Рефераты. Основные идеи русского космизма






бессмертия личности”. Свой биокосмический максимализм они рассматривали как

достижение революции. Для них больба со смертью, с враждебными человеку

слепыми природными стихиями - продолжение борьбы за социальную

справедливость. Был выдвинут лозунг: “Пролетариат - победитель буржуазии,

смерти и природы”.

Движение биокосмистов было неоднородным и противоречивым, соединяя в

себе несоединимое: требование нравственного долга, конкретной терпеливой

работы в области регуляции природы, борьбы со старением и смертью и

анархического воспевания “божественной” свободы обретшего бессмертие

индивида.

Одна из наиболее серьезных ветвей космизма в 20-е гг. была

представлена последователями учения Федорова Н.А.Сетницким, А.К.Горским,

В.Н.Муравьевым, углублявшими наследие учителя в новом научном и культурном

контексте.

Так, философ В.Н.Муравьев вводит взгляды автора “Философии общего

дела” на труд в теоритические поиски существовавшего в те годы Центрального

института труда. В своей книге “Овладение временем” Муравьев, отправляясь

от новых достижений в биологии, медицине, а также физике и математике,

стремится к обоснованию идей космической экспансии, преодоления смерти и

возвращения к жизни погибших.

К 1930-м гг. представители космической, активно-эволюционной семьи

идей начинают подвергаться разного рода преследованиям. Н.А.Сетницкий был

расстрелян, В.Н.Муравьев и А.К.Горский погибли в ссылке. Нападки, обвинения

в идеализме и враждебности его идей социализму обрушиваются на ученого с

мировым именем В.И.Вернадского.

Огромен и конкретен научно-философский вклад В.И.Вернадского в

космизм, это можно в определенном смысле уподобить прочному фундаменту,

ставящему на почву реальности дерзновенные проекты и идеи его

предшественников, которые без него могут обернуться прекрасными воздушными

замками.

Идеи Вернадского о космичности жизни, о биосфере ( сфере жизни ) и

ноосфере ( сфере разума ) своими дальними творческими корнями уходят в

новую, начавшуь активно создаваться с конца XIX - начала XX века

философскую традицию осмысления жизни и задач человека как вершинного ее

порождения.

Идея эволюции, сформулированная Дарвином и его последователями, давала

человечеству шанс для дальнейшего развития. Причем научная мысль, исходя из

теории эволюции, работала в двух направлениях. С одной стороны, примитивно

понимаемая эволюция сулила лишь доведенный до логического конца

естественный отбор, при котором выживает сильнейший и умнейший за счет

слабого. Но была и другая точка зрения на проблему эволюции, которой и

придерживался Вернадский, обосновывавшая самодостаточную и высшую ценность

человеческой личности.

Вернадский является одним из основателей теории ноосферы, которая

стала важнейшим вкладом в учение космизма. Ноосфера - это сфера разума. Она

стала формироваться одновременно с появлением мышления у человека, с

началом накопления информации в обществе и практического ее использования.

Человек, существо, наделенное разумом и волей, действует в мире с самого

его появления как творец и преобразователь, как вольный или невольный

зодчий “сферы разума”. Она потому так и называется, что ведущую роль в ней

играют реалии разума: творческие открытия, духовные, художественные,

научные идеи, которые материально осуществляютс в преобразованной природе,

постройках, орудиях и машинах, научных и творческих комплексах,

произведениях искусства и т.д. Таким образом, на Земле создана новая

искусственная оболочка: биосфера, радикально преобразованная трудом и

творчеством человека. Но, как всем нам хорошо известно, это преобразование

тем не менее далеко не всегда было по-настоящему разумным, зачастую носило

хищнический характер, неукротимо и жадно потребляя природу, ее ресурсы. Да

и ноосферный информационный поток содержит в себе, в числе прочего,

идеологии и концепции антигуманные, ложные, осуществление которых или уже

приносило колоссальные бедствия Земле, или грозит еще большими, вплоть до

гибели всего человечества и биосферы.

Человек в своих антропологических, социальных исторических гранях

существо еще далеко не совершенное, в определенном смысле “кризисное”.

Вместе с тем существует идеал и цель высшего, духовного Человека, тот

идеал, который и движет им в стремлении превозмочь собственную природу. Так

и создание человека - ноосфера - есть и еще достаточно дисгармоничная,

находящаяся в состоянии становления реальность, и вместе с тем высший идеал

этого становления.

Вернадский как ученый-натуралист много сделал для объективного

изучения складывающейся в геологическом и историческом времени реальности

ноосферы; выдающийся мыслитель, он предвидел сущность “ноосферы как цели”,

ее задачи и движущие силы.

Предшественники Вернадского уже создали общефилософское представоение

о том, какие изменения порядка вещей происходят от вторжения человека в

природу. Это представление Вернадский ставит на точную научную основу,

введя понятие культурной биогеохимической энергии. В целом биогеохимическая

энергия - свободная энергия, образуемая жизнедеятельностью природных

организмов и вызывающая миграцию химических элементов биосферы. С

появлением человека, по Вернадскому, создается “новая форма власти живого

организма над биосферой”, дающая возможность полностью преобразить и

одухотворить природу.

В ХХ веке, по мысли ученого, возникли факторы перехода к ноосфере.

Первый из этих факторов - вселенскость человека, то есть “полный захват

человечеством биосферы для жизни”. Второй, быть может, решающий для

созданияноосферы - единство человечества. Это задача пока еще для будущего,

однако уже идет процесс создания общечеловеческой культуры, различные

уголки Земли связаны средствами транспорта и связи. Наконец, третий фактор

- возможность влияния народных масс на ход государственных и общественных

дел.

И, разумеется, то, что было в центре раздумий и надежд Вернадского, -

рост науки, превращение ее в мощную “геологическую силу”, главную силу

создания ноосферы. Научная мысль - такое же закономерное естественное

явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий

разум, и она не может, по глубочайшему убеждению ученого, ни повернуть

вспять, ни остановиться.

Научными фактами, эмпирическими обобщениями Вернадский доказывает:

идти против эволюции, против нового и объективно неизбежного сознательного,

разумного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, -

неразумно и бесполезно. Он дает обоснованную надежду на будущее. Но чтобы

жить дальше и выполнять свою великую космическую функцию авангарда живого

вещества, человечеству требуется непрерывно восходить, следуя в этом

законам эволюции.

Особый вклад в развитие русского космизма внес А.Л.Чижевский,

выдающийся ученый, основатель гелио- и космобиологии. Космическая биология

изучает зависимость всех функций живого от деятельности Солнца и шире - от

состояния космоса; эта новая наука у Чижевского детализировалась в

различные отрасли - космомикробиологию, космоэпидемологию, и каждая из них

была результатом огромной работы ученого.

Но все же самым оригинальным ядром исследований Чижевского стала

теория гелиотараксии ( от гелиос - Солнце и тараксио - возмущаю ); ее

основной закон, сформулированный ученым в 1922 году, утверждает, что

“состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция

энергетической деятельности Солнца”.

Вспомним еще одного крупного советского ученого, долгие годы

возглавлявшего Академию наук Белорусской ССР, - В.Ф.Купревича, который

незадолго до смерти в 1969 году выступил в периодической печати с идеями,

близкими федоровским взглядам на жизнь и смерть.

Купревич стоит на той точке зрения, что смерть не изначальна в

природе, она явилась приспособительным средством, выработанным в прцессе

эволюции для более быстрого совершенствования рода под действием

естественного отбора. Но в человеке этот механизм непросто исчерпывает

себя, через него уже не достигается прогресса, ибо вступает активная,

преобразующая мир и себя сила - разум, по самой своей сути требующий

бесконечного личностного совершенствования. Смена поколений превращается в

анахронизм. Породив сознание, природа создает предпосылки остановки

процесса естественного отбора и, сооьветственно, смерти. Достижение

бессмертия для Купревича - не самоцель человечества, а средство покорения

окружающего пространства. “Смертный человек бросает вызов времени и

пространству. Он выходит один на один против бесконечной Вселенной, чтобы

обрести тайну вечной жизни”, - писал Купревич.

Вся активно-эволюционная мысль - от мечты, выраженной в “Философии

общего дела” Н.Ф.Федорова до учитывающих реальную последовательность дел

ноосферных идей Вернадского - работает на задачи, касающиеся внутренне-

биологического прогресса человека. Когда Вернадский говорит о принципиально

новых “общечеловеческих действиях и идеях”, которые возникли в ХХ веке как

одна из предпосылок перехода от биосферы к ноосфере, он имеет в виду

“проблему сознательного регулирования размножения, продления жизни,

ослабления болезней для всего человечества”, считая при этом, что тут

только начало и “остановлено это движение быть не может”.

Выступая против “примата математических, астрономических и физико-

химических наук, вытекающего из современного научного “построения

мироздания””, В.И.Вернадский выдвигал на первое место науку о жизни в самом

широком ее значении. Тем самым совершалась как бы гуманизация научной

картины мира, причем в ноосферном ее смысле. И свою биогеохимию Вернадский

недаром включал в то течение мысли, которое видит “признаки гегемонии

биологических наук в научных построениях в ближайшем будущем”. Активно-

эволюционные мыслители сумели соединить заботу о целом, о Земле, биосфере,

космосе, с пониманием запросов высшей ценности - конкретного человека,

носителя разума. Гуманизм, не прекраснодушный, а основанный на глубоком

знании, вытекающий из целей и задач самой природной, космической эволюции,

мировоззренческий оптимизм свойственнен всему этому семейству идей.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть общие родовые черты

космического, активно-эволюционного направления философского и научного

поиска, осуществленного в России в последние десятилетия. Прежде всего, это

понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание

необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные

названия - от “регуляции природы” до ноосферы.

Утверждается и несовершенство, “промежуточность” нынешней природы

человека, но вместе - и высокое его достоинство, преобразовательная роль в

мироздании. Возникает новый взгляд на человека как не только на

исторического социального деятеля, биологический субъект, но и на существо

эволюционизирующее, космическое.

Вместе с тем субьектом планетарного и космического преобразоватеотного

действия признается не отдельный человек, а сборная совокупность

сознательных, чувствующих существ, все человечество в единстве своих

поколений.

Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает

глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в

современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни,

озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы

открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских

космистов приобретает особую притягательную силу.

Список использованной литературы:

Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и

начала ХХ века // О России и русской философской культуре. М.,1990.

Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Научеая мысль как планетное

явление. М.,1977.

Ноосфера / Сб. Вып.3. М.,1989.

Русский космизм / Сб. М.,1993.

Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М.,1990.

Федоров Н.Ф. Сочинения в 2-х тт. М.,1995.

Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Тула,1986.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.