Рефераты. Понятие научной революции






вариант мира (научный) равносилен всякому другому, если он способен

объяснить явления, данные в опыте т.к. это Бог является "конструктором"

всего сущего и он мог воспользоваться для осуществления своих замыслов и

этим (научным) вариантом конструкции мира. Такое понимание мира Декартом

как системы тонко сконструированных машин снимает различие между

естественным и искусственным. (Растение такой же равноправный механизм, как

и часы, сконструированные человеком с той лишь разницей, что искусность

пружин часов настолько же уступает искусности механизмов растения насколько

искусство Высшего Творца отличается от искусства творца конечного

(человека)). Впоследствии аналогичный принцип был заложен в теорию

моделирования разума - кибернетику: "Ни одна система не может создать

систему сложнее себя самой." Таким образом, если мир - механизм, а наука о

нем - механика, то процесс познания есть конструирование определенного

варианта машины мира из простейших начал, которые находятся в человеческом

разуме. В качестве инструмента Декарт предложил свой метод в основу

которого легли следующие правила:

. Начинать с простого и очевидного.

. Путем дедукции получать более сложные высказывания.

. Действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена

(непрерывность цепи умозаключений) для чего нужна интуиция, которая

усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них.

Как истинный математик Декарт поставил математику основой и образцом

метода, и в понятии природы оставил только определения, которые

укладываются в математические определения - протяжение (величина), фигура,

движение. Важнейшими элементами метода являлись измерение и порядок.

Понятие цели Декарт изгнали из своего учения т.к. было устранено понятие

души (как посредника между неделимым умом (духом) и делимым телом).

Декарт отождествил ум и душу, называя воображение и чувство модусами

ума. Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту противопоставить

две субстанции природу и дух, и превратить природу в мертвый объект для

познавания (конструирования) и использования человеком, но при этом

возникла серьезная проблема философии Декарта - связи души и тела, и раз

все есть суть механизмы - попытался решить ее механистически: в

"шишковидной железе" (где находится вместилище души по Декарту)

механические воздействия, передаваемые органами чувств достигают сознания.

Последовательным рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении

категорий этики - аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных

движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают

заблуждения разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит

не разум а свободная воля, которая заставляет действовать человека там, где

разум еще не располагает ясным (т.е. боговым) сознанием.

Рассмотрение истории научной революции XVII веке не может быть

исчерпано лишь ее когнитивной стороной. В XVII веке наука стала наукой как

социальная система.

Одной из предпосылок первой научной революции явилось разложение

сословных отношений ремесленного производства. При ремесленном производстве

наличие сведений о технологии выполнения находились у узкого круга людей.

Эти сведенья, рецепты принципиально не фиксировались, “разрушались” при

попытке их словесного описания и передавались только в процессе

внутрисемейного, внутрицехового общения. В отличии от цехового,

мануфактурное производство несет расчленение ремесленной деятельности,

разделение труда, специализацию орудий труда, образование частичных и

комбинированных рабочих. Каждый частичный рабочий лишается способности

делать что то самостоятельно, но приспосабливается к выполнению конкретной

функции. Мануфактура культивирует одностороннюю сноровку рабочего, и разные

степени образования.

Для передачи информации между рабочими надо было создать

“интеллектуальный слой” кадров – духовенства, правоведов, медиков и

т.д.. Все средневековые университеты строились по одной из двух схем.

Первая схема – образец Парижского «университета магистров» . Тут

воспроизводили одну цеховую структуру. Вторая – Болонский «университет

фколяров». Школяры были большей частью «иностранцы» ( не жители этого

города) нанимали тех преподавателей, лекции которых хотели слушать.

Университеты были созданы и призваны во первых, учить, а во вторых давать

некоторым из закончивших обучение – учить самим. Задачей университетов как

корпораций было отнюдь не производство знания, а воспроизводство

образованных людей – интеллектуалов всех профессий. Решая эту задачу

университеты демонстрировали образец безличного, формального основанного на

письменном закреплении способа воспроизводства кадров. Для реализации

социального наследования сведений по такому образцу необходимо было найти

способ преобразования сведений в универсальный каноны, принципиально

доступные для усвоения любому человеку ( не наделенному гениальностью).

Превращение математических знаний в массовые знания, переход от

арифметики, которая вообще не давала возможностей для математической

формулировки механических законов, к алгебре и развитие последней создали

предпосылки для сохранения сведений в математизированной форме.

С самого начала века во многих странах появляется множество "мини" -

академий, например, флорентийская Академия деи Линчеи (Accademia dei Lincei

- "Академия рысьеглазых" - намек на остроту научного взгляда), знаменитым

членом которой был Г. Галилей. Во второй половине века возникают "большие"

академии - сообщества профессиональных ученых. В 1660 году

организованный в частной лондонской научно-исследовательской лаборатории

современного типа кружок, куда входили Роберт Бойль (1627 - 1691),

Кристофер Рен (1632 - 1723), Джон Валлис, Вильям Нейл и другие, был

преобразован в "Лондонское королевское общество для развития знаний о

природе" (Royal Society of London for Improving Natural Knowledge). Ньютон

стал членом этого общества в 1672 году, а с 1703 года - его президентом. С

1664 года общество стало регулярно печатать свои труды "Philosophical

Transactions". В 1666 году, также путем преобразования подобного кружка,

была организована Академия наук в Париже.

С появлением научного журнала личное дело печатания результата

собственных естествоиспытательских изысканий превращается в публичное дело,

в способ фиксации и признания личного вклада в общее дело. Публикация есть

свидетельство социальной группы не об истинности, но о самом факте вклада в

развитие науки. Содержание этого вклада нельзя игнорировать сколь угодно

долго.

В процессе эволюции познания возникают новые регулятивные

представления о характеристиках наблюдаемых процессов, о нормах объяснения,

доказательства, обоснованности и организации знаний. Обнаруживается, что

новая теория строится не через уточнение данных наблюдений, но на исходном

принципе, полученном путем критики старой теоретической концепции.

Открывается, что точные математические методы приводят к познанию

действительности, при этом теория может быть истинной, противореча как

личному опыту, так и общепринятым представлениям. Появляется тенденция к

признанию обусловленности всех явлений природы размерами, формой и движение

мельчайших частиц.

Становление науки выражало стремление к осмыслению мира, с одной

стороны. С другой - стимулировало развитие подобных процессов в различных

сферах общественной жизни. Огромный вклад в развитие правосознания, идей

веротерпимости и свободы совести внесли такие философы XVI - XVII веках,

как М. Монтень (1533 - 1592), Б. Спиноза (1632 - 1677), Т. Гоббс (1588 -

1679), Дж. Локк (1632 - 1704) и др. Их усилиями разрабатывались концепции

гражданского общества, общественного договора, обеспечения прав личности и

многое другое.

Научное мышление позволяло выдвигать и обосновывать механизмы

реализации этих концепций. В этом контексте ключевой является оценка Локком

(друг Ньютона и член Лондонского королевского общества) парламента как

социальной научной лаборатории, способствующей поиску, изобретению и

реализации новых и эффективных форм синтеза частных интересов граждан,

включая интерес государства.

Список литературы

Келле В.Ж. Наука и культура. – М. Наука, 1984.

Лейзер Д. Создавая картину вселенной: Пер с англ./ Под ред. И с предисл.

Л.П. Грищука. – М. Мир,1988.

Старостин Б.А. Параметры развития науки. - М. Наука, 1980.

Губарев В. От Коперника до Коперника - М. Полит. Литература, 1973.

Т. Кун Структура научных революций, М., Прогресс, 1977

Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. М.,

Издательство Московского Университета, 1973.

Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. Концепция современного естествознания, - М:

Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997г. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П.

Хорошавина С.Г. Курс лекций "Концепции современного естествознания" Ростов-

на-Дону: "Феникс", 2000г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.