Рефераты. Основные теоретические аспекты Д. Юма






имеется в виду, что установившаяся после нескольких

повторений последовательности событий 3-4 ассоциация, например 3 с 6,

играет роль причины появления идеи 6, едва только заново появляется

впечатление 3. Бывает, что люди истолковывают установившуюся в их

сознании 3-6 как доказательство наличия каузальной связи 3-4, но это уже

ошибка. Ассоциативные связи 5-6 и 6-5 появляются позднее, чем 3-6

и 4-6. Юм, естественно, отрицает возможность каузальной связи 5-4,

потому что никакая идея не может стать причиной впечатления. Как мы видим,

агностицизм Юма при исследовании проблемы причинности проявился в полной

мере. Такова схема видов причинной связи по Юму. На этом можно и

закончить обзор философской концепции британского мыслителя. Стоит

только добавить, что эта концепция стала своего рода классической для

неопозитивистов, а самого Давида Юма считают прародителем этого

философского течения.

Д. Юма, который считал, что «люди, естественно, без размышления одобряют

тот характер, который всего более похож на их собственный... Можно счесть

безошибочным правилом, что если нет такого отношения в жизни, в котором я

не хотел бы находиться к некоторому лицу, то характер этого лица должен

быть признан в данных границах совершенным» .

Д. Юма, который считал, что «люди, естественно, без размышления одобряют

тот характер, который всего более похож на их собственный... Можно счесть

безошибочным правилом, что если нет такого отношения в жизни, в котором я

не хотел бы находиться к некоторому лицу, то характер этого лица должен

быть признан в данных границах совершенным» .

Не будем гнаться за призраком всеобщего восторга по поводу

совершенствования нашего характера. Есть более простой и надежный критерий

— собственное одобрение. Действительно, тому, кто доволен своим характером,

вряд ли захочется его изменить. Представление человека о своем характере

психологи называют образом «Я». Причем реальный образ «Я» может не

совпадать с идеальным. Это значит, что человек имеет определенный идеал и

осознает несоответствие своего характера этому идеалу. Несовпадение

реального и идеального образов «Я» — типичное явление. Например,

проведенный нами опрос более полутора тысячи киевских старшеклассников

показал, что только 15% юношей и девушек 15—17 лет вполне удовлетворены

собой. А что же остальные? Они в большей или меньшей мере проявляют

неудовлетворенность собой. Среди людей зрелого возраста, по данным опроса

400 человек, лишь 22% полностью удовлетворены своим характером. Интересно,

что в обеих группах опрошенных около трех процентов оценили свой характер

как абсолютно неудовлетворительный.

Но если большинству людей не совсем нравится свой собственный

характер, вряд ли они с одобрением, как полагал Д. Юм, будут наблюдать

такой же характер у других. Более естественно предположить, что мы одобряем

характер, который соответствует нашему идеальному образу «Я». Это значит,

что в других мы высоко ценим те личностные качества. которые хотели бы

увидеть у себя. .Скажем, человека, который страдает от своей не

пунктуальности, в других привлекает способность все делать вовремя, не

торопясь и не опаздывая; замкнутому и стеснительному человеку, страдающему

от постоянного пребывания в «своей скорлупе», нравятся общительность,

открытость, способность легко вступать в контакты.

Теория страстей (аффектов) и отрицание свободы и практического разума.

Страсти представляют собой нечто изначально присущее «человеческой

природе»; они независимы от рассудка и неподвластны его попыткам их

обуздать. Они суть «впечатления», происходящие от других восприятий. Юм

разделяет их на прямые и косвенные. Прямыми являются такие, которые

непосредственно зависят от удовольствия и боли, как, например, желание,

неприязнь, печаль, радость, надежда, страх, отчаяние, спокойствие. К

косвенным относятся, например, гордость, покорность, честолюбие, тщеславие,

любовь, ненависть, сострадание, злонамеренность, щедрость ( великодушие) и

другие страсти, берущие начало от перечисленных в первом пункте.

Юм долго распространялся по поводу вышеуказанных аффектов, но в его

многословном изложении важным кажется следующее: он утверждает, что

аффекты отсылают к «Я», « и личности, в действиях которой каждый из нас

неявно уверен»; а по поводу гордости Юм сразу отмечает, что «этой эмоции

природа придала определённую идею – понятие «я» (!), которое постоянно

проявляется». Юм стремится восстановить осознанность и понятие «я» на

эмоциональной основе.

Сама воля, при ближайшем рассмотрении, снова сводится к аффектам или, во

всяком случае, представляет собой нечто очень близкое к впечатлению,

берущему начало из удовольствия и из боли, точно также как и аффекты.

Однако кажется, что философ не вполне уверен в этом пункте, что доказывает

следующая цитата: «Из всех непосредственных действий страдания и

удовольствия наиболее замечательными является воля; и хотя она, собственно

говоря, не входит в число аффектов, но так как полное понимание её природы

и свойств необходимо для её объяснения, то мы сделаем её здесь предметом

исследования. Прошу заметить, что под волей я разумею не что иное, как то

внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда сознательно

даём начало какому-нибудь новому движению нашего тела или иной перцепции

нашего духа. Впечатление это, так же как и предыдущие – гордость и

униженность, любовь и ненависть невозможно определить». Вполне очевидно,

что такая двусмысленная позиция (воля является аффектом и одновременно не

является им) немедленно отразилось на концепции свободы, к отрицанию

которой в конце концов пришел Юм.

Для него «свобода выбора» синоним не-необходимости, иными словами,

случайность. То, что обычно называется «свободой», по Юму, может быть всего

лишь простой спонтанностью, или отсутствием принуждения извне. Выполняя

свои действия, мы детерминированы как внутренними, так и внешними

побудительными причинами: мы детерминированы всегда.

Но самым характерным моментом этической философии Юма является тезис,

согласно которому «разум никогда не может противостоять страсти в

управлении волей».

Это означает признание победы игры страстей, а следовательно отрицание

практического разума, ибо разум не может управлять волей и детерминировать

её .

По этому вопросу исчерпывающие разъяснения приводятся в следующей цитате:

«Так как разум сам по себе никогда не может вызвать какого-либо поступка

или же дать начало хотению, то я заключаю отсюда, что эта наша способность

столь же бессильна препятствовать хотению или же оспаривать господство

какого-нибудь аффекта, какой-нибудь эмоции. Указанное следствие является

необходимым. Разум мог ба оказать это последние действие, т.е.

воспрепятствовать хотению, только сообщив нам импульс в направлении

противоположном нашему аффекту; но такой импульс был бы в состоянии вызвать

хотение и действуя сам по себе. Ничто не может оказать противодействия

импульсу аффекта или же ослабить его, кроме противоположного импульса. Если

же такой противоположный импульс всегда проистекает от разума, то эта

последняя способность должна оказывать изначальное влияние на волю и быть в

силах как вызвать любой акт воли, так и воспрепятствовать ему. Но если

разум не имеет такого изначального влияния, то он не может ни на минуту

удерживать наш дух в нерешительности. Таким образом, оказывается, что

принцип, противодействующий нашему аффекту, не может быть разумом и его

лишь не правильно называют так. Мы выражаемся не точно и не по-философски,

когда говорим о борьбе между разумом и аффектами: разум есть и должен быть

лишь рабом аффектов и не может претендовать не какую-либо другую должность,

кроме служения и послушания им».

Эта точка зрения диаметрально противоположна той, которую выдвигает Кант в

своей «Критике практического разума»

.

-----------------------

Нижегородская Государственная Медицинская Академия

Кафедра Гуманитарных наук

Доклад

По теме: Основные теоретические аспекты Д. Юма

Выполнила:

Студентка 2 курса лечебного факультета

Федотова Вера Александровна

Проверил: Гусев Е. К.

????????

2003-11-07

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.