Рефераты. Ответы на зачет по философии за 1-й курс (1-й семестр).






выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко

оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания -

познание самого себя. Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей,

т.е. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения

понятия. .

ПЛАТОН (427-347днэ). Афинянин, был противником демократии. Философское

развитие началось в школе Сократа. В городах Южной Италии и Сицилии он

продолжил ознакомление с философией элейцев и пифагорейцев. В 387г. он

вернулся в Афины и основал школу (академия).

Считал, что мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные

вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего

истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами являются бестелесные

нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отношению к

чувственным вещам идеи и причины и образцы и цели, к которым стремятся

вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса. Так как чувственные

вещи преходящие то они должны быть обусловлены не только бытием, но и

небытием. Это небытие есть материя. Материя принимает на себя идеи и

превращает их во множество ч. вещей, разделенных пространством. Область

идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она

обуславливает познаваемость, существование предметов, от нее они получили

свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и

его целью (телеология - учение о целесообразности). Идеи вечны, неизменны,

тождественны, не зав от условий пространства и времени. Мир вещей - мир

вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства

относительны, ограничены условием пространства и времени. Знание есть

припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и

созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что

знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия мат предметов

напоминают душе позабытые ей знания. Идеи познаются путем интуиции,

независимой от чувственного восприятия, чувство вещи отражаются лишь во

мнениях, которые не дают подлинного знания. Середину между мнимым и

подлинным знанием занимают математ знания.Они имеют нечто родственное чувст

вещам и идеям. Противоречия - есть необходимое условие для побуждению души

к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления

противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть - искусство диалектики.

АРИСТОТЕЛЬ. Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской

академии. (384-322г. до н.э.). После смерти Платона проживал в Атарнее

(остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве

воспитателя его сына - Александра. В 335 г. году возвратился в Афины, где

основал школу - гимназии (Ликей). До нас дошли не все тексты Аристотеля.

Многие из дошедших по видимому не являются текстами самого Аристотеля.

Например “Метафизика” по-видимому представляет составленные слушателями

своды различных по времени курсов Аристотеля. Очень важны для понимания

Аристотеля его сочинения: “О душе”, “Физика”, “категории”. Философия

Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии, познания, Учения о бытии,

космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики,

риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения

атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти критические введения

представляют большую ценность ценность. По А.ристотелю каждая единая вещь

есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и

потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества – меди, и

формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально существующем

шаре она составляет одно с веществом. Противоположность материи и формы

небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по

отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю

является медь. Медь лишена форму т.к. еще не является шаром и в то же

время она есть возможность формы. Форма есть действительность того

возможностью чего является материя. Согласно Аристотелю в пределах мира

чувства вещей возможен последовательный переход от материи к

соотносительной ей форме и наоборот. Категориии эти становятся текучими.

Средневековая философия.

В это время возникает феодальное общество (крепостное право). Значительную

роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия

и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности

и образованности в Европе. Раннее средневековье характеризовалось

становлением христианства. В условиях жесткого диктата церкви и

государственной власти философия была объявлена служанкой богословия,

которая должна была использовать свой рациональный аппарат для

подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название

“схолистики”(опиралась на форменную логику Аристотеля). В этот период

врмени в философии большое внимание уделяется Богу.

БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН (354 – 430). Выдающийся мыслитель, вписавший

заключительные страницы в истории Рима и всей античности. Он был

вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области

богословия, общей философии, научной методологии, этических, эстетических и

историософских воззрений. Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму.

По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно

существует, есть благо. Бог – есть источник бытия, чистая форма, наивысшая

красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение

его Богом вновь. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре

духовных устремлений – Бог, как исходный и конечный пункт размышлений.

Проблема Бога и его отношение к миру у Августина центральная.Размышления

Августина о Боге привели его к проблеме вечности и времени. По Августину

время – есть какоето протяжение. Вечность же мыслиться им так: в мире

мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима

от бога. Учения Августина о божественной благодати в ее отношении к воле

человека, оказали большое влияние на последующую христианскую философию.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов

христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего

Аристотеля канонизировал христианское понимание соотношения идеального и

материального, как соотношение изначального принципа формы с

неустановившимся принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние

первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Душа

человека - есть формообразный принцип, однако свое полное индивидуальное

воплощение она получает только при соединении с телом. Так был разрешен

один из самых острых вопросов христианской схолистики. Схолистика должна

была истолковывать свое отношение к материи т.к. Иисус Христос был явлен в

виде человека, т.е объединил в себе бога (идеал) и человека (материя)

природу. Этот факт не давал возможности трактовать материю как нечто (чего

требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалифицировал материи

Фома Аквинский с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве

“слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика.

Важное значение имело учение о различии сущности и существования. Они

совпадают только в боге. Существование выше сущности, относится к ней как

действительность к возможности. Доказательство существование бога. Каждое

явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к

необходимости существования бога - верховной причины.

Философия эпохи возрождения.

Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли,

мореплавания, военого дела, т.е. материального производства, а

следовательно развитием техники, естествознания, механики, математики.Для

этой эпохи характерно как бы вторе рождение идей античной философии, прежде

всего – та же обращенность к человеку. Потребности общественн-исторической

практики явились мощным импульсом развитием естественных и гуманитарных

наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени. Выразителями

этой тенденции были крупнейшие мыслители этой эпохи, общим пафосом которой

стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности

человека, его достоинства, права на земные радости им счастье.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 – 1464). Теолог, философ, ученый, математик,

географ, астроном, родоначальник немецкой философии. Утверждал идею о

единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания бога и

Вселенной. Утверждал о мощи человеческого познания, о взаимосвязи всех

природных явлений, о бесконечности Вселенной. Рассуждал о возможности

приминения математических понятий в познании природы.

ДЖОРДАНО БРУНО (1548 – 1600). Этические воззрения Бруно заключаются в

утверждении “ героического энтузиазма” безграничной любви к бесконечному.

Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов

и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Был сожжен

вместе со своими трудами на площади цветов в Риме.

Новое время рационализм и эмпиризм.

Рационализм – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником

познания и критерием его истинности. Западная философия Нового времени

открывает следующий период в развитии философской мысли. Этот период в

жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и

развитием капитализма что связано с прогрессом в экономике, техники, ростом

производительности труда. Происходят существенные преобразования в

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.