Рефераты. Понимание религии Фрейдом и некоторые проблемы современности






Понимание религии Фрейдом и некоторые проблемы современности

Министерство путей сообщения РФ

Уральский государственный университет путей сообщения

кафедра «философии»

Девиз: «религия – незаменимая иллюзия»

Понимание религии Фрейдом и некоторые проблемы современности.

Руководители: Исполнитель:

Чемякина А.В.

студент группы ШС-210

Задорогина Л.В.

Лаптев Алексей

Екатеринбург, 2002

Содержание:

1. Актуальность религии.

2. Краткая биография З. Фрейда.

3. Работа З. Фрейда и оценка фрейдовской идеи.

4. Взгляд на религию с другой точки зрения (выдержки из статей

Касавина, Кураева, Миронова, Моисеева).

5. XX век. Религия сегодня.

6. В заключении.

7. Список используемой литературы.

Перед всяким человеком когда-нибудь встает выбор. И я совершил его

решив взять эту тему. Эта тема интересна тем, что она никогда не перестанет

быть актуальной. Люди на протяжении веков хотели знать, а есть ли Бог.

Пытались с ним подружиться, отвергали его, били (например, идолы). В

человеке сидит непреодолимая жажда любопытства, ему надо все знать как,

зачем и почему. Некоторую отдушину давала культура (религия). Но, как

говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. Человечеству стало мало того,

чем его «пичкала» религия. В техническую эру человечество требует только

одного: да или нет! Теперь его уже не интересует, что когда-то культура

помогла людям выжить в этом суровом мире. Теперь, когда наука вроде бы

открыла многие тайны, остался один вопрос: где же Бог. Если он осязаем, то

религия была бы давно оправдана, если нет, то его наверное и не было вовсе.

Тогда зачем все эти ограничения «божественного» происхождения? Люди стали

отдаляться от Бога. И некоторые люди, ученые помогают им в этом. Но это не

правильно. В культуре (религии) можно найти очень много полезного, если

знать как и что искать.

Фрейд несомненно принадлежит к той группе людей, которые отвергают

религию и ее пользу. Конечно, он видный врач в своей области, но по моему

мнению он переусердствовал делая такие критичные выводы. Читая его работы

создается впечатление, что он в чем-то неправ, что-то пропустил. Да, эта

проблема и теперь актуальна: верить или не верить в Бога, но не надо делать

упор на то, что только наука сможет поставить нас на правильный путь.

Религия тоже в чем-то права, и не надо так скоро сбрасывать ее со счетов.

Даже его ученик и последователь Юн заметил: «мы стали богатыми в познаниях,

но бедными в мудрости». Поэтому в своей работе я попытался представить

контрдоводы в пользу религии.

Зигмунд Фрейд (родился шестого мая 1856 года во Фрайберге, Австро-

Венгрия, и скончался двадцать третьего сентября 1939 года, в Хемпстеде,

близ Лондона) – австрийский невропатолог, психиатр, психолог,

основоположник теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом.

В молодости интересовался философией и другими гуманитарными

дисциплинами, однако постоянно ощущал потребность в изучении естественных

наук. Поступил на медицинский факультет Венского университета, где получил

степень доктора медицины в 1881, и стал врачом Венской больницы. В 1884

присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который

проводил исследования больных истерией с помощью гипноза. В 1885–1886

работал с французским невропатологом Жаном Мартеном Шарко в парижской

клинике Сальпетриер. По возвращении в Вену занялся частной практикой.

С середины девяностых разрабатывал психоанализ – психотерапевтический

метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и

анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в

бессознательное.

Самым загадочным в психоанализе является понятие «сублимация»,

отклонения влечения от своей цели, такая его «возгонка», когда эротические

стремления становятся произведениями искусства.

Сублимация – центральное понятие у Фрейда в его психологической

трактовке культуры, которое рассматривается им как результат неизбежного

компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности

(«Неудовлетворенность в культуре»).

Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ

истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Взгляд

Фрейда на искусство, религию, мораль – взгляд врача, определяющего по

симптомам причины, характер и протекание заболевания.

Расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить

его принципы на сферу социальной психологии, различные области человеческой

культуры – мифологии («Тотем и табу»), фольклор и другие, вплоть до

истолкования религии как особой формы коллективного невроза («Будущее одной

иллюзии»).

В 1900 году выдвинул общепсихологическую теорию строения аппарата как

энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между

сознанием и бессознательными влечениями.

В 1902 работы Фрейда уже получили признание, и он был назначен

профессором невропатологии Венского университета; этот пост он занимал

вплоть до 1938. В 1938, после захвата нацистами Австрии, вынужден был

покинуть Вену. Побег из Вены и возможность временно обосноваться в Лондоне

были организованы английским психиатром Эрнстом Джонсом, греческой

принцессой Марией Бонапарт и послом Соединенных Штатов во Франции Уильямом

Буллитом.

Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Фрейда – теории

либидо. Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в

его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует

соответствующие энергетические изменения. Фрейд различал ряд стадий

развития – оральную, анальную и генитальную. Разнообразные сложности

развития могут помешать человеку достичь зрелости, или генитальной фазы,

задержав его на оральной или анальной стадии. Подобное предположение

базировалось на изучении нормального развития, сексуальных отклонений и

неврозов.

В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о

двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к

смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности,

вызвала невероятное количество интерпретаций.

Затем теория либидо была применена к изучению формирования характера

(1908) и, вместе с теорией нарциссизма, к объяснению шизофрении (1912). В

1921, в основном для того, чтобы опровергнуть концепции Адлера, Фрейд

описал ряд применений теории либидо к изучению феноменов культуры. Затем он

попытался использовать понятие либидо как энергии сексуального инстинкта

для объяснения динамики таких социальных институтов, как армия и церковь,

которые, будучи ненаследственными иерархическими системами, отличаются в

ряде важных аспектов от других социальных учреждений.

К 1908 Фрейд имел последователей по всему миру, что позволило ему

организовать 1-й Международный конгресс психоаналитиков. В 1911 было

основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение

движения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный

характер. Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно. Несмотря

на то, что в Европе оно пошло на спад, психоанализ остается основным

психиатрическим методом, применяемым в США и (в меньшей степени) в

Великобритании.

Остановимся поподробнее на фрейдовском понимании религии. Он пишет:

если долгое время живешь внутри какой-то определенной культуры и не раз

принимался исследовать, какими были ее истоки и пути развития, то рано или

поздно приходит искушение обратить взор в другом направлении, то есть какая

судьба предстоит этой культуре в будущем.

Фрейд указывает, что подобное разыскание с самого начала оказывается во

многих отношениях ущербным. Прежде всего, потому, что лишь немногие люди

могут обозреть человеческую деятельность во всех ее разветвлениях. Во-

вторых, потому что такого рода суждения субъективные упованиям индивида

играют роль, которую трудно переоценить. Наконец, дает о себе знать то

примечательное обстоятельство, что люди, в общем, и целом пережили свою

современность как бы наивно, не отдавая должного ее глубинному содержанию:

им надо сперва неким образом взглянуть на нее со стороны.

Человеческая культура – по Фрейду это то, в чем человеческая жизнь

возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, и чем она

отличается от жизни животных, – обнаруживает перед наблюдателем, как

правило, две стороны. Одна охватывает, во-первых, все накопленные людьми

знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее благо

для удовлетворения человеческих потребностей, а во-вторых, все институты

необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и, особенно, для

дележа добываемых благ. Оба эти направления культуры связаны между собой.

Во-первых, поскольку на взаимоотношения людей оказывает глубокое влияние

мера удовлетворенности влечений; во-вторых, поскольку отдельный человек сам

может вступать в отношения с другими по поводу того или иного блага; и, в-

третьих, поскольку каждый отдельный индивид в принципе является врагом

культуры, которая, тем не менее, должна оставаться делом всего

человеческого коллектива.

Примечательно, что как бы мало ни были способны люди к изолированному

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.