отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны
прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все это
показывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, его
разнообразие и сложность.
Важно и то, что понятие “общественно-экономическая формация” также
позволило представить общество как целостную социальную систему, каковым
оно является в действительности. Названные выше общественно-экономические
формации показывают, скорее объективную тенденцию мирового исторического
процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появились на разных
этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них
представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип
общества. Методология формационного анализа ориентирует на изучение
довольно сложного процесса перехода общества от одной формации к другой,
путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъективных
факторов данного процесса. Учение об общественно-экономической формации
дает ключ к пониманию единства и многообразия истории человечества.
Единство исторического процесса выражено прежде всего в
последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом. Это
единство проявляется также и в том, что все социальные организмы, имеющие
своей основой данный способ производства, с объективной необходимостью
воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-
экономической формации. Но поскольку между логическим, теоретическим,
идеальным, с одной стороны, и конкретно-историческим, с другой, всегда
неизбежно расхождение, то развитие отдельных стран и народов отличается
также и значительным многообразием.
В 20 в. получила распространение теория локальных цивилизаций. Эта
теория восходит к учению итальянского философа Джамбаттиста Вико (1668-
1744), который считал, что каждая нация в своем развитии проходит три
сменяющие друг друга эпохи: божественную, героическую, человеческую, в
течение которых происходит рождение, расцвет и упадок наций и их культур.
Эту теорию развил в новых исторических условиях немецкий философ О.Шпенглер
(1880-1936) и английский историк и социолог А.Тойнби (1889-1975).
О.Шпенглер исходил из того, что развитие того или иного народа есть
развитие его культуры. Каждый народ представляет собой самостоятельный
“культурно-исторический тип”,непохожий на культурно-исторические типы
других народов. Типы их культур абсолютно разнородны и нередко чужды друг
другу. Отсюда вытекает, что не существует ничего общечеловеского, равно как
и единого исторического процесса. Культура своеобразна, уникальна,
неповторима и, по сути, замкнута в себе. Надо сказать, что в теории
культурно-исторических типов Шпенглер развивает идеи своего учителя –
русского философа Н.Я.Данилевского. О.Шпенглер довольно ярко рисует образы
восьми, по его мнению, существующих на земле культур. Теория Шпенглера с
момента ее обнародования и по сей день неоднозначно воспринимается
философами и учеными. Эта теория получила много критики, но она имеет своих
сторонников и продолжателей. Наиболее видный из них А.Тойнби. В своем
фундаментальном труде “Постижение истории” он дает характеристику двадцати
одной цивилизации, которые “ничего не объединяет”. Тойнби говорит о
ложности концепции единства истории, основанной на идее похожести в
современных развитых странах экономических и политических систем. Он
отмечает, что экономические и политические системы схожи далеко не во всех
странах, к тому же неодинакова степень их схожести. Однако концепция
единства истории имеет еще одну ложную посылку – представление о
прямолинейности развития. Тойнби показывает прерывный характер развития
разных обществ. Он пишет о “потоке человеческой жизни”, который прерывается
от одной замкнутой цивилизации к другой. Одной из центральных проблем
развития Тойнби считал проблему взаимодействия личности и общества.
При рассмотрении различных подходов к анализу исторического процесса
нельзя не добавить немного слов о цивилизационном подходе. Цивилизационный
подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития
различных социально-этнических общностей,которые не связаны напрямую с
формационным членением общества. При цивилизационном подходе обогащаются
наши представления о социально-психологическом облике данного конкретного
общества, его менталитете. Цивилизационный подход вполне согласуется с
современными представлениями о культуре как внебиологическом, чисто
социальном способе деятельности человека и общества. С цивилизационным
подходом к изучению общества может сочетаться формационный подход.
Сочетание формационного и цивилизационного подходов позволяет выработать
болнн конкретные представления о нем, как о весьма сложном, противоречивом
и многовариантном процессе. Сложный характер развития общества определяется
его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных
факторов. В неи осуществляются различные по своему характеру и содержанию
виды общественной деятельности. В результате складываются различные сферы
жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая,
духовная.
Экономическая сфера включает в себя производство, распределение,
обмен и потребление материальных благ. Эта сфера выступает как
экономическое пространство,в котором организуется хозяйственная жизнь
страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также
международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно
воплощается в жизнь экономическое сознание людей, их материальная
заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а
также их творческие способности. В экономической сфере осуществляется
взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития. Значение
данной сферы для развития общества является основополагающим.
Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе
социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических
слоев населения, а также национальных общностей поповоду социальных условий
их жизни и деятельности. Речь идет о создании здоровых условий
производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня
жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного
образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости
при реализации каждым человеком своего права на труд, при распределении и
потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Имеется в
виду регулирование всего комплекса социально-классовых и националбных
отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни
людей. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого
круга социальных потребностей. Степень удовлетворения указанных
портебностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека,
семьи, социальной группы и т.д. Это – обобщающие показания достигнутого
уровня благосостояния людей и функционирования его социальной сферы. На это
должна быть направленв социальная политика гоударства.
Политическая сфера есть пространство политической деятельности
классов, других социальных групп,политических партий и движений,
общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся
политических отношений и направлена на осуществление их политических
интересов. Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а
также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов
– упрочнение существующей политической власти; других – ее устранение.
Третьи стремятся разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге
все желают в той или иной форме оказать влияние на политические процессы в
собственных интересах. Для этого каждый из действующих политических
субъектов стремится расширить свои политические права и свободы. Это
раздвигает границы их политической деятельности, создает большие
возможности для реализации их политических интересов и воплощения их
политической воли. Современные политические процессы существенно
политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность.
Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.
Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода
духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями
общества. Духовная сфера складывается исторически. Она воплощает в себе
географические, национальные и другие особенности развития общества, все
то, что отложило отпечаток в душе народа, его национальном характере.
Духовная жизнь общества складывается из повседневного общения людей и из
таких направлений их деятельности, как познание, в том числе и научное,
образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это
составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их
представление о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на
формирование духовных начал в их деятельности и поведении.
Одна из фундаментальных проблем развития современного общества
заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир
людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных,
разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение
духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и
Страницы: 1, 2, 3, 4