Рефераты. Понимание и объяснение






Понимание и объяснение

Министерство общего и профессионального образования РФ

Ульяновский Государственный Технический Университет

Кафедра Философии

Реферат

Понимание и объяснение

Выполнил: студент гр. ЭВМд-22

Новиков Д.А.

Проверил: Гильмутдинова Н.А.

Ульяновск 2004 г.

План

Введение. Возросший интерес к проблемам понимания и

объяснения

1. Понимание и объяснения как философские понятия.

1.1. Общая характеристика понятия и объяснения

1.2. Понимание как интерпретация

2. Герменевтика как учение о понимании

2.1. Вклад философов всех времен в формирование

герменевтики

2.2. Проблемы герменевтики в Западной философии

XX века

Заключение

Литература

Введение.

Возросший интерес к проблемам понимания

и объяснения

О проблемах понимания и объяснения в последнее время стали много

писать и дискутировать, эта тематика привлекает специалистов по теории

познания, логики и методологии различных наук, растет интерес к этой

проблеме в широких кругах представителей наук о человеке, обществе,

культуре: психологов и философов, искусствоведов и культурологов, историков

и социалистов.

Современная культура все чаще имеет дело с ситуациями, когда

возникает необходимость в понимании.

Как следствие усложнения социальных отношений выросло количество и

изменился характер индивидуальных и массовых коммуникаций, следует указать

на то, что в современных условиях часто возникают барьеры для понимания,

преодоление которых требует тщательного анализа.

По мнению современного российского ученого-философа Н.С. Автономовой,

“в философском плане проблема понимания возникает (или, точнее,

обостряется) в переломные моменты развития культуры, когда распадаются

внутри культурные связки между основными, “предельными” для каждой эпохи

понятиями, которые в совокупности своей определяют “фоновые ”,

“контекстные” знания во всех его многоликих и трудно уловимых формах и

составляют основу мировоззренческих схем, канонов смыслообразования,

характеризующих ту или иную эпоху” (7, стр.5)

Есть основания полагать, что пониманию свойственны три основные

функции:

. когнитивная, или собственно познавательная;

. регуляторная;

. идеологическая.

Понять – значит приобрести. Такое знание, которое отражает суть вещей,

соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным, превращает ранее

разрозненное в систему.

Под пониманием большинство философов имеют в виду специфический способ

освоения и познания человеческой реальности – внутреннего мира человека,

мира его культуры, продуктов его практической деятельности.

Большую роль сыграл в расширении интереса к проблемам понимания

“круглый стол”, проведенный в 1991г. в издательстве политической литературы

под девизом “Над чем работают, о чем спорят философы?” Со своими научными

разработками выступали 12 ученых, все последующие годы к материалам данной

дискуссии постоянно обращаются, высказывают собственные суждения, исследуют

фактический материал для научного обобщения.

В реферате по проблемам понимания и объяснения важна задача показать

понимание как комплексную проблема теории познания, взгляд на понимание как

на процесс, связанный с раскрытием более глубокого смысла продуктов

духовной деятельности человека, помогает выявить философские основы

духовных ценностей общества не современном этапе.

Понимание и непонимание, стремление понять или, наоборот, нежелание

понять – обычные явления в нашей повседневной жизни и профессиональной

деятельности. Как повсеместные факты межличностного общения понимание и

непонимание существовали всегда. Сегодня мы наблюдаем другую картину:

понимание оценивается многими учеными как чрезвычайно актуальная проблема.

В настоящее время для человека чрезвычайно важно использовать накопленный

потенциал научного знания на благо всех живущих на земле, так как сегодня

особенно ясно, что наука и технология опираются на весь объем человеческой

культуры, заложенных в традициях, языке, восприятиях реальности,

нравственных нормах и мировоззренческих идеалах.

1.Понимание и объяснение как философские понятия

1.1.Общая характеристика понимания и объяснения

Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия

“понимание” следующее: “Понимание – универсальная форма освоения

действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений

исторической, социально-культурной, а также природной реальности” (10,

стр.493)

Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями психики,

нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно с

его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого

общения.

Исходные, донаучные виды понимания:

. освоение и понимание языка;

. понимание других людей, - в сопереживании, диалоге;

. понимание социальных знаков, норм;

. понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта.

Основные виды научного понимания:

. понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое

понимание);

. интерпретация инокультурных символов и метафор;

. перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);

. понимание иных форм жизни;

. понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально-

антропологических исследованиях);

. понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных

теорий (понимание в естествознании).

Соотношение субъективного и объективного, психологического и

логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных

уровнях и типах понимания.

“К первому типу понимания можно отнести то, которое возникает в

процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог – поскольку оба

собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем семантических

значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.

Второй тип понимания – связан с переводом с одного языка на другой,

например, с иностранного на родной язык, когда мы встречаемся с более

сложным процессом интерпретации.

В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением смысла,

выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка.

Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста,

сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке.

Третий тип понимания – относится к интерпретации произведений

художественной литературы и искусства, особенно имеющих непреходящее

эстетическое значение.” (6, стр. 76-77)

Таким образом, понимание – это способность постичь смысл чего-либо и

достигнутый благодаря этому реальности; это состояние вызванное внешними

или внутренними воздействиями на сознание человека, фиксируемое индивидом

как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания

воздействия.

“Впервые как обозначение особого научного метода термин “понимание”

был применен Дройзером (1868г.)” (9, стр.355)

Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в

качестве основополагающего метода наук о духе естественнонаучному методу

“объяснение”.

Немецкий ученый Шпрангер (1882-1963), ученик Дильтея, в большинстве

своих работ рассматривал сущность понимания как способ постижения

смыслового содержания явлений объективного мира. Он настойчиво ставил перед

индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и

государственной морали, так как только они обеспечивают целостность

человеческой натуры и характера.

Объяснение как философское понятие рассматривается в качестве

важнейшей функции человеческого познания, особенно в ходе научного

исследования.

Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта.

В реальной практике исследователя объяснение осуществляется путем

показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам.

Объяснение может быть:

. атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без

которого предмет не может существовать;

. субстанциальным, когда объективная реальность выступает в аспекте

внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия

явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому

подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория

научного познания, теоретического обобщения конкретного;

. генетическим, когда используется способ исследования природных и

социальных явлений, основанный на анализе их развития;

. контрагенетическим;

. структурным – при данной форме объяснения в научной теории

осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних

структурных уровней к другим, более глубоким.

По своему механизму, объяснения, делятся на объяснения через

собственный закон и объяснения с помощью моделирования.

Объяснение тесно связанно с описанием – этапом научного исследования,

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.