Рефераты. Ответы на зачет по философии за 1-й курс (1-й семестр).






много путешествовал. Гидроинженер. Проект политического объединения

малоразвитых городов перед угрозой Персии. Предсказал солнечное затмение в

585г. до н.э. Изобрел некоторые астрономические приборы. Считал, что все

произошло из некоего влажного первого вещества или воды. Все рождается из

этого первоисточника. АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первое

вещество (апейрон) из которого обособлены противоположности теплого и

холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он

беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно

вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. АНАКСИМЕН. Время

завоевания Милета персами. Первое вещество - воздух. Все вещества

получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание,

обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживающийся воздухом. В 5 в. до

н.э. Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь философии

прекратилось.

ПИФАГОР И ПИФАГОРИЙСКАЯ ШКОЛА. Пифагор из Самоса 580-500г. до н.э. При

тиране Поликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон где основал

политический союз представляющий интересы аристократии. Сам ничего не

писал. Учения его претерпели значительную эволюцию. Выдвинул реакционное

учение о порядке. В общественной жизни порядок - власть аристократов.

Последователи Пифагора объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 в.

до н.э. этот союз был разгромлен демократами. Отвергали материализм

Милетцев. Основа мира не материя первоначала, а числа, которые образуют

космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит

познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли

количественной стороны явлений природы. Пифагорейцы отрывали числа от

вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и

обожествляли их. Священная единица - это мать богов, всеобщее первоначоло и

основа всех природных явлений. Двойка - это принцип противоположности,

отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь

триединством первоначала и его противоречий сторон. Четверка - образ

четырех элементов природы. И Т.Д. Мысль о том, что все в природе подчинено

определенному числовому соотношению приводила Пифагорейцев к

идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является

первоосновой всего.

УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА. Родом из Эфеса. (530 - 470 г. до н.э.). Аристократ,

отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире - представление о

преходящем, изменчивом характере всего существующего. Все существующие вещи

возникли из материального первоначала. Однако первое вещество - это огонь.

Выбор огня в качестве первого вещества обусловлен взглядами Гераклита на

характер жизни природы. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из

всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. Причина вечного

изменения - борьба противоположностей. Мир остается в основе огнем,

несмотря на все изменения. Душа тоже из огня. Мир есть процесс, в котором

всякая вещь переходит в свою противоположность. Благодаря борьбе

противоположностей, обнаруживается их внутреннее сходство. Всеобщность

изменения и переход каждого качества в противоположное, делают все качества

вещей относительными. Логос - основа всеобщности и истинности чел.

познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что

доступно чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано

познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света,

воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света, “от

того, что никогда не заходит”. Однако, Гераклит считает, что большинство

людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание

за ум.

ЭЛЛИАТСКАЯ ШКОЛА. В 6-5 в. до н.э. центр духовного развития перемещен в

Южную Италию (земледельческая область). Главная идея: Бытие есть, а небытия

нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо. КСЕНОФАН. 6-5 в. до н.э.

Поэт - философ побывал в Южной Италии, и вообще много путешествовал. В

конце жизни поселился в Элее, где под его влиянием возникла школа элеатов.

Критиковал представления о множестве богов (Если бы лошади могли рисовать

то они изобразили бы своих богов в виде лошадей) . Он пантеист. Мир вечен и

неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог.

Природа не божественна. Все что рождается и растет - есть вода и земля. О

природе богов не может быть истинного знания только мнение. ПАРМЕНИД. Эллея

6-5 в. до н.э. Составил законы для Эллеи, которые там долго действовали.

Мир - шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности

движения. Всякая мысль есть - мысль о существующем. Поэтому несущественного

никак нельзя мыслить как несущественное, откуда несущественного нет. Отсюда

невозможно возникновение и уничтожение. В центре мира – богиня-

правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит

всеми небесными движениями. ЗЕНОН. Ученик Парменида. Выдвинул ряд

положений в защиту учения Парменида (апории) Доказывал невозможность

движения (метафизика). Предположение, что движение мыслимо приводит к

противоречиям - оно не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться

стрела должна в один момент времени находиться в определенном месте и не

находиться в нем, но это противоречиво - невозможно) .

ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА. Демокрит (460 -370 г. до н.э.). Родился во фракийском

городе Абдеры. Побывал в странах востока. Имеются труды Демокрита

охватывающие вопросы философии, логики, психологии, этики, политики,

педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии.

Активный приверженец демократии. Исходное положение атом, системы -

существующих атомов и пустоты, образующих своим бесконечным многообразными

соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок

его учения является взгляд по которому ощущения представляют хотя и

недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные

свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы

и пустота невидимы, но их существования удостоверяются основанным на

чувственных наблюдениях размышлением. Демокрит отличает то , что существует

во мнении от того, что существует в действительности. Однако он не отрицает

реальность чувственно воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о

том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того

, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому он не

согласен с тем, что чувственные восприятия качеств совпадают с самими

качествами. Атомы суть всевозможных малых тела, не имеющие качеств, пустота

же - место, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и

вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и

отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким

образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их

состояния и ощущения. Для объяснения реального многообразия

действительности Демокрит допускает, что атомы различны по форме, порядку и

положению. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение.

Душа не бессмертна.

СОФИСТЫ. Философское движение эпохи зрелых рабов. В 5 в. до н.э. на смену

политической власти аристократии и тирании во многих городах Греции пришла

власть демократии. Развитие созданных ею новых выборных учреждений –

народные собрания и суды, игравшего большую роль в борьбе партий и классов

свободного населения, породило потребность в подготовке людей, владеющих

искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать.

Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой облости людей становились

учителями риторики, политических знаний... Однако нерасчлененность

тогдашнего знания и большая роль, которую приобрела в то время фил.ософия,

привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только политической

и юридической мудрости, но связывали ее с общими вопросами философии и

мировоззрения. Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями

мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах

стремился к доказать предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения.

Старшая группа: Протагор (481 - 411днэ), Горгий, Гиппий и Продик. ПРОТАГОР.

Был материалистом и учил о текучести материи и об отностительности всех

восприятий. Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным

основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. ГОРГИЙ. Ничто

не существует. Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо. Если

оно познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. Старшие софисты были

крупными спецами в вопросах права и обще - политических вопросах. Младшие

софисты (6 вднэ). В их учениях особенно выделяются этические и социальные

идеи. Они отрицали необходимость классов (знатность это вымысел. Природа

никого не создала рабами и люди рождаются свободными.)

СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). Он собрал вокруг себя много учеников,

большая часть которых оказалась врагами рабственной демократии. Это, а

также выступл самого Сократа против демократии восстановили против него

народ. Он был привлечен к суду и отравился. Сам Сократ ничего не писал. О

его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонта, Платона,

Аристофана а так же Аристотеля. Для Сократа характерна логичность речи,

ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское

расчленение вопроса, составляющего предмет обсуждения. Выступал против

Софистов. Философия по Сократу - учение о том как следует жить. Он

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.