Германия. В них, государственная идеология, оправдывая свое существование
фактором внешней и внутренней опасности, ничем не прикрываясь, вещала
пользуясь всеми СМИ и напрямую оказывала давление на умы граждан, широко
используя такие тоталитарные методы как запугивание и замалчивание
недовольных, жесткую цензуру и монополизацию права на предоставление
информации.
Казалось бы, в свете вышесказанного, современные так называемые
демократические государства не имеют ничего подобного – ни четко выраженной
и официально признанной идеологии а значит - ни давления, ни морального
насилия. Однако это не значит, что официальная идеология как таковая вообще
отсутствует. Идеология обязательно должна присутствовать в любом
государстве – так как именно она определяет основной курс государства в
политике и определяет отношение граждан к государству.
В свете этих фактов, не вызывает сомнения то, что в современной России
имеется государственная идеология. Это так называемая идеология
либерализма, впервые появившаяся в Англии. Основной постулат: преобладание
личных интересов над общественными (общество нужно постольку, поскольку оно
помогает отдельному его члену). Основные ценности: свобода человека в
решениях и действиях, самодостаточность человека, отсутствие реальных
механизмов создания ответственности за свои поступки перед другими людьми.
Следует сказать, что идеология либерализма была перенесена на российскую
землю достаточно спонтанно и механически – прозападно настроенное
правительство избрало ее в качестве замены для коммунистической идеологии,
частично развалившейся, частично разрушенной.
Однако либеральная идеология, как известно из истории, никогда не была
распространена в России (кроме узких кругов прогрессивной буржуазии и
интеллигенции в конце XIX- начале XX веков), так как противоречит
традиционной русской культуре с ее общинными началами, преобладанием
коллективистских чувств, отсутствием меркантильности. Именно поэтому, как
мы видим сегодня, через 10 лет после начала внедрения в страну либеральной
идеологии – она снова не нашла в России успеха, распространившись лишь в
кругах прозападно ориентированной интеллигенции.
В таком случае, если в среде молодежи официальная идеология не имеет
успеха, то что же ее заменяет? Какой молодые люди видят свою страну в
будущем и что они готовы сделать для этого? Большинство (40%) отвечают на
вопрос о предпочтительной политике в государстве – «не знаю». Кроме этого,
выясняется, что у многих респондентов представления о необходимых мерах для
изменения сложившейся обстановки расплывчаты, абстрактны и отражают лишь
основные потребности, острые проблемы без учета путей реализации этих
требований (например, 20% - за улучшение условий жизни, 10% - за наведение
порядка, но и в том, и в другом случае это лишь благие пожелания). И лишь
20% респондентов (в основном из старших классов) могут четко и
аргументировано объяснить свои политические взгляды в общем на текущую
политику государства. Только 5% из них лежит в области продолжения реформ и
развития демократии. А вот остальные 15%, на что следует обратить особое
внимание, хотят ведения жесткой и достаточно авторитарной политики, которая
бы смогла, по их мнению, решить первоочередные государственные задачи.
Отношение к политике как к виду деятельности, профессии и к политикам
как к людям, к их человеческим качествам среди молодежи достаточно
негативное. 60% респондентов считают всех современных политиков людьми
корыстными, основная задача которых – поиск выгоды для себя, и только 20%
молодежи считают, что бывают исключения. 15% не согласны с утверждением о
своекорыстии политиков. Мы видим, что доверие к деятелям сегодняшней
политической арены среди молодежи крайне мало, и нужно сказать, что вызвано
это недоверие действиями самих политиков. В связи с чередой выборов,
прокатившихся по стране в конце 1999 – начале 2000 годов получила
распространение так называемая война компроматов, инициированная самими
политиками и направленная против конкурентов, в желании «подмочить» им
репутацию. Очевидно, в результате этого репутация была потеряна не сколько
у отдельных лиц (вряд ли у простого человека есть время и желание
разбираться в тонкостях политической борьбы), а у всей категории политиков,
стоящих у власти либо находящихся в оппозиции к ней. Вероятно, к этим
факторам недоверия следует еще и приплюсовать усталость населения от
бесконечных политических баталий, заполонивших СМИ.
Таким образом, подводя итог вышенаписанному, мы видим – в среде
молодежи официальная идеология государства отклика не находит, большая
часть молодежи аполитична (причины – недоверие политикам, большое
количество бытовых проблем) и не имеет четко выраженных политических
убеждений. Вероятно, по этой причине в России на настоящий момент на
существует ни одной по настоящему массовой молодежной партии.
Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к
политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего
наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо
определенных политических установок минимально. Вместе с тем
эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых
людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.
Особое внимание нам следует обратить на 15-20% молодых людей (чаще
юношей, чем девушек) не просто разбирающихся в политике, а имеющих свои
политические убеждения, и что самое главное – радикально и
антиправительственно настроенных. Если ко всему этому учитывать
естественный максимализм (а значит, тот же радикализм) свойственный
молодежи всех времен, этого самого потенциально активного слоя населения,
то можно прогнозировать рост экстремистских настроений в будущем (причем,
судя по отношению к патриотизму, на националистической основе) и создание
достаточно массовых молодежных политических организаций, которые не будут
примыкать ни к одной из существующих политических партий, уже
скомпрометировавших себя и следовательно резко оппозиционных,
неподконтрольных правительству.
§3. Средства массовой информации.
Все возрастающую роль в современной жизни играют средства массовой
информации (СМИ), через которые человек сегодня не только получает
необходимую ему информацию (такую как новости), но и черпает из них
поведенческие стереотипы, ценности и идеалы и многое другое. Средства
массовой информации сегодня вышли за пределы своего изначального
предназначения – распространения информации и превратились, наряду со всем
прочим, в один из факторов формирования мировоззрения. Его особенности нам
и предстоит выяснить.
Современная молодежь, как показало анкетирование, значительную часть
своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у голубого
экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация, поглощаемая с
экрана, носит в основном развлекательный характер (около 35% респондентов
из всех программ выделяют развлекательные, более 55% регулярно смотрят
художественные фильмы), то можно уверенно говорить, о том, что телевизор
используется как средство отдыха и развлечения. Однако необходимо заметить,
что ј респондентов выделяется из общего потока развлекающихся. Они уделяют
наибольшее внимание информационным и познавательным программам,
следовательно для них телевизор – источник знаний, средство повысить
собственную образованность.
Для основной массы респондентов (55%) телевизор – прежде всего
кинофильмы, которые являются явлением, относящимся к сфере культурной
жизни. Не углубляясь в ее рассмотрение, отметить засилье иностранной
видеопродукции на наших экранах. На экране все чаще демонстрируется грубое
насилие и эротика, пропагандируются наркотики (особенно психоделики),
особенно в связи с распространением негосударственного и кабельного
телевидения, по которым и транслируются чаще всего западные
малохудожественные фильмы. Этот процесс внести свой вклад в криминализацию
обстановки, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые и
составляют основную аудиторию зрителей.
Одну треть молодежной телеаудитории составляют любители и постоянные
зрители сериалов. Эти «мыльные оперы», которые длятся годами, формируют
пассивный образ жизни и формируют нереальные представления о пространстве и
времени, отвлекают эмоции людей от реальной жизни на переживание
вымышленных событий.
Особое внимание следует обратить на 10% респондентов, которые смотрят
все подряд, вне зависимости от содержания передач – очевидно, для них
телевизор является средством убийства свободного времени (которое больше
занять нечем) без каких-либо познавательных воздействий.
Современная молодежь из всего объема информации имеет способность
отфильтровывать ненужное и бесполезное, не принимая на веру все, что видят
на экране или читают с газетного листа, то есть обладают некоторым
иммунитетом к влиянию СМИ на разум. 52% респондентов самостоятельно
анализируют и сопоставляют информацию, поступающую из СМИ – то есть
принимают на веру далеко не все. Меньшая часть – около 30% - полностью
доверяет СМИ, то есть подвержены их воздействию. 11% аудитории полностью не
верят СМИ – очевидно, они для них уже исчерпали до конца кредит доверия и
теперь вызывают лишь скепсис.
Таким образом, несмотря на массированное давление СМИ на молодежь, она
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6