Рефераты. Природа и сущность сознания






полезность и целесообразность бытия тела человека.

1. Сфера логико-понятийных компонентов сознания связана с мышлением,

которое выходит за пределы чувственного данного в сущностные

уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений,

доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина.

У разных людей - разная степень сознания: от самого общего,

мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных

размышлений над собой.

К самосознанию человек приходит только через социализацию. Человек

осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе

самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность.

Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании

свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.

Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции

сознания:

Познавательная

Прогноза, предвидения, целепологания

Доказательства истинности знания

Ценностная

Коммуникативная

Регулятивная

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют

в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком

уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или

рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем

самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его

структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не

просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму

отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,

представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,

находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания

наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание

вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию

того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто

существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде

всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в

объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское,

эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и

рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,

мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его

структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой

необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания

определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только

познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие

нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и

ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное

искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может

человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни

человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие

собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),

настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и

аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают

различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое

выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А

это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его

жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс

познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,

интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе

как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на

объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело

благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества

составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное

сложноструктурированное целое.

4. Сознание в современной философии.

В современной философии можно указать, по крайней мере, на два

толкования. С одной стороны, сохраняется (классический( смысл этого

термина, согласно которому сознание тождественно познающему сознанию, как

оно представлено в концепции самосознательного субъекта предшествующего

рационализма. Сознание в этом смысле есть некоторое препарированное (т.е.

удовлетворяющее ряду условий) образование, нечто вторичное, или

рефлективное сознание. С другой стороны, сознание (иногда даже говорится и

самосознание) понимается как нечто непосредственно схватывающее,

понимающее, (знающее( само себя и свою основу. В этом втором смысле

сознание и субъективность рассматриваются как специфический вид бытия,

который невозможно выразить в традиционной субъект-объектной форме. Бытие

сознания, поскольку оно не может быть объектом, есть поэтому предмет не

гносеологии, а онтологии.

Онтологическая трактовка сознания и субъективности осуществляется в

современной западной философии по нескольким линиям, вычленение которых

представляет известную трудность, ибо, как правило, в концепциях отдельных

мыслителей различные линии анализа пересекаются и взаимодополняются.

Условно можно выделить следующие направления поисков: описание сознания как

чего-то неотделимого и даже тождественного непосредственной жизненной

реальности ((философия жизни(, концепция жизненного разума Ортеги-и-

Гассета); вычленение некоторого дорефлексивного уровня сознания и описание

последнего в его сущностной (чистоте( и феноменальной явственности

(Гуссерль, Сартр); фиксирование жизни сознания на феноменально-телесном

уровне (Ницше, Мерло-Понти); выявление детерминаций сознания через языковые

(герменевтика, Витгенштейн) и другие структуры бессознательного порядка

(психоанализ, структурализм).

5. Заключение.

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории,

итог многовекового развития практической и познавательной деятельности

бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность,

необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою

не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие

биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать

миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без

этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ,

самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из

окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от

психики самых развитых представителей животного мира.

На базе современных знаний можно подвести некоторые итоги. Итак:

1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира,

свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,

логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

3) Формирование сознания связано с возникновением труда.

4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.

Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого

сознания.

5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы

- человеческого мозга.

6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно -

единое целое.

7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его

действительность. Оно активно.

6. Список литературы.

1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991г.;

2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988 г.;

3) «Информация. Сознание. Мозг». Д.И. Дубровский Москва: «Высшая

школа», 1980 г.;

4) Философский словарь. М.:Политиздат, 1987 г.;

5) Проблема сознания в современной западной философии. М.:1989 г.;

6) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989 г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.