Рефераты. Платон и Сократ






была, успешной. Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке

рабов его выкупили друзья и он возвращается а Афины.

ВАфинах Платон интенсивно работает в области философии. Во время своих

странствий он познакомился с Пифагорейской философией, которая в дальнейшем

повлияла на него. Диоген Лаэртский считает, что учение Платона является

синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же период Платон в

саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственную

философскую школу – Академию, которая становится центром античного

идеализма.

В период правления в Сиракузах тирана Дионисия Младшего Платон вновь

пытается включится в политическую борьбу. И на этот раз его стремление

провести свои мысли в жизнь не находят ожидаемого понимания. Подавленный

политическими неудачами он возвращается в Афины где и умирает в возрасте 80

лет.

3.2. Три периода творчества.

Его творчество имеет приблизительно три периода:

Первыйначинается после смерти Сократа. Он создает первые диалоги и

трактат “Апология Сократа”. Форма всех диалогов этого периода сходна в

них всегда выступает Сократ, который говорит с кем-то из видных

афинских или других граждан. Сократ задает вопросы тому кто считается

знатоком предмета. Искусно подобранными вопросами Сократ

заставляетоппонента точнее формулировать свои ответы и результат

выявляется целый ряд “противоречий” и нелепостей. Сократ же

последовательно, взвешивая все “за” и “против” делает определенные

выводы.

Второй период совпадает с первым путешествием в Италию. Он отходит от

собственно сократического ”этического идеализма”и закладывает основы

объективного идеализма. В этот период в мышлении Платона несколько

усиливается влияние философии Гераклита и пифагорейского подхода к

миру. Во второй половине этого периода, который приблизительно можно

ограничить первым и вторым путешествием в Сиракузы, Платон дает

цельное позитивное изложение своей системы. Большое внимание в этот

период Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Он использует для

его определения термин “диалектика” и приравнивает этот метод к трению

дерева о дерево, которое в конце концов приводит к возникновению искры

познания.

Начало третьего периоеда считают диалог “Парменид”. Он переоценивает свое

прежнее понимание идеи, рационализирует его, придавая ему характер

общности. Понимание идеи приобретает определенную косность (застылость). В

нем, диалектика идей определена конфликтом бытия и небытия, который

происходит прямо в царстве идей. Тем самым в царство идей вводится движение

и развитие. Диалектика идей была призвана поддержать идеалистический монизм

Платона, в котором заключается вершина его рационализма. В последующих

трудах все больше проявляется влияние пифагорейской философии, усиливающей

его мистицизм и иррационализм.

3.3. Основной вопрос философии.

Основной вопрос философии он решает однозначно – идеалистически.

Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими

чувствами, является лишь “тенью” и произведен от мира идей, т. е.

материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира

преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно

сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства

Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг

единственного предмета подлинного истинного познания. Между миром идей, как

подлинным, реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой,

материей в себе) существует по Платону, кажущееся бытие, производное бытие

(т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и

вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные,

реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного

бытия) с пассивной, бесформенной “принимающей” материей (небытием).

Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной

частью его философского учения. Чувственно воспринимаемые предметы не что

иное, как подобие, тень, в которой отражены определенные образцы – идеи. Но

у него также можно встретить и утверждение противоположного характера. Идеи

присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, открывает определенную

возможность движения к иррационализму. Много внимания он уделяет вопросу

“иерархизации идей”. Эта иерархизация представляет определенную

упорядоченную систему объективного идеализма. Идея красоты и добра это одна

из самых важных идей для Платона. Она не только превосходит все реально

существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так

же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или

достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и

свидетельством полноценности жизни. (работы – “Пир”, “Закон”, “Федр”).

3.4. диалог “Менон”.

В диалоге “Менон”теорию воспоминания Платон демонстрирует на примере

Сократа с неким юношей. Мальчик никогда не изучал ранее математику и не

имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что

молодой человек самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего

Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с

идеальным отношением, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом

случае – это не более чем принудить душу к воспоминаниям. На основе теории

воспоминаний он производит и определенную иерархизацию души.

3.5. Душа.

По Платону душа – бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с

телом, но существует вечно. Тело подчиняется ей. Состоит она из трех

иерархически упорядоченных частей:

1. разум,

2. воля и благородные желания

3. влечение и чувственность.

Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородным

устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания. “Душа,

увидевшая всего больше, попадает в плод будущего поклонника мудрости и

красоты или человека, преданного музам и любви; вторая за ней в плод царя,

соблюдающего законы, человека воинственного и умеющего управлять; третья –

в плод государственного деятеля, хозяина, добытчика; четвертая – в плод

человека, усердно занимающегося упражнениями или врачеванием тела; пятая по

порядку будет вести жизнь прорицателя или человека, причастного к

таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии или другой какой – либо

области подражания; седьмой – быть ремесленником или земледельцем; восьмая

будет софистом или демагогом, девятая – тираном”.

3.6. Создание мира.

“ Пожелавший, что бы все было хорошо и что бы ничто по возможности не было

дурно, бог позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в

покое, но в нестройном и беспорядочном движении; он привел их из беспорядка

в порядок, полагая, что второе, безусловно, лучше первого. Невозможно ныне

и было невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел

нечто, что не было бы прекраснейшим; между тем размышление явило ему, что

из всех вещей, по природе своей видимых, ни одно творение, лишенное ума, не

может быть прекраснее такого, которое наделено умом, если сравнивать то и

другое как целое; а ум не может обитать ни в чем, кроме души. Руководясь

этим рассуждением, он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом

построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе

своей наилучшее. Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует

признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом и

родился он поистине с помощью божественного провидения.”

3.7. Государственный стой в понимании Платона.

Наиболее значимым для нас стал труд Платона посвященный государственному

строю. По его теории государство возникает потому, что человек как индивид

не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей.

Социально-политическим вопросам посвящены несколькопроизведений Платона:

1. трактат "Государство"

2. диалоги "Законы", "Политик".

Написаны в виде диалога междуСократоми другими философами. В них он говорит

о модели "идеального", лучшего государства.Модель не есть описание какого-

либосуществующего строя, системы.Напротив,модельтакогогосударства, которого

нигде и никогда не было, нокотороедолжновозникнуть,то есть Платон говорит

об идее государства, создает проект,утопию.

Что же он понимал под “идеальным” государством, а что относил к

отрицательному типу государства. Главная причина порчи общества, а вместе с

тем и государственного строя заключается в "господствекорыстныхинтересов",

обуславливающих поступки и поведениелюдей.Всоответствиис этим основным

недостатком Платон подразделяет всесуществующиегосударства на четыре

разновидности в порядке увеличения, нарастания"корыстных интересов" в их

строе.

1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты

"совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были

свободны от земледельческих иремесленныхработ.Большое внимание уделяется

спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при

участии жен" спартанский образ жизнипереходит в роскошный, что

обуславливает переход к олигархии.

2. Олигархия. В олигархическомгосударствеужеимеетсячеткое разделение на

богатых (правящий класс) и бедных, которыеделаютвозможной совершенно

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.