много путешествовал. Гидроинженер. Проект политического объединения
малоразвитых городов перед угрозой Персии. Предсказал солнечное затмение в
585г. до н.э. Изобрел некоторые астрономические приборы. Считал, что все
произошло из некоего влажного первого вещества или воды. Все рождается из
этого первоисточника. АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первое
вещество (апейрон) из которого обособлены противоположности теплого и
холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он
беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно
вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. АНАКСИМЕН. Время
завоевания Милета персами. Первое вещество - воздух. Все вещества
получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание,
обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживающийся воздухом. В 5 в. до
н.э. Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь философии
прекратилось.
ПИФАГОР И ПИФАГОРИЙСКАЯ ШКОЛА. Пифагор из Самоса 580-500г. до н.э. При
тиране Поликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон где основал
политический союз представляющий интересы аристократии. Сам ничего не
писал. Учения его претерпели значительную эволюцию. Выдвинул реакционное
учение о порядке. В общественной жизни порядок - власть аристократов.
Последователи Пифагора объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 в.
до н.э. этот союз был разгромлен демократами. Отвергали материализм
Милетцев. Основа мира не материя первоначала, а числа, которые образуют
космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит
познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли
количественной стороны явлений природы. Пифагорейцы отрывали числа от
вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и
обожествляли их. Священная единица - это мать богов, всеобщее первоначоло и
основа всех природных явлений. Двойка - это принцип противоположности,
отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь
триединством первоначала и его противоречий сторон. Четверка - образ
четырех элементов природы. И Т.Д. Мысль о том, что все в природе подчинено
определенному числовому соотношению приводила Пифагорейцев к
идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является
первоосновой всего.
УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА. Родом из Эфеса. (530 - 470 г. до н.э.). Аристократ,
отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире - представление о
преходящем, изменчивом характере всего существующего. Все существующие вещи
возникли из материального первоначала. Однако первое вещество - это огонь.
Выбор огня в качестве первого вещества обусловлен взглядами Гераклита на
характер жизни природы. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из
всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. Причина вечного
изменения - борьба противоположностей. Мир остается в основе огнем,
несмотря на все изменения. Душа тоже из огня. Мир есть процесс, в котором
всякая вещь переходит в свою противоположность. Благодаря борьбе
противоположностей, обнаруживается их внутреннее сходство. Всеобщность
изменения и переход каждого качества в противоположное, делают все качества
вещей относительными. Логос - основа всеобщности и истинности чел.
познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что
доступно чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано
познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света,
воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света, “от
того, что никогда не заходит”. Однако, Гераклит считает, что большинство
людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание
за ум.
ЭЛЛИАТСКАЯ ШКОЛА. В 6-5 в. до н.э. центр духовного развития перемещен в
Южную Италию (земледельческая область). Главная идея: Бытие есть, а небытия
нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо. КСЕНОФАН. 6-5 в. до н.э.
Поэт - философ побывал в Южной Италии, и вообще много путешествовал. В
конце жизни поселился в Элее, где под его влиянием возникла школа элеатов.
Критиковал представления о множестве богов (Если бы лошади могли рисовать
то они изобразили бы своих богов в виде лошадей) . Он пантеист. Мир вечен и
неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог.
Природа не божественна. Все что рождается и растет - есть вода и земля. О
природе богов не может быть истинного знания только мнение. ПАРМЕНИД. Эллея
6-5 в. до н.э. Составил законы для Эллеи, которые там долго действовали.
Мир - шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности
движения. Всякая мысль есть - мысль о существующем. Поэтому несущественного
никак нельзя мыслить как несущественное, откуда несущественного нет. Отсюда
невозможно возникновение и уничтожение. В центре мира – богиня-
правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит
всеми небесными движениями. ЗЕНОН. Ученик Парменида. Выдвинул ряд
положений в защиту учения Парменида (апории) Доказывал невозможность
движения (метафизика). Предположение, что движение мыслимо приводит к
противоречиям - оно не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться
стрела должна в один момент времени находиться в определенном месте и не
находиться в нем, но это противоречиво - невозможно) .
ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА. Демокрит (460 -370 г. до н.э.). Родился во фракийском
городе Абдеры. Побывал в странах востока. Имеются труды Демокрита
охватывающие вопросы философии, логики, психологии, этики, политики,
педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии.
Активный приверженец демократии. Исходное положение атом, системы -
существующих атомов и пустоты, образующих своим бесконечным многообразными
соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок
его учения является взгляд по которому ощущения представляют хотя и
недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные
свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы
и пустота невидимы, но их существования удостоверяются основанным на
чувственных наблюдениях размышлением. Демокрит отличает то , что существует
во мнении от того, что существует в действительности. Однако он не отрицает
реальность чувственно воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о
том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того
, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому он не
согласен с тем, что чувственные восприятия качеств совпадают с самими
качествами. Атомы суть всевозможных малых тела, не имеющие качеств, пустота
же - место, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и
вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и
отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким
образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их
состояния и ощущения. Для объяснения реального многообразия
действительности Демокрит допускает, что атомы различны по форме, порядку и
положению. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение.
Душа не бессмертна.
СОФИСТЫ. Философское движение эпохи зрелых рабов. В 5 в. до н.э. на смену
политической власти аристократии и тирании во многих городах Греции пришла
власть демократии. Развитие созданных ею новых выборных учреждений –
народные собрания и суды, игравшего большую роль в борьбе партий и классов
свободного населения, породило потребность в подготовке людей, владеющих
искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать.
Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой облости людей становились
учителями риторики, политических знаний... Однако нерасчлененность
тогдашнего знания и большая роль, которую приобрела в то время фил.ософия,
привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только политической
и юридической мудрости, но связывали ее с общими вопросами философии и
мировоззрения. Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями
мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах
стремился к доказать предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения.
Старшая группа: Протагор (481 - 411днэ), Горгий, Гиппий и Продик. ПРОТАГОР.
Был материалистом и учил о текучести материи и об отностительности всех
восприятий. Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным
основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. ГОРГИЙ. Ничто
не существует. Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо. Если
оно познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. Старшие софисты были
крупными спецами в вопросах права и обще - политических вопросах. Младшие
софисты (6 вднэ). В их учениях особенно выделяются этические и социальные
идеи. Они отрицали необходимость классов (знатность это вымысел. Природа
никого не создала рабами и люди рождаются свободными.)
СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). Он собрал вокруг себя много учеников,
большая часть которых оказалась врагами рабственной демократии. Это, а
также выступл самого Сократа против демократии восстановили против него
народ. Он был привлечен к суду и отравился. Сам Сократ ничего не писал. О
его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонта, Платона,
Аристофана а так же Аристотеля. Для Сократа характерна логичность речи,
ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское
расчленение вопроса, составляющего предмет обсуждения. Выступал против
Софистов. Философия по Сократу - учение о том как следует жить. Он
Страницы: 1, 2, 3, 4