Рефераты. Общество как предмет философского понимания






Общество как предмет философского понимания

Общество - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными

социальными формами совместной жизни и деятельности. Для того,

чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и

процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению,

необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с

помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е.

характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также

механизмы его функционирования и развития. На пути

осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием

концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии,

внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все

это поможет представить общество как целостную социальную систему.

Прежде чем преступить к рассмотрению общества как целостной

социальной системы, укажем на основные значения понятия «социальное». В

современной философско-социологической литературе данное понятие

употребляется в узком и широком смыслах.

В узком смысле «социальное» обозначает существование особой

области общественных явлений, составляющих содержание так называемой

социальной сферы жизни общества, в которой решается свой круг

проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей. Эти проблемы

касаются социального положения людей, их места в системе общественного

разделения труда, условий их трудовой деятельности, перемещений из

одних социальных групп в другие, их жизненного уровня, образования,

охраны здоровья, социального обеспечения и т.д. Все эти проблемы

внутри социальной сферы решаются на почве складывающихся здесь

специфических социальных отношений, понимаемых также в узком смысле.

Их специфическое содержание определяется содержанием указанных

проблем, по поводу которых они возникают. Этим они отличаются, скажем,

от экономических, политических, нравственных, правовых и других

общественных отношений.

В широком смысле понятие «социальное» употребляется в

значении «общественное», как синоним данного понятия, совпадая с ним

по объему и содержанию. В этом случае понятие «социальное»

(«общественное») обозначает все происходящее в обществе в отличие от

происходящего в природе.

Предметом социальной философии является общество, взятое во

взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная

система, также законы функционирования и развития общества. Это значит,

что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные

явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне общества как

саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Социальная

философия рассматривает также взаимодействие между собой различных

обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной

жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае

предметом социальной философии выступает исторический процесс в его

целом взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности

его развития.

Представители разных направлений социальной философии исходят из

понимания общества как определенной социальной системы («социального

организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они

расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные

начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности,

духовные ценности и т.д.), другие видят основу в материальных потребностях

и

материальных условиях общественной жизни. Но как бы там ни было,

общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно

взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно

необходимых потребностей. В результате между ними складываются

определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения

их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем

данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество

предстает как совокупность общественных отношений. В процессе своей

практической деятельности - производственно-экономической, нравственной,

духовной, социально-политической, научной - люди производят необходимые

для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют

природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и

социокультурную среду.

В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в

различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни.

Речь идет о производственных, семейно- бытовых, нравственных,

политических и других общественных отношениях, которые в своей

совокупности образуют структуру общества. Ведь общество - это прежде

всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание

общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В

рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической

деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и

прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества.

В литературе понятие «общественных отношений» встречается в двух смыслах: в

широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми,

поскольку они складываются и реализуются в обществе (в том числе и

межличностные, даже интимные отношения), и в узком, когда под ними

понимаются только отношения между большими социальными группами,

имеющие непосредственный характер(производственные, межклассовые и

внутриклассовые, международные и внутриполитические, межнациональные,

экологические и т.д.).

В философии общественные отношения рассматриваются с

материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое, т.е.

научное, понимание общественных отношений впервые выработано

марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные общественные

отношения - экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. -

делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические,

надстроечные.

Базис и надстройка являются понятиями исторического материализма.

Они обозначают общественные отношения исторически определенного

общества как целостную систему, в которой материальные отношения

представляют его реальный базис, основание общества, а политические и

идеологические отношения - надстройку, вырастающую на данном базисе и

им обусловленную. Базис общества - это совокупность исторически

определенных производственных отношений. Надстройка - это совокупность

идеологических отношений, взглядов и учреждений, в нее входят

государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство,

политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.

Историческое изменение базиса вызывается и обуславливается изменением

характера производительных сил общества. Исторически определенный

базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот

в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во

всей общественной надстройке.

Из всех общественных отношений главными являются материальные -

экономические, производственные отношения. Характер материальных

общественных отношений определяется производительными силами общества и

не зависит от воли и сознания людей. Идеологические общественные

отношения - политические, правовые, нравственные и другие возникают на

базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка

над ними, проходя предварительно через сознание людей. Поэтому общество

представляет собой не механическое соединение различных общественных

отношений, а единую систему этих отношений.

В связи с усложнением общественной жизни возникают многообразные

общественные отношения, связанные с различными, более специфическими

видами деятельности людей - управленческой, научной, художественной,

технической, спортивной, просветительской и т.д.

Общественные отношения носят во многом объективный характер,

поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных

условиях их существования. Они развиваются

вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется,

система общественных отношений не обязательно жестко однозначно определяет

каждый шаг поведения человека. Однако в конечном счете она прямо или

косвенно обуславливает основное содержание и направленность его

деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная

личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений,

семейно-бытовых и других. Таким образом, в качестве

системообразующих факторов существования и развития общества выступают

деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей ) и их

общественные отношения.

Все, что существует в обществе ( производство материальных и

духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых условий

жизни людей, равно как и их разрушение ) происходит в процессе

соответствующей деятельности - созидательной или разрушительной.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.