Рефераты. Природа и сущность сознания






Природа и сущность сознания

Содержание работы.

1. Введение - 3 стр.

2. Истоки сознания - 4 стр.

3. Сущность, структура, функции сознания - 9 стр.

4. Сознание в современной философии - 14 стр.

5. Заключение - 15 стр.

6. Список литературы - 17 стр.

1. Введение.

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в

отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим

решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых

дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали

разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство,

техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы

раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения

объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе,

который представляет собой единство психических процессов, активно

участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного

бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у

животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками

предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов,

являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и

смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и

обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления

и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия

человека с действительностью и управления ею.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности

сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как

крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты

отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая

сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как

самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют

сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что

существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в

природе, истории и поведении каждого отдельного человека.

2. Истоки сознания

Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания.

В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или

иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем

космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено

на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и

объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи

объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске.

Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия

открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре христианства возникает потребность во внутреннем

сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через

молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой

возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к

самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание прежде всего о

собственном духовном опыте. В его содержании включены инкстинты и страсти,

рефлексы и рассуждения, и наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр

между первым и вторым. Т. е. Сознание это способность воспроизвести

переживания поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности

человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом,

царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании

нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти

сверх чувственного о согласии принять свое происхождение только через

природную эволюцию. По сути это начало антропоцентристского мировоззрения.

Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире.

Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и

действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт

объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во

всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит –

существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд в котором уже

содержится идеи и образцы того с чем предстоит столкнуться в мире. Такое

учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был

использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является

самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением т.е. максимально

рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к.

сознание тождественно предметному миру.

Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос о источниках

сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая,

объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-

материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит

сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители

Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью)

в конечном счете характер мышления оказывается определяется пищей, влияющей

через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому- объетивно-

идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но

определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).

Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания

выделяет следующие факторы:

1. Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и

духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных

чувственно-понятийных образов. Такая информация есть

результат взаимодействия человека с наличной ситуацией,

обеспечивающей постоянный контакт с нею.

2. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и

эстетические установки, правовые нормы, знания, средства,

способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет

отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.

3. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни

и переживаний. Человек и при отсутствии внешних

взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить

планы и т.д.

4. Мозг как макроструктурная природная система обеспечивающая

на клеточно-тканевом уровне организации материи,

осуществлении общих функций сознания. Установлено, что

биохимическое состояние мозга влияет на сознание ( и в этом

правы вульгарные материалисты, ошибка их в игнорировании

специфики других факторов, в отстаивании положения о

вещественности сознания).

5. Источником сознания выступает, вероятно, и космическое

информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого

является сознание человека. Подтверждается гипотезой в

квантово-механической природе мозга.

Таким образом источником индивидуального сознания является не сами по

себе идеи ( как у объективных идеалистов ) и не сам по себе мозг ( как у

вульгарных материалистов ), а реальность (объективная и субъективная),

отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального

субстрага – головного мозга в системе надличностных форм сознания.

Раскрывая природу сознания необходимо выяснить, являются ли сознание

атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое. Второй

подход представлен прежде всего в религиозных течениях (В. С. Соловьев, Д.

Ландреев, Т. де Шарден), в центре которых – божественный разум, живое тело

космоса, «галактический разум» и т.д. Не отвергая этот подход остановимся

на другом нашедшем большее научное объяснение, объявляющее сознание

атрибутом человека.

Он разрабатывался в рамках философского реализма

( диалектического материализма). Мировоззренческим основанием его

служит принцип отражения, описывающий свойства материи как субстанции.

Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе

взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других

систем.

Эти изменения, запечатляемые в другом и используемые

самоорганизующимися системами называются информацией (песок и вода,

отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы).

Отражение в неживой природе – элементарные формы отражения:

механическая, физическая, химическая. Они характеризуются тем, что не

обладают формой активности, отражающая и отражаемые системы выделяются лишь

условно, нет использования информации. Поэтому такие системы временны,

стареют и разрушаются.

Присущее неживой природе свойство отражения при определенных условиях

порождает отражение в живой природе – биологическую форму отражения. Ее

разновидности: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших

животных. Такое отражение связано с приспособленной жизнедеятельностью

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.