Рефераты. Причинно-следственные связи






которые, сами не будучи прямой причиной и не участвуя в переносе вещества,

энергии и информации, способствуют порождению причиной следствия. Так, в

случае гибели больного в результате отсутствия своевременной медицинской

помощи причиной гибели является само заболевание, а отсутствие медицинской

помощи — это условие гибели, но не ее причина.

Второй тип классификации причинно-следственных отношений строится на

основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на

динамические (однозначные) и статистические (вероятностные). Так, все

законы квантовой механики или информационных взаимодействий в обществе

носят вероятностный характер, то есть, будучи во внутреннем содержании

строго определены своей прямой причиной, они в то же время в способе

проявления этой причинной связи зависят от множества случайных факторов,

характеризующихся определенной статистической частотой.

В метафизических концепциях вероятностная форма проявления причинной

зависимости нередко связывается с отрицанием самого принципа причинности.

Вероятность отождествляется здесь с беспричинностью. Однако в таком

толковании сказывается неразличение внутреннего содержания причинения и

способов его осуществления, которые при одном и том же внутреннем

содержании внешне могут проявляться и в динамической и в статистической

формах. Несмотря на то что причинность может осуществляться разными

—динамическими или статистическими — способами, она вовсе не превращается

от этого в беспричинность или случайность. Так, сам факт появления именно

данной личности в тот или иной переломный момент истории является

статистически вероятностным, но связь между необходимостью появления именно

такой по своим обобщенным данным исторической фигуры и ее действительным

появлением носит причинно-следственный характер. Выявление такого рода

статистических вероятностных закономерностей дает возможность вскрыть цепь

причинно-следственных связей, которые прокладывают себе путь сквозь

совокупное действие множества случайностей. Как бы ни был случаен и

вероятностен факт рождения в данной семье мальчика или девочки, между

социальными демографическими потребностями и рождаемостью существует

причинно-следственная связь: на каждые сто девочек рождается сто шесть

мальчиков.

Помимо приведенных классификаций причинно-следственных связей существуют

также разного рода гносеологические классификации. Например, выделяются

причины общие, специфические и главные; объективные и субъективные,

непосредственные и опосредствованные; всеобщие, особенные и единичные.

Классификации, производятся также и по числу вступающих в причинную связь

явлений: простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные,

несистемные и др.

Концепция детерминизма.

Детерминизм в широком смысле слова есть такая концепция мира (способ

объяснения происходящих в нем изменений), которая основывается на принципах

причинности и закономерности. Различные формы детерминизма обусловлены

различными типами причинности и законов.

Детерминизм и индетерминизм.

Философский детерминизм (от лат. deter-minare — определять) — это

мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому из того

факта, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует

возможность познания, объяснения и предсказания событий, имеющих как

однозначно определяемую, так и вероятностную природу. Причинность является

ядром принципа детерминизма, но не исчерпывает всего его содержания.

Длительное время умами философов и ученых владел механистический

детерминизм, базирующийся на понимании причинной связи как однозначной (то

есть необходимой) и постоянной. Причинность приравнивалась к необходимости,

случайность же исключалась из рассмотрения, считалась просто несуществующей

(Демокрит, Спиноза и другие). Для механистического детерминизма характерны

очень жесткое, исключающее случайность понимание причинных связей и

ньютоновский тип законов (законы классической механики), не принимающий во

внимание вероятностной, статистической формы детерминизма.

Особенность механистического детерминизма состояла также в том, что

детерминация рассматривалась как вызываемая внешними причинами (условиями).

Так, в системе физической причинности, воссозданной в механике Ньютона, все

процессы определяются предыдущим состоянием движения и силами, оказывающими

действие извне. Далее, поскольку детерминация рассматривалась как

однозначная, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания (или

ретросказания) состояний материальных систем и даже Вселенной в целом в

будущем (или прошлом). Обосновывалось это следующим образом. Состояние

Вселенной определяется хотя и большим, но конечным числом параметров. Если

известно число этих параметров в любой данный момент, а также известны их

производные по времени, то может быть вычислено значение этих самых

параметров в предыдущее и последующее время. Такое понимание иногда еще

называют лапласовским детерминизмом — по имени французского ученого

Лапласа, четко сформулировавшего идеи механистического детерминизма.

Классической формой детерминизма в его механистическом истолковании

явился детерминизм, развитый французским ученым П. Лапласом и

предполагавший однозначную (динамическую) причинную обусловленность одного

события другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого

предсказания. Свое классическое выражение механистический детерминизм

получил у Лапласа в следующей формулировке: если бы существовал ум,

осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих

сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и

будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.

Развитие познания, особенно в XIX—XX веках, убедительно выявило

ограниченность такого понимания. Укреплялось представление, что

детерминация вызывается не только внешними причинами, что она не

исчерпывается лишь количественной стороной дела и не обязательно является

однозначной или хорошо определенной. Открытие в процессах биологической

эволюции, в развитии общества, наконец, в физике микромира иных, более

сложных, диалектичных форм детерминации на какое-то время реанимировало

концепцию индетерминизма — отрицания закономерностей и причинной

обусловленности явлений. Так, кризис механистического материализма в физике

на рубеже XIX и XX столетий (вывод: «материя исчезла») включал в себя и

кризис механистического, или метафизического, детерминизма. Уже не в

области философии, а на почве самой науки диалектически переосмысливались

жесткие представления ученых о причинных связях и законах.

Диалектизация принципа причинности шла в различных направлениях. В

механистическом материализме простая схема причинности мыслилась как

однозначное соответствие между причиной и следствием. Предполагалось, что

одна и та же причина всегда производит одно и то же следствие, что имеется

единственное следствие для каждой причины, однозначным образом вытекающее

из этой причины. Уточнение простой схемы причинности, насыщение ее

диалектикой происходило таким образом, что сначала была осознана роль

условий:

при одинаковых условиях выделенная причина всегда производит одно и то же

следствие. Затем становится понятным, что одинаковых причин, условий и

результатов не бывает. Поэтому происходит следующее уточнение: подобные

причины при подобных условиях всегда производят подобные следствия.

Наконец, слово «всегда» заменяется более точным «в большинстве случаев»:

подобные причины при подобных условиях в большинстве случаев производят

подобные следствия. Большинство случаев — это максимальная частота случаев.

Тем самым от ньютоновской детерминации (в причине — одна возможность)

совершается переход к статистической детерминации, многооднозначному

соответствию между причинами и следствиями (в причине ряд возможностей).

Это делает изменение, развитие многовариантным, не заданным жестко, что не

означает, однако, отсутствия детерминации, произвольного характера

переходов.

Диалектический детерминизм рассматривает категории причины и следствия в

зависимости от категорий необходимости, случайности и вероятности. В

противоположность механицизму диалектика определяет детерминизм как учение

об относительной, а не абсолютной необходимости. Подтверждением принципа

диалектического детерминизма служит реальный процесс развития общества, в

Котором развитие всегда осуществляется на основе экономической

необходимости, в конечном счете прокладывающей себе путь через массу

случайностей.

Иначе говоря, понимание детерминизма выступает как достаточно гибкое,

открытое для новых типов детерминации и вместе с тем настолько четкое,

чтобы исключать представления индетерминизма. Согласно диалектико-

материалистической концепции детерминизма, причина и следствие не

обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями, то есть

необходимым образом. Эта связь может носить статистический, вероятностный

характер, и тогда форма детерминации статистическая. Статистическая

детерминированность — результат взаимодействия большого числа элементов,

индивидуально детерминированных в соответствии с другими типами

детерминации. Статистическая детерминация касается ситуаций, в которых

имеется несколько (иногда много) альтернатив.

Признание реальности вероятностей, случайных явлений повлекло также

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.