Рефераты. Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова






Германия. В них, государственная идеология, оправдывая свое существование

фактором внешней и внутренней опасности, ничем не прикрываясь, вещала

пользуясь всеми СМИ и напрямую оказывала давление на умы граждан, широко

используя такие тоталитарные методы как запугивание и замалчивание

недовольных, жесткую цензуру и монополизацию права на предоставление

информации.

Казалось бы, в свете вышесказанного, современные так называемые

демократические государства не имеют ничего подобного – ни четко выраженной

и официально признанной идеологии а значит - ни давления, ни морального

насилия. Однако это не значит, что официальная идеология как таковая вообще

отсутствует. Идеология обязательно должна присутствовать в любом

государстве – так как именно она определяет основной курс государства в

политике и определяет отношение граждан к государству.

В свете этих фактов, не вызывает сомнения то, что в современной России

имеется государственная идеология. Это так называемая идеология

либерализма, впервые появившаяся в Англии. Основной постулат: преобладание

личных интересов над общественными (общество нужно постольку, поскольку оно

помогает отдельному его члену). Основные ценности: свобода человека в

решениях и действиях, самодостаточность человека, отсутствие реальных

механизмов создания ответственности за свои поступки перед другими людьми.

Следует сказать, что идеология либерализма была перенесена на российскую

землю достаточно спонтанно и механически – прозападно настроенное

правительство избрало ее в качестве замены для коммунистической идеологии,

частично развалившейся, частично разрушенной.

Однако либеральная идеология, как известно из истории, никогда не была

распространена в России (кроме узких кругов прогрессивной буржуазии и

интеллигенции в конце XIX- начале XX веков), так как противоречит

традиционной русской культуре с ее общинными началами, преобладанием

коллективистских чувств, отсутствием меркантильности. Именно поэтому, как

мы видим сегодня, через 10 лет после начала внедрения в страну либеральной

идеологии – она снова не нашла в России успеха, распространившись лишь в

кругах прозападно ориентированной интеллигенции.

В таком случае, если в среде молодежи официальная идеология не имеет

успеха, то что же ее заменяет? Какой молодые люди видят свою страну в

будущем и что они готовы сделать для этого? Большинство (40%) отвечают на

вопрос о предпочтительной политике в государстве – «не знаю». Кроме этого,

выясняется, что у многих респондентов представления о необходимых мерах для

изменения сложившейся обстановки расплывчаты, абстрактны и отражают лишь

основные потребности, острые проблемы без учета путей реализации этих

требований (например, 20% - за улучшение условий жизни, 10% - за наведение

порядка, но и в том, и в другом случае это лишь благие пожелания). И лишь

20% респондентов (в основном из старших классов) могут четко и

аргументировано объяснить свои политические взгляды в общем на текущую

политику государства. Только 5% из них лежит в области продолжения реформ и

развития демократии. А вот остальные 15%, на что следует обратить особое

внимание, хотят ведения жесткой и достаточно авторитарной политики, которая

бы смогла, по их мнению, решить первоочередные государственные задачи.

Отношение к политике как к виду деятельности, профессии и к политикам

как к людям, к их человеческим качествам среди молодежи достаточно

негативное. 60% респондентов считают всех современных политиков людьми

корыстными, основная задача которых – поиск выгоды для себя, и только 20%

молодежи считают, что бывают исключения. 15% не согласны с утверждением о

своекорыстии политиков. Мы видим, что доверие к деятелям сегодняшней

политической арены среди молодежи крайне мало, и нужно сказать, что вызвано

это недоверие действиями самих политиков. В связи с чередой выборов,

прокатившихся по стране в конце 1999 – начале 2000 годов получила

распространение так называемая война компроматов, инициированная самими

политиками и направленная против конкурентов, в желании «подмочить» им

репутацию. Очевидно, в результате этого репутация была потеряна не сколько

у отдельных лиц (вряд ли у простого человека есть время и желание

разбираться в тонкостях политической борьбы), а у всей категории политиков,

стоящих у власти либо находящихся в оппозиции к ней. Вероятно, к этим

факторам недоверия следует еще и приплюсовать усталость населения от

бесконечных политических баталий, заполонивших СМИ.

Таким образом, подводя итог вышенаписанному, мы видим – в среде

молодежи официальная идеология государства отклика не находит, большая

часть молодежи аполитична (причины – недоверие политикам, большое

количество бытовых проблем) и не имеет четко выраженных политических

убеждений. Вероятно, по этой причине в России на настоящий момент на

существует ни одной по настоящему массовой молодежной партии.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к

политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего

наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо

определенных политических установок минимально. Вместе с тем

эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых

людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

Особое внимание нам следует обратить на 15-20% молодых людей (чаще

юношей, чем девушек) не просто разбирающихся в политике, а имеющих свои

политические убеждения, и что самое главное – радикально и

антиправительственно настроенных. Если ко всему этому учитывать

естественный максимализм (а значит, тот же радикализм) свойственный

молодежи всех времен, этого самого потенциально активного слоя населения,

то можно прогнозировать рост экстремистских настроений в будущем (причем,

судя по отношению к патриотизму, на националистической основе) и создание

достаточно массовых молодежных политических организаций, которые не будут

примыкать ни к одной из существующих политических партий, уже

скомпрометировавших себя и следовательно резко оппозиционных,

неподконтрольных правительству.

§3. Средства массовой информации.

Все возрастающую роль в современной жизни играют средства массовой

информации (СМИ), через которые человек сегодня не только получает

необходимую ему информацию (такую как новости), но и черпает из них

поведенческие стереотипы, ценности и идеалы и многое другое. Средства

массовой информации сегодня вышли за пределы своего изначального

предназначения – распространения информации и превратились, наряду со всем

прочим, в один из факторов формирования мировоззрения. Его особенности нам

и предстоит выяснить.

Современная молодежь, как показало анкетирование, значительную часть

своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у голубого

экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация, поглощаемая с

экрана, носит в основном развлекательный характер (около 35% респондентов

из всех программ выделяют развлекательные, более 55% регулярно смотрят

художественные фильмы), то можно уверенно говорить, о том, что телевизор

используется как средство отдыха и развлечения. Однако необходимо заметить,

что ј респондентов выделяется из общего потока развлекающихся. Они уделяют

наибольшее внимание информационным и познавательным программам,

следовательно для них телевизор – источник знаний, средство повысить

собственную образованность.

Для основной массы респондентов (55%) телевизор – прежде всего

кинофильмы, которые являются явлением, относящимся к сфере культурной

жизни. Не углубляясь в ее рассмотрение, отметить засилье иностранной

видеопродукции на наших экранах. На экране все чаще демонстрируется грубое

насилие и эротика, пропагандируются наркотики (особенно психоделики),

особенно в связи с распространением негосударственного и кабельного

телевидения, по которым и транслируются чаще всего западные

малохудожественные фильмы. Этот процесс внести свой вклад в криминализацию

обстановки, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые и

составляют основную аудиторию зрителей.

Одну треть молодежной телеаудитории составляют любители и постоянные

зрители сериалов. Эти «мыльные оперы», которые длятся годами, формируют

пассивный образ жизни и формируют нереальные представления о пространстве и

времени, отвлекают эмоции людей от реальной жизни на переживание

вымышленных событий.

Особое внимание следует обратить на 10% респондентов, которые смотрят

все подряд, вне зависимости от содержания передач – очевидно, для них

телевизор является средством убийства свободного времени (которое больше

занять нечем) без каких-либо познавательных воздействий.

Современная молодежь из всего объема информации имеет способность

отфильтровывать ненужное и бесполезное, не принимая на веру все, что видят

на экране или читают с газетного листа, то есть обладают некоторым

иммунитетом к влиянию СМИ на разум. 52% респондентов самостоятельно

анализируют и сопоставляют информацию, поступающую из СМИ – то есть

принимают на веру далеко не все. Меньшая часть – около 30% - полностью

доверяет СМИ, то есть подвержены их воздействию. 11% аудитории полностью не

верят СМИ – очевидно, они для них уже исчерпали до конца кредит доверия и

теперь вызывают лишь скепсис.

Таким образом, несмотря на массированное давление СМИ на молодежь, она

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.