкой возникновения человеческого сознания.

Человек имеет не только присущи четыре важные биологические

особенности - это скелет, подвижные руки, способные манипулировать

предметами, трехизмерное цветное зрение

1. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ.

План:

1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии.

2. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания.

3. Прогрессивный характер развития.

1. Развитие как процесс.

5. Спиралевидный характер развития.

В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и мышлений,

ритм разрешений диалектических противоречий мысли и связанных с ними

диалектических отрицаний был перенесен и на бытие. В материалистической

диалектике также были предприняты попытки осмыслить диалектические

«противоречия» и «Отрицания» в бытийных (онтологических) понятиях.

"Отрицание" как реальный аналог логического, мысленного отрицания

(антитезиса) при этом было истолковано как непременный момент,

многократно повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз,

периодов, этапов изменения того или иного объекта.

В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", подчеркивающего

разрыв, противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменений,

диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного этапа к

другому. Диалектическое "отрицание" включает в себя триединый процесс:

4. деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего;

5. комуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) ;

6. конструкции (формирования, созидания нового).

Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасывание" изживание

- обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но

сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять,

разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное

продолжение процесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются

вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.