которые, сами не будучи прямой причиной и не участвуя в переносе вещества,
энергии и информации, способствуют порождению причиной следствия. Так, в
случае гибели больного в результате отсутствия своевременной медицинской
помощи причиной гибели является само заболевание, а отсутствие медицинской
помощи — это условие гибели, но не ее причина.
Второй тип классификации причинно-следственных отношений строится на
основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на
динамические (однозначные) и статистические (вероятностные). Так, все
законы квантовой механики или информационных взаимодействий в обществе
носят вероятностный характер, то есть, будучи во внутреннем содержании
строго определены своей прямой причиной, они в то же время в способе
проявления этой причинной связи зависят от множества случайных факторов,
характеризующихся определенной статистической частотой.
В метафизических концепциях вероятностная форма проявления причинной
зависимости нередко связывается с отрицанием самого принципа причинности.
Вероятность отождествляется здесь с беспричинностью. Однако в таком
толковании сказывается неразличение внутреннего содержания причинения и
способов его осуществления, которые при одном и том же внутреннем
содержании внешне могут проявляться и в динамической и в статистической
формах. Несмотря на то что причинность может осуществляться разными
—динамическими или статистическими — способами, она вовсе не превращается
от этого в беспричинность или случайность. Так, сам факт появления именно
данной личности в тот или иной переломный момент истории является
статистически вероятностным, но связь между необходимостью появления именно
такой по своим обобщенным данным исторической фигуры и ее действительным
появлением носит причинно-следственный характер. Выявление такого рода
статистических вероятностных закономерностей дает возможность вскрыть цепь
причинно-следственных связей, которые прокладывают себе путь сквозь
совокупное действие множества случайностей. Как бы ни был случаен и
вероятностен факт рождения в данной семье мальчика или девочки, между
социальными демографическими потребностями и рождаемостью существует
причинно-следственная связь: на каждые сто девочек рождается сто шесть
мальчиков.
Помимо приведенных классификаций причинно-следственных связей существуют
также разного рода гносеологические классификации. Например, выделяются
причины общие, специфические и главные; объективные и субъективные,
непосредственные и опосредствованные; всеобщие, особенные и единичные.
Классификации, производятся также и по числу вступающих в причинную связь
явлений: простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные,
несистемные и др.
Концепция детерминизма.
Детерминизм в широком смысле слова есть такая концепция мира (способ
объяснения происходящих в нем изменений), которая основывается на принципах
причинности и закономерности. Различные формы детерминизма обусловлены
различными типами причинности и законов.
Детерминизм и индетерминизм.
Философский детерминизм (от лат. deter-minare — определять) — это
мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому из того
факта, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует
возможность познания, объяснения и предсказания событий, имеющих как
однозначно определяемую, так и вероятностную природу. Причинность является
ядром принципа детерминизма, но не исчерпывает всего его содержания.
Длительное время умами философов и ученых владел механистический
детерминизм, базирующийся на понимании причинной связи как однозначной (то
есть необходимой) и постоянной. Причинность приравнивалась к необходимости,
случайность же исключалась из рассмотрения, считалась просто несуществующей
(Демокрит, Спиноза и другие). Для механистического детерминизма характерны
очень жесткое, исключающее случайность понимание причинных связей и
ньютоновский тип законов (законы классической механики), не принимающий во
внимание вероятностной, статистической формы детерминизма.
Особенность механистического детерминизма состояла также в том, что
детерминация рассматривалась как вызываемая внешними причинами (условиями).
Так, в системе физической причинности, воссозданной в механике Ньютона, все
процессы определяются предыдущим состоянием движения и силами, оказывающими
действие извне. Далее, поскольку детерминация рассматривалась как
однозначная, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания (или
ретросказания) состояний материальных систем и даже Вселенной в целом в
будущем (или прошлом). Обосновывалось это следующим образом. Состояние
Вселенной определяется хотя и большим, но конечным числом параметров. Если
известно число этих параметров в любой данный момент, а также известны их
производные по времени, то может быть вычислено значение этих самых
параметров в предыдущее и последующее время. Такое понимание иногда еще
называют лапласовским детерминизмом — по имени французского ученого
Лапласа, четко сформулировавшего идеи механистического детерминизма.
Классической формой детерминизма в его механистическом истолковании
явился детерминизм, развитый французским ученым П. Лапласом и
предполагавший однозначную (динамическую) причинную обусловленность одного
события другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого
предсказания. Свое классическое выражение механистический детерминизм
получил у Лапласа в следующей формулировке: если бы существовал ум,
осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих
сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и
будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.
Развитие познания, особенно в XIX—XX веках, убедительно выявило
ограниченность такого понимания. Укреплялось представление, что
детерминация вызывается не только внешними причинами, что она не
исчерпывается лишь количественной стороной дела и не обязательно является
однозначной или хорошо определенной. Открытие в процессах биологической
эволюции, в развитии общества, наконец, в физике микромира иных, более
сложных, диалектичных форм детерминации на какое-то время реанимировало
концепцию индетерминизма — отрицания закономерностей и причинной
обусловленности явлений. Так, кризис механистического материализма в физике
на рубеже XIX и XX столетий (вывод: «материя исчезла») включал в себя и
кризис механистического, или метафизического, детерминизма. Уже не в
области философии, а на почве самой науки диалектически переосмысливались
жесткие представления ученых о причинных связях и законах.
Диалектизация принципа причинности шла в различных направлениях. В
механистическом материализме простая схема причинности мыслилась как
однозначное соответствие между причиной и следствием. Предполагалось, что
одна и та же причина всегда производит одно и то же следствие, что имеется
единственное следствие для каждой причины, однозначным образом вытекающее
из этой причины. Уточнение простой схемы причинности, насыщение ее
диалектикой происходило таким образом, что сначала была осознана роль
условий:
при одинаковых условиях выделенная причина всегда производит одно и то же
следствие. Затем становится понятным, что одинаковых причин, условий и
результатов не бывает. Поэтому происходит следующее уточнение: подобные
причины при подобных условиях всегда производят подобные следствия.
Наконец, слово «всегда» заменяется более точным «в большинстве случаев»:
подобные причины при подобных условиях в большинстве случаев производят
подобные следствия. Большинство случаев — это максимальная частота случаев.
Тем самым от ньютоновской детерминации (в причине — одна возможность)
совершается переход к статистической детерминации, многооднозначному
соответствию между причинами и следствиями (в причине ряд возможностей).
Это делает изменение, развитие многовариантным, не заданным жестко, что не
означает, однако, отсутствия детерминации, произвольного характера
переходов.
Диалектический детерминизм рассматривает категории причины и следствия в
зависимости от категорий необходимости, случайности и вероятности. В
противоположность механицизму диалектика определяет детерминизм как учение
об относительной, а не абсолютной необходимости. Подтверждением принципа
диалектического детерминизма служит реальный процесс развития общества, в
Котором развитие всегда осуществляется на основе экономической
необходимости, в конечном счете прокладывающей себе путь через массу
случайностей.
Иначе говоря, понимание детерминизма выступает как достаточно гибкое,
открытое для новых типов детерминации и вместе с тем настолько четкое,
чтобы исключать представления индетерминизма. Согласно диалектико-
материалистической концепции детерминизма, причина и следствие не
обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями, то есть
необходимым образом. Эта связь может носить статистический, вероятностный
характер, и тогда форма детерминации статистическая. Статистическая
детерминированность — результат взаимодействия большого числа элементов,
индивидуально детерминированных в соответствии с другими типами
детерминации. Статистическая детерминация касается ситуаций, в которых
имеется несколько (иногда много) альтернатив.
Признание реальности вероятностей, случайных явлений повлекло также
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6