Рефераты. Платон и Сократ






воровство “альфа”

похищения людей для

продажи в рабство “альфа”

можно ли что-либо из

перечисленного занести в

графу "дельта" нет

Хорошо сказал Сократ и задал Евтидему вопрос такого рода:

справедливо ли обращение

в рабство жителей неспра-

ведливого неприятельского

города “дельта”

обмана неприятеля и отно-

сительно кражи и грабежа

добра у жителей

неприятельского города “дельта”

Подобные поступки были приняты справедливыми. Евтидем первоначально думал,

будто бы вопросы Сократа касаются только друзей. Хорошо, но тогда все эти

поступки раннее занесенные в графу “несправедливость” следует занести в

графу “справедливость”. Евтидем согласился. Следовательно, прежнее

"определение" неправильно и следует выдвинуть новое "определение": "По

отношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к друзьям

несправедливы, и по отношению к ним, напротив, следует быть как можно

справедливее".

Вроде бы он уже и так многое доказал, но таков Сократ. Он не остановился и,

снова прибегая к "индукции", показал, что и это "определение" неправильно и

требует замены его другим. Для достижения этого результата Сократ снова

обнаруживает противоречия в положении, признанном собеседником за истинное,

а именно в тезисе о том, что в отношении друзей следует говорить только

правду.

Правильно ли поступит

военачальник, если он,

для того чтобы поднять

дух войска, солжет своим “дельта”

войнам, будто бы приб-

лижаются союзники.

не справедливо ли будет,

если отец обманет своего

заболевшего сына, не же- Евтидемсоглашается

лающего принимать ле- и признает, что этот

карство, и под видом пищи обман следует признать

заставит его это лекарство справедливым

принять, и тем самым

своей ложью вернет сыну

здоровье.

как назвать поступок того

человека, который, видя

своего друга в состоянии

отчаяния и боясь, как бы И этот грабеж он

он не кончил жизнь само- заносит в графу

убийством, украдет или справедливости.

просто отнимет у него оружие.

В результате Евтидем нарушает свое предыдущее “определение” и приходит к

выводу, что и с друзьями не всегда надо быть правдивым.

Далее Сократ переходит к вопросу о различии добровольного и недобровольного

поступка, продолжая свою "индукцию" и добиваясь нового,еще более точного

"определения" справедливости и несправедливости. Определение несправедливых

поступков по Сократу, такие поступки, которые совершаются в отношении

друзей с намерением им навредить.

2.7. Истина, мудрость нравственность.

Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. “Между мудростью

и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и

умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и

хорошее, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем

состоит нравственно безобразное, избегает его... Справедливые поступки и

вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому

люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой

другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и,

даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и

хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если

пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все

прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует,

что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость".

Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и

прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству,

жизненному счастью.

Добродетель, т. е. познание того , что есть благо могут достичь лишь

“благородные люди”. “Земледельцы и другие работающие весьма далеки от того,

чтобы знать самих себя... Ведь они знают лишь то, что надлежит телу и

служит ему... А потому, если познание самого себя есть закон разума, никто

из этих людей не может быть разумным от знания своего призвания”. Как

жестко Сократ отделят один класс от другого таков характер его религиозно –

этического учения. Добродетель, так же как и знания, согласно его учению,

является привилегией благородных (“неработающих”). Сократ выходец из народа

был непримиримым врагом афинских народных масс. Он обожаларистократию, его

учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает

идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела

политическое назначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы

подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую

деятельность. При этом политическое воспитание афинского гражданина велось

им в таком направлении, чтобы подготовить восстановления политического

господства аристократии, вернуться к "заветам отцов".

Основными добродетелями Сократ считает:

1. сдержанность - как укрощать страсти

2. мужество - как преодолеть опасность

3. справедливость - как соблюдать божественные и человеческие законы.

Все это человек приобретает путем познания и самопознания.

Сократ ведет беседы о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.

Емухотелось бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не

требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях ко своимдрузьям,

но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жертвы

и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не

позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин

должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках "благородных

господ".

Сократ в своих социальных воззрениях ориентировался на идеал “наидревнейших

и наикультурнейших народов”. Он высоко ценил цивилизации и общества,

опирающиеся прежде всего на земледелие и военные действия. Земледелие он

противопоставлял ремеслу и торговле, которые, по егомнению, разрушают

“порядок общины” и губят души. Все это отражает консерватизм Сократа и его

уважение к традиции (аристократической), которая была сильно нарушена

развивающейся торговлей и мореплаванием.

2.7. Государственный стой в пониманииСократа.

Сократ так же наметил классификацию государственных форм, исходя из

основных положений своего этико-политического учения. Государственные

формы, упоминаемые им, таковы:

монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.

Правильной и нравственной он считает только аристократию , которую

характеризует как власть небольшого количества образованных и нравственных

людей.

Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается

на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и

обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.

2.8. В заключение о Сократе.

Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и

дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью

было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника.

При помощи правильно подобранных вопросов выяснялись слабые места

оппонента. Целью его философских учений помочь людям.

Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их

и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становиться

источником понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод

Сократа был воспринят и разработан последовательнейшим идеалистической

философии античности Платоном.

Сократ является первым из трех великих философов классического периода.

Наиболее выдающимся учеником, последователем и в определенном смысле

“систематизатором” его воззрений был Платон. Именно он поднял наследие

Сократа и рассказал нам о нем.

3. Платон.

3.1. Библиография

Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского гражданина. По своему

социальному положению происходил из афинской рабовладельческой

аристократии. И конечно же был своим человеком в Сократовском кружке. В

молодости был слушателем кружка сторонника учения Гераклита – Кратила, где

познакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказала

влияние и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму. В 20 лет он

готовился участвовать в соревновании как автор трагедии и случайно перед

театром Дионисияуслышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она

настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа. Было

это примерно в то время, когда афинский флот одержал последнюю значительную

победу в Перепелонской войне.

Платон разделял со всем кружком отвращение к афинской демократии. После

осуждения и смерти Сократа, в период, когда демократы снова вернулись к

власти, Платон отправляется к одному из старших учеников Сократа – Евклиду

– в Мегару. Однако вскоре он снова возвращается в город и принимает

активное участие в ее общественной жизни. После возвращения в Афины он

предпринял первое путешествиюв Южную Италию и на Сицилию. Он пытается

реализовать свои идеи и принял участие в политической жизни на стороне

местной аристократии, возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего.

Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине

представлял крайне реакционное крыло. Политическая деятельность Платона не

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.