Рефераты. Основные идеи русского космизма






Основные идеи русского космизма

Основные идеи русского космизма

Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в

кавычки как приблизительное образование, условность. Сейчас русский космизм

окреп в своих правах, обрел законное место в отечественном культурном

наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения

философии остаются весьма расплывчатыми. Под космизмом часто понимают целый

поток русской, а то и мировой культуры, включающий в себя не только

философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других

творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения

уже первых древнегреческих мудрецов. Так в космисты недолго записать,

скажем, Гераклита с его вечноживущим космосом, который не создавали ни

боги, ни люди и который живет сам по себе.

Но ведь не случайно говорится именно о русском космизме. Именно в

нашей стране начиная с середины прошлого века, зародилось, а в ХХ веке

широко развернулось уникальное космическое направление научно-философской

мысли. Среди множества ученых и мыслителей, отдавших дань этому

направлению, мы должны в первую очередь выделить Н.Ф.Федорова,

К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского. Конечно, этими именами плеяда русских

космистов далеко не исчерпывается. Так, в русской религиозной философии

конца XIX - начала XX вв. (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков,

Н.А.Бердяев) также выделяется линия, близкая идеям русского космизма,

обращенная, по словам Н.А.Бердяева, “к активности человека в природе и

обществе”.

Чтобы избежать произвольного толкования термина “русский космизм” и,

следовательно, чрезмерного расширения числа последователей этого

направления, следует выделить главное в космизме. По мнению современного

специалиста по русскому космизму, автору многих работ, посвященных жизни и

творчеству Н.Ф.Федорова, С.Г.Семеновой принципиально новой чертой русского

космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового

сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту

сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Поэтому

С.Г.Семенова предлагает определять это направление философии не столько

космическим, сколько активно-эволюционным.

Человек для русских космистов - существо еще промежуточное,

находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем

призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу.

Космическая экспансия человечества - только одна из частей этой грандиозной

программы. В русском космизме соединились в единое целое мысли о

преобразовании как макрокосма ( Земли, биосферы, космоса ), так и

микрокосма ( человека, как биологического отражения макрокосма ). Недаром

такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении

болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия.

Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма.

Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние

годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй

половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. В советское время имя

Федорова было предано забвению, хотя до революции к его идеям обращались

самые видные из русских философов и деятелей культуры. Так, большое влияние

оставили встречи и беседы с Федоровым на творчество Л.Н.Толстого и

В.С.Соловьева; большие статьи с разбором философской концепции Федорова

оставили Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Уже после смерти философа в начале ХХ

века вышло двухтомное собрание его избранных трудов, озаглавленное

федоровскими учениками “Философия общего дела”. Мизерный тираж в несколько

сот экземпляров сразу же сделал труды Федорова библиографической редкостью,

однако и это не стало препятствием для распространения идей мыслителя. Так,

сильнейшее впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя

К.Э.Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с

федоровскими идеями.

“Философия общего дела” открывала перед человечеством невиданные дали,

призывала к титаническим преобразованиям как в мире, так и внутри каждого

индивидуума. “В регуляции же, в управлении силами слепой природы и

заключается то великое дело, которое может и должно стать общим”, - писал

Федоров. Мыслитель так развивает свои идеи эволюции природы и человечества:

природная эволюция в своем все усложняющемся развитии привела к появлению

человеческого вида и сознания.

Человечество призвано всеобщим познанием и трудом овладеть стихийными

силами как вне, так и внутри себя, выйти в космос для его активного

преобразования и обрести новый, космический статус бытия, когда будут

побеждены болезни и сама смерть. Федоров говорит об “имманентном

(естественном) воскрешении” всех человеческих поколений. Это одна из

конечных и величайших задач человечества.

Чтобы достичь полного владычества над временем и пространством,

Н.Ф.Федоров ставит перед человечеством ряд задач. В их исторической

последовательности одной из первых должна была стать регуляция, по

выражению философа, “метеорических”, космических явлений. Причем начинать,

по Федорову, можно уже сейчас. В качестве примера реальной регуляции

природы Федоров приводил опыты общественного деятеля и ученого начала XIX

века В.Н.Каразина, выступавшего с конкретными проектами управления погодой.

От подобных, еще явно несовершенных опытов человечество, по мере увеличения

знаний, должно перейти к овладению всеми земными процессами, превратить

свою планету в полностью управляемый космический корабль.

Итак, для Федорова регуляция определяется как принципиально новая

ступень эволюции. Эволюция для Федорова - процесс пассивный, регуляция же

должна стать сознательно-волевым действием. Но не стоит причислять Федорова

к тем ученым, кто отвергал или недооценивал важность эволюционного

процесса. Наоборот. Признавая важность эволюции (хотя бы в происхождении

знания, к примеру), Федоров делает более далеко идущий вывод: существует

необходимость сознательного управления эволюцией, преобразования природы,

исходя из глубинных потребностей разума и нравственного чувства человека.

Регуляция для Федорова - широко продуманная идея. Так, уже

упоминавшиеся опыты Каразина или же удачные опыты, проведенные в конце XIX

века в Америке по вызыванию дождя с помощью взрывчатых веществ интересны

для Н.Ф.Федорова не в чисто академическом плане, а для конкретной

человеческой пользы. Так уж случилось, что американские опыты по вызыванию

дождя совпали с сильной засухой в России. Следствием засухи стали голод и

эпидемии во многих российских губерниях. И Федоров, откликаясь на злобу

дня, важнейшими задачами регуляции ставит решение продовольственного и

санитарного вопроса, которые вмещают в себя весь спектр задач человечества

в деле управления слепыми силами природы. “Голод и смерть происходят от

одних и тех же причин, а потому вопрос о воскрешении есть вопрос и об

освобождении от голода”, - писал Федоров. Санитарный вопрос философ

понимает как всеобъемлющий “вопрос об оздоровлении Земли, и притом всей, а

не какой-либо отдельной местности”.

Разрабатывая свой проект регуляции, Федоров с самого начала

подчеркивал неотделимость Земли от космоса, тонкую взаимосвязь

происходящего на нашей планете с целой Вселенной. “Условия, от коих зависит

урожай, или вообще растительная и животная жизнь на Земле, не заключаются

только в ней самой... весь метеорический процесс, от коего непосредственно

зависит урожай или неурожай... весь теллуросолярный процесс должен бы войти

в область сельского хозяйства”. “Единство метеорического и космического

процессов дает основание для расширения регуляции на Солнечную и другие

звездные системы для их воссоздания и управления разумом”.

Автором “Философии общего дела” сильно владеет чувство распахнутости

Земли в космические дали. “Труд человеческий не должен ограничиваться

пределами Земли, тем более что таких пределов, границ, и не существует;

Земля, можно сказать, открыта со всех сторон, средства же перемещения и

способы жизни в различных средах не только могут, но и должны изменяться”.

Неизбежность выхода человечества в космос рассматривается Федоровым

основательно, с самых различных сторон, от природных и социально-

экономических до нравственных. Аргументы “за” разнообразны: невозможность

достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего космоса,

который также изнашивается, сгорает; вместе с тем в бесконечных просторах

Вселенной разместятся мириады воскресших поколений, так что “отыскание

новых землиц” становится приготовлением “небесных обителей” отцам.

“Порожденный крошечной Землей зритель безмерного пространства должен

сделаться их обитателем и правителем”.

В философской и научно-популярной литературе сейчас много пишут о том,

что с наступлением эры космоса открывается реальная возможность

предотвратить в далеком будущем неизбежный конец человеческой цивилизации.

Федоров уже в конце XIX века видел единственный выход для человечества,

упирающегося в неотвратимый земной финал - истощение земных ресурсов при

все большем умножении численности населения, космическая катастрофа,

затухание Солнца и т.д., - в завоевании человечеством новых сред обитания,

в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса.

“Во все периоды истории очевидно стремление, которое доказывает, что

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.