была, успешной. Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке
рабов его выкупили друзья и он возвращается а Афины.
ВАфинах Платон интенсивно работает в области философии. Во время своих
странствий он познакомился с Пифагорейской философией, которая в дальнейшем
повлияла на него. Диоген Лаэртский считает, что учение Платона является
синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же период Платон в
саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственную
философскую школу – Академию, которая становится центром античного
идеализма.
В период правления в Сиракузах тирана Дионисия Младшего Платон вновь
пытается включится в политическую борьбу. И на этот раз его стремление
провести свои мысли в жизнь не находят ожидаемого понимания. Подавленный
политическими неудачами он возвращается в Афины где и умирает в возрасте 80
лет.
3.2. Три периода творчества.
Его творчество имеет приблизительно три периода:
Первыйначинается после смерти Сократа. Он создает первые диалоги и
трактат “Апология Сократа”. Форма всех диалогов этого периода сходна в
них всегда выступает Сократ, который говорит с кем-то из видных
афинских или других граждан. Сократ задает вопросы тому кто считается
знатоком предмета. Искусно подобранными вопросами Сократ
заставляетоппонента точнее формулировать свои ответы и результат
выявляется целый ряд “противоречий” и нелепостей. Сократ же
последовательно, взвешивая все “за” и “против” делает определенные
выводы.
Второй период совпадает с первым путешествием в Италию. Он отходит от
собственно сократического ”этического идеализма”и закладывает основы
объективного идеализма. В этот период в мышлении Платона несколько
усиливается влияние философии Гераклита и пифагорейского подхода к
миру. Во второй половине этого периода, который приблизительно можно
ограничить первым и вторым путешествием в Сиракузы, Платон дает
цельное позитивное изложение своей системы. Большое внимание в этот
период Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Он использует для
его определения термин “диалектика” и приравнивает этот метод к трению
дерева о дерево, которое в конце концов приводит к возникновению искры
познания.
Начало третьего периоеда считают диалог “Парменид”. Он переоценивает свое
прежнее понимание идеи, рационализирует его, придавая ему характер
общности. Понимание идеи приобретает определенную косность (застылость). В
нем, диалектика идей определена конфликтом бытия и небытия, который
происходит прямо в царстве идей. Тем самым в царство идей вводится движение
и развитие. Диалектика идей была призвана поддержать идеалистический монизм
Платона, в котором заключается вершина его рационализма. В последующих
трудах все больше проявляется влияние пифагорейской философии, усиливающей
его мистицизм и иррационализм.
3.3. Основной вопрос философии.
Основной вопрос философии он решает однозначно – идеалистически.
Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими
чувствами, является лишь “тенью” и произведен от мира идей, т. е.
материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира
преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно
сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства
Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг
единственного предмета подлинного истинного познания. Между миром идей, как
подлинным, реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой,
материей в себе) существует по Платону, кажущееся бытие, производное бытие
(т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и
вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные,
реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного
бытия) с пассивной, бесформенной “принимающей” материей (небытием).
Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной
частью его философского учения. Чувственно воспринимаемые предметы не что
иное, как подобие, тень, в которой отражены определенные образцы – идеи. Но
у него также можно встретить и утверждение противоположного характера. Идеи
присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, открывает определенную
возможность движения к иррационализму. Много внимания он уделяет вопросу
“иерархизации идей”. Эта иерархизация представляет определенную
упорядоченную систему объективного идеализма. Идея красоты и добра это одна
из самых важных идей для Платона. Она не только превосходит все реально
существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так
же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или
достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и
свидетельством полноценности жизни. (работы – “Пир”, “Закон”, “Федр”).
3.4. диалог “Менон”.
В диалоге “Менон”теорию воспоминания Платон демонстрирует на примере
Сократа с неким юношей. Мальчик никогда не изучал ранее математику и не
имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что
молодой человек самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего
Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с
идеальным отношением, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом
случае – это не более чем принудить душу к воспоминаниям. На основе теории
воспоминаний он производит и определенную иерархизацию души.
3.5. Душа.
По Платону душа – бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с
телом, но существует вечно. Тело подчиняется ей. Состоит она из трех
иерархически упорядоченных частей:
1. разум,
2. воля и благородные желания
3. влечение и чувственность.
Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородным
устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания. “Душа,
увидевшая всего больше, попадает в плод будущего поклонника мудрости и
красоты или человека, преданного музам и любви; вторая за ней в плод царя,
соблюдающего законы, человека воинственного и умеющего управлять; третья –
в плод государственного деятеля, хозяина, добытчика; четвертая – в плод
человека, усердно занимающегося упражнениями или врачеванием тела; пятая по
порядку будет вести жизнь прорицателя или человека, причастного к
таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии или другой какой – либо
области подражания; седьмой – быть ремесленником или земледельцем; восьмая
будет софистом или демагогом, девятая – тираном”.
3.6. Создание мира.
“ Пожелавший, что бы все было хорошо и что бы ничто по возможности не было
дурно, бог позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в
покое, но в нестройном и беспорядочном движении; он привел их из беспорядка
в порядок, полагая, что второе, безусловно, лучше первого. Невозможно ныне
и было невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел
нечто, что не было бы прекраснейшим; между тем размышление явило ему, что
из всех вещей, по природе своей видимых, ни одно творение, лишенное ума, не
может быть прекраснее такого, которое наделено умом, если сравнивать то и
другое как целое; а ум не может обитать ни в чем, кроме души. Руководясь
этим рассуждением, он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом
построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе
своей наилучшее. Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует
признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом и
родился он поистине с помощью божественного провидения.”
3.7. Государственный стой в понимании Платона.
Наиболее значимым для нас стал труд Платона посвященный государственному
строю. По его теории государство возникает потому, что человек как индивид
не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей.
Социально-политическим вопросам посвящены несколькопроизведений Платона:
1. трактат "Государство"
2. диалоги "Законы", "Политик".
Написаны в виде диалога междуСократоми другими философами. В них он говорит
о модели "идеального", лучшего государства.Модель не есть описание какого-
либосуществующего строя, системы.Напротив,модельтакогогосударства, которого
нигде и никогда не было, нокотороедолжновозникнуть,то есть Платон говорит
об идее государства, создает проект,утопию.
Что же он понимал под “идеальным” государством, а что относил к
отрицательному типу государства. Главная причина порчи общества, а вместе с
тем и государственного строя заключается в "господствекорыстныхинтересов",
обуславливающих поступки и поведениелюдей.Всоответствиис этим основным
недостатком Платон подразделяет всесуществующиегосударства на четыре
разновидности в порядке увеличения, нарастания"корыстных интересов" в их
строе.
1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты
"совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были
свободны от земледельческих иремесленныхработ.Большое внимание уделяется
спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при
участии жен" спартанский образ жизнипереходит в роскошный, что
обуславливает переход к олигархии.
2. Олигархия. В олигархическомгосударствеужеимеетсячеткое разделение на
богатых (правящий класс) и бедных, которыеделаютвозможной совершенно
Страницы: 1, 2, 3, 4