Рефераты. Общество как предмет философского понимания






отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны

прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все это

показывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, его

разнообразие и сложность.

Важно и то, что понятие “общественно-экономическая формация” также

позволило представить общество как целостную социальную систему, каковым

оно является в действительности. Названные выше общественно-экономические

формации показывают, скорее объективную тенденцию мирового исторического

процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появились на разных

этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них

представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип

общества. Методология формационного анализа ориентирует на изучение

довольно сложного процесса перехода общества от одной формации к другой,

путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъективных

факторов данного процесса. Учение об общественно-экономической формации

дает ключ к пониманию единства и многообразия истории человечества.

Единство исторического процесса выражено прежде всего в

последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом. Это

единство проявляется также и в том, что все социальные организмы, имеющие

своей основой данный способ производства, с объективной необходимостью

воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-

экономической формации. Но поскольку между логическим, теоретическим,

идеальным, с одной стороны, и конкретно-историческим, с другой, всегда

неизбежно расхождение, то развитие отдельных стран и народов отличается

также и значительным многообразием.

В 20 в. получила распространение теория локальных цивилизаций. Эта

теория восходит к учению итальянского философа Джамбаттиста Вико (1668-

1744), который считал, что каждая нация в своем развитии проходит три

сменяющие друг друга эпохи: божественную, героическую, человеческую, в

течение которых происходит рождение, расцвет и упадок наций и их культур.

Эту теорию развил в новых исторических условиях немецкий философ О.Шпенглер

(1880-1936) и английский историк и социолог А.Тойнби (1889-1975).

О.Шпенглер исходил из того, что развитие того или иного народа есть

развитие его культуры. Каждый народ представляет собой самостоятельный

“культурно-исторический тип”,непохожий на культурно-исторические типы

других народов. Типы их культур абсолютно разнородны и нередко чужды друг

другу. Отсюда вытекает, что не существует ничего общечеловеского, равно как

и единого исторического процесса. Культура своеобразна, уникальна,

неповторима и, по сути, замкнута в себе. Надо сказать, что в теории

культурно-исторических типов Шпенглер развивает идеи своего учителя –

русского философа Н.Я.Данилевского. О.Шпенглер довольно ярко рисует образы

восьми, по его мнению, существующих на земле культур. Теория Шпенглера с

момента ее обнародования и по сей день неоднозначно воспринимается

философами и учеными. Эта теория получила много критики, но она имеет своих

сторонников и продолжателей. Наиболее видный из них А.Тойнби. В своем

фундаментальном труде “Постижение истории” он дает характеристику двадцати

одной цивилизации, которые “ничего не объединяет”. Тойнби говорит о

ложности концепции единства истории, основанной на идее похожести в

современных развитых странах экономических и политических систем. Он

отмечает, что экономические и политические системы схожи далеко не во всех

странах, к тому же неодинакова степень их схожести. Однако концепция

единства истории имеет еще одну ложную посылку – представление о

прямолинейности развития. Тойнби показывает прерывный характер развития

разных обществ. Он пишет о “потоке человеческой жизни”, который прерывается

от одной замкнутой цивилизации к другой. Одной из центральных проблем

развития Тойнби считал проблему взаимодействия личности и общества.

При рассмотрении различных подходов к анализу исторического процесса

нельзя не добавить немного слов о цивилизационном подходе. Цивилизационный

подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития

различных социально-этнических общностей,которые не связаны напрямую с

формационным членением общества. При цивилизационном подходе обогащаются

наши представления о социально-психологическом облике данного конкретного

общества, его менталитете. Цивилизационный подход вполне согласуется с

современными представлениями о культуре как внебиологическом, чисто

социальном способе деятельности человека и общества. С цивилизационным

подходом к изучению общества может сочетаться формационный подход.

Сочетание формационного и цивилизационного подходов позволяет выработать

болнн конкретные представления о нем, как о весьма сложном, противоречивом

и многовариантном процессе. Сложный характер развития общества определяется

его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных

факторов. В неи осуществляются различные по своему характеру и содержанию

виды общественной деятельности. В результате складываются различные сферы

жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая,

духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение,

обмен и потребление материальных благ. Эта сфера выступает как

экономическое пространство,в котором организуется хозяйственная жизнь

страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также

международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно

воплощается в жизнь экономическое сознание людей, их материальная

заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а

также их творческие способности. В экономической сфере осуществляется

взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития. Значение

данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе

социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических

слоев населения, а также национальных общностей поповоду социальных условий

их жизни и деятельности. Речь идет о создании здоровых условий

производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня

жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного

образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости

при реализации каждым человеком своего права на труд, при распределении и

потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Имеется в

виду регулирование всего комплекса социально-классовых и националбных

отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни

людей. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого

круга социальных потребностей. Степень удовлетворения указанных

портебностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека,

семьи, социальной группы и т.д. Это – обобщающие показания достигнутого

уровня благосостояния людей и функционирования его социальной сферы. На это

должна быть направленв социальная политика гоударства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности

классов, других социальных групп,политических партий и движений,

общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся

политических отношений и направлена на осуществление их политических

интересов. Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а

также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов

– упрочнение существующей политической власти; других – ее устранение.

Третьи стремятся разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге

все желают в той или иной форме оказать влияние на политические процессы в

собственных интересах. Для этого каждый из действующих политических

субъектов стремится расширить свои политические права и свободы. Это

раздвигает границы их политической деятельности, создает большие

возможности для реализации их политических интересов и воплощения их

политической воли. Современные политические процессы существенно

политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность.

Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода

духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями

общества. Духовная сфера складывается исторически. Она воплощает в себе

географические, национальные и другие особенности развития общества, все

то, что отложило отпечаток в душе народа, его национальном характере.

Духовная жизнь общества складывается из повседневного общения людей и из

таких направлений их деятельности, как познание, в том числе и научное,

образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это

составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их

представление о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на

формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества

заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир

людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных,

разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение

духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.