Рефераты. Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова






путь трансформации: от социалистического недооценивания к

капиталистическому уважению.

Интересна позиция патриотизма в ряду ценностей современной молодежи.

«Патриотизм – любовь к Родине, одно из наиболее глубоких чувств,

закрепленных веками и тысячелетиями» В.И. Ленин [7]. Такую ли важную

позицию занимает Родина в умах и настроениях нового поколения ? На первый

взгляд, данные нашего исследования в этой области неутешительны - на вопрос

«Хотите ли Вы жить в другом государстве?» 60% ответило «да», и 40% «нет».

Однако дальнейшие ответы на вопросы проясняют картину. В частности,

защищать свою Родину с оружием в руках готовы 70% молодых людей, а целых

80% респондентов испытывают чувство гордости за свою Родину (причем не

только в историческом плане, но и в настоящем времени).

Значит, вряд ли можно обвинить молодежь в отсутствии патриотизма.

Космополитизм, поклонение Западу – лишь внешние явления, которые появились

в годы идеализации американского образа жизни обществом. Но сейчас, в свете

сложной международной обстановки, когда на внешнеполитической арене все

больше накапливается разногласий между недавними союзниками – Россией и

Америкой, все активнее начинает проявляться патриотизм.

Важнейшей ячейкой современного общества как и прежде, остается семья.

Можно смело сказать, что ее роль среди ценностей молодежи сохраняет свои

высокие позиции. Ведь именно этот институт закладывает в человека с самого

рождения моральные, этические, нравственные ценности, которыми человек

руководствуется во всей своей дальнейшей жизни.

Анализируя результаты опроса, можно увидеть, что для большинства

молодых людей семья – это опора в жизни, это источник любви и понимания, а

также образец для создания своей семьи в будущем. Лишь около 15% отрицают

роль семьи в своей жизни, в реализации своей личности. Может быть для них

эта проблема не первостепенна. 80% респондентов планируют создать семью в

будущем.

Таким образом, среди молодого поколения мы видим возвращение к

традиционным ценностным ориентирам. Все так же незыблемыми авторитетами

являются – Отечество, семья, дети.

Заключение.

Наше поколение молодежи – результат демографического подъема конца 70х-

начала 80 годов, и поэтому численно достаточно велико. Явившись на свет на

излете эпохи так называемого «застоя», детство этого поколения заняла

перестроечная эпоха, время реформ социалистической системы. Их молодость

оказалась в совершенно иных социально политических условиях – зарождение

капиталистических отношений, эпохи разрушения социалистической системы и

нарождения нового типа социально-экономических отношений. Этот громадный

революционный скачок в жизни государства не мог не отразиться на сознании

общества и в частности самой восприимчивой и неустойчивой его части – детях

и подростках. В результате их сознание в значительной степени

трансформировалось, стало непохожим на сознание предыдущих поколений,

вызвало большую вариативность, предопределило конфликты в самой молодежной

среде.

В результате процесса социализации свой, новый поток в сложившееся,

традиционное сознание общества. Возникновение такой, а не иной, с

указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом

причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и

поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не

отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры.

Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных

программ, за исключением социально-адапционных или

профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации

неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных

институтов российского общества и прежде всего системы образования,

учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество —

такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление

индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого

человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех

представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной

стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой—к

прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях

опосредованно)—и к проявлениям противоправного или экстремистского

характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную

молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному

отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям,

ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных

исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности,

независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не

подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей

художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры

не в меньшей степени, чем основные агенты социализации—семья и

система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с

общением, как уже говорилось,—наиболее распространенный вид

досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная

субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая

лепит под себя удобного зрителя.

Пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие мировоззрения молодежи,

можно отметить следующие тенденции:

1. Отход с позиций нигилизма и отрицания всех ценностей старшего

поколения, начинает преобладать критический, оценивающий взгляд на

вещи.

2. В ряд важнейших ценностей, ориентиров в жизни выдвигается

образованность, способность к самообучению.

3. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно

игнорирует и устраняется от основных политических событий.

4. Большое воздействие на молодежь отказывают средства массовой

информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения, то

есть мировоззрение формируют силы извне, стоящие за СМИ.

5. Основное содержание культуры – протест, выражение несогласия с

традиционным мировоззрением общества. Молодежная культура намного

отличается от культуры предыдущего поколения, и в дальнейшем это

приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим.

6. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится

все более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между

полами, интересы девушек и юношей сближаются.

7. На первом месте в шкале ценностных ориентиров нового поколения

занимают общечеловеческие ценности, такие как доброта,

взаимопонимание, любовь, целеустремленность, сила воли. Однако

следующие позиции занимают такие сугубо капиталистические,

меркантильные ценности как деньги, желание власти, стремление

отдохнуть и расслабится.

Итак, как мы выяснили, тема нашего исследования достаточно актуальна, в

данной работе мы постарались отобразить современное мировоззрение

молодежи, влияющие факторы и особенности его формирования, постарались

выявить основные тенденции формирования и предположительные развитие

процесса в будущем. Данная работа будет представлять интерес для

людей, работающих в сфере образования и контактирующих с молодежью.

Стало очевидным, что проблемы изучения мировоззрения молодежи и

процессов с ним связанных, необходимы в современной динамичной,

политически нестабильной обстановке. Поэтому следует продолжать и

расширять исследования в данной области.

Список использованной литературы.

1. Кулаков А.П. «Учащаяся молодежь и религия». СОЦИС, №11, 1995 г.

2. Павловский И.Р. «Социология молодежи и ювенология». СОЦИС, №5, 1999

г.

3. И.С. Кон «Психология юношеского возраста». М.: «Просвещение», 1979 г.

4. И.С. Кон «Психология старшеклассника». М.: «Просвещение». 1985 г.

5. Краткий словарь по социологии. М., 1988.

6. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.

Приложение 1.

Рис. 1.

А.Р. Дьяконов.

Рис. 2.

А.Р. Дьяконов.

Рис. 3.

А.Р. Дьяконов.

Рис. 4.

А.Р. Дьяконов.

Приложение 2.

Социологическая анкета

на тему : «Мировоззрение современной молодежи».

1. Вы верите в Бога ?

2. По Вашему мнению, по какой причине люди верят в Бога ?

3. Вступили бы Вы в секту, партию или другую организацию ?

4. Вам трудно познакомится с человеком, который Вам нравится ?

5. Что Вас не устраивает в кругу Вашего общения ?

6. Чувствуете ли Вы одиночество и почему ?

7. Ваше отношение к жизненному опыту, советам и поучениям взрослых ?

8. Чувствуете ли Вы затруднения в общении с противоположным полом и

почему ?

9. Как Вы оцениваете современную масс-культуру (музыка, кино, современная

литература, живопись) ?

10. Влияет ли на Вас современная масс-культура и если да, то как ?

11. Увлечены ли Вы философией и если да, то какой именно ?

12. Часто ли Вы смотрите телевизор и что именно ?

13. Ваша степень доверия СМИ ?

14. Устраивает ли Вас форма образовательной системы в России и если нет,

то что именно не устраивает ?

15. Устраивает ли Вас собственная образованность ?

16. Согласны ли Вы с утверждением, что цель политика - собственная корысть

?

17. Готовы ли Вы защищать свою Родину с оружием в руках ?

18. Чувствуете ли Вы гордость за свою Родину ?

19. Есть ли у Вас перспективы в будущем ?

20. Будущее страны и цивилизации - позитивное или негативное ?

21. Хотели бы Вы жить в другом государстве?

22. Основные причины депрессии и стрессов?

23. Как Вы боретесь с депрессией и стрессами ?

24. Какую бы Вы политику проводили в государстве ?

25. Хотите ли Вы походить на своих родителей ?

26. Хотите иметь детей ?

27. Что для Вас семья ?

28. Чем Вы заполняете свой досуг ?

29. Подвержены ли Вы вредным привычкам ? Боретесь ли Вы с ними ?

30. Какие черты характера Вы бы хотели в себе развить ?

31. Чувствуете ли Вы потребность в постоянном труде ?

32. Деньги для Вас это - ...

-----------------------

[1] Философский словарь, М.:1979.

[2] Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.

[3] Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М.,

1988.

[4] Большая советская энциклопедия, М:1989.

[5] Словарь по практической психологии. М.:1990.

[6] А.В. Шаронов «Социология молодежи», Издательство СПбГУ. 1996, стр. 5.

[7] Большая советская энциклопедия, М.: 1989.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.