Рефераты. Новаторская философия Иммануила Канта






влиянием человеческого в нее вмешательства, т. с. Под влиянием цивилизации.

Это же относиться и к самому человеку. Кант, поддерживает Руссо в его

устремлении внимательно проанализировать противоречия цивилизации, выяснить

что произошло с человеком цивилизации и его нравственностью.

Нет смысла доказывать, что сегодня мы стоим перед теми же острыми

вопросами. Эти противоречия есть, не только у "них" в странах капитализма,

а у нас якобы отсутствует; они свойственны свей цивилизации - они

общецивилизованные. Впервые мы признали это, говоря о глобальных проблемах.

Некоторые из них человечество пока еще не знает. Как решить, как с ним

справиться. Скажем как ускоренно развить производство - и не уничтожать

природу; как развить науку и технику - и избегать их вредных последствий;

как в единой системе решать задачи управления обществом - и в то же время

не подавлять инициативу индивидов? Эти вопросы - цивилизованные трудности и

противоречия одним словом, развития цивилизации, её простейшей,

актуальнейшей из проблем современности. У ее истоков спор Канта с Руссо. И

в этом споре я лично - на стороне Канта.

Кант заимствовал у Руссо проблематику цивилизации и человека

цивилизации, но он исследовал ее более глубоко и реалистично. Что такое

"человек цивилизованный"? В работе "Предполагаемом начале человеческой

истории" Кант пришел к выводу, что именно цивилизация дала в руки человеку

средства стать человеком. Без цивилизации он не выбрался бы ни из животного

состояния, ни из состояния варварства. Человек, по Канту, становиться

человеком благодаря тому, побеждает в себе животное начало, устанавливает

правила человеческой жизни и человеческого поведения.

Цивилизация - таково резюме кантовского рассуждения - ценна

прежде всего тем, что она научила человека обращаться со своими

желаниями, потребностями, устремлениями, научила сдерживать одни свои

желания, а другим давать простор; цивилизация учит находить новые

средства для удовлетворения неустранненых и благородных человеческих

желаний. Самое главное для Канта- то, благодаря чему человек и

становиться человеком. Человеческий эксперимент был направлен на то,

чтобы человек выработал свое, уникальное, которое по мнению Канта,

заключается в двух слагаемых: человек делает самого себя человеком

тем, что уважает в себе человека и уважает человека в другом. Вот где

центр, вот на что и над чем нужно работать. Вот вокруг этого и нужно

строить человеческие отношения, человеческое общение. Кроме этого

нужно обратить внимание на то, что есть в человеческой цивилизации и

некоторый другой закон - закон укрепления и развития человечности. Эта

идея - одна из самых интересных и актуальных у Канта. Это будет

развито у Канта поистине в великих работах, таких как "Критика чистого

разума".

2.4. Бессмертные идеи "Критики чистого разума"

"Критика чистого разума" Кант опубликовал в двух изданиях. "Критика

чистого разума" принадлежит к числу великих произведений философии, -

содержание и смысл которой всегда остаются неисчерпаемыми. Почти каждая

эпоха "читает" "Критику чистого разума" по-своему, видит в ней свою

актуальность.

"Критика чистого разума" - крупное событие не только в истории

философии, но и в истории человеческой цивилизации и культуры. Он исследует

проблемы, которые принадлежат к самой сердцевине творчества, новаторства в

культуре, в философии, в науке. Кант высказывает суждения, которые имеют

отношения к некоторым вечным измерениям человеческого духа и человеческой

культуры. Можно открыть, найти в философии Канта что-то интересное,

созвучное условиям, ситуации в жизни нашей страны, в которой мы сегодня

находимся. Кант в своей работе, в своих размышлениях главными предметами

определяет человеческие чувствительность, рассудок и разум.

Предисловие к первому изданию "Критики чистого разума".

В предисловии к первому изданию своего произведения Кант объясняет его

смысл, раскрывает самый главный интерес, который побудил его написать

"Критику чистого разума".

Кант поставит вопрос о чистом разуме в двух формах: о чистом

теоретическом разуме и о чистом практическом разуме. Для Канта это две

способности разума. Одна состоит в способности мыслить и познавать какие-то

предметы, - это и есть теоретический разум. А практический разум - это

способность некоторые предметы производить, создавать. Критика чистого

разума для Канта не что иное, как критика теоретического чистого разума. Её

главные сюжеты - человеческое познание и человеческое мышление.

Кант строя учение о чистом разуме, следует духу основательности и

доказательности, который он черпает из математики и естествознании, а они,

согласно Канту, самые прочные достижения человеческого разума за всю его

историю. Ведь и наша эпоха - время большой основательности, достигнутой

естественными, математическими науками. Сегодня не завершена выполнение

задач критики чистого разума, его способностей, его возможностей - эти

задачи не поставлены так широко и глубоко, как в кантовской критики. Кант

констатирует, что есть области, которые сопротивляются духу свободной

критики. В его время это были религия и законодательства. Замечание Канта

не устарело. Религия всегда заключает в себе дух догматизма, сопротивляясь

духу свободной критики, а законодательство "на основе своего величия хотят

поставить себя вне критики".

Кант видит задачу философии как раз в том, чтобы осуществить критику

чистого разума. он разъясняет: "Я разумею под этим не критику книг и

систем, а критику способностей разума вообще в отношении всех знаний, к

которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало быть, решения

о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников,

а также объёма и границ метафизики на основании принципов". Кант призывает

отыскать корни всей проблематики, всего исследования чистого разума, этого

общечеловеческого дара, чтобы выяснить, что чистый разум может и чего не

может, каковы его основания, как рождаются его принципы, формируются

понятия. Если удастся выполнить такую задачу, то, согласно Канту,

результаты станут постоянным достоянием человечества. Его намерение - в

"Критике чистого разума" лишь некоторое введение, пропедевтику к выполнению

широкой, поистине грандиозной задачи.

2.5. "Революция в способе мышления"

(предисловие ко второму изданию

"Критики чистого разума")

Мысли, высказанные Кантом в предисловии к первому изданию "Критики

чистого разума", проясняются и оттачиваются в предисловии ко второму

изданию.

В предисловии ко второму изданию "Критики чистого разума" Кант с

самого начала стремиться выразить своё отношение к коренной проблеме: мир и

познание, мир и человек, не оставлял при этом никаких сомнений в том,

почему его так интересует данная проблематика. Им движет не чисто

академический, теоретический интерес, как бы он ни был важен для Канта -

исследователя. Кант покажет что здесь заключен единственный способ

теоретически обнаружить истоки человеческой свободы, понять человека как

свободное существо. Путь доказательства - тщательное обнаружение того, что

человек есть по природе своей творческое существо, способное производить

новые знания, делать то, чего не делает природа, или по крайней мере

вносить некоторые существенные дополнения к миру природы. Нельзя понять

человека ни как свободное существо, если просто связать его в качестве

пассивного и зависимого предмета с природой, её вещами и процессами.

Свобода - некий скачок из царства естественной необходимости. Между

научной революцией и прогрессом человеческой активности в направлении всей

большей свободы есть несомненная связь.

2.6. Возможно ли и как возможна свобода?

Отстоять возможность свободы - вот цель Канта, которая остаётся и

важнейшей целью современной цивилизации. Имея в виду разъяснения Канта,

возьмём в качестве примера то, что нас так сегодня волнует: различие между

двумя поступками, один из которых выражает подчинение тоталитарной системе,

другой - сопротивление ей.

В нашей стране такая действительность, как подчинение тоталитарной,

командно-административной системе, режиму почти безграничной личной власти

вождя и его окружения, обосновывалась, оправдывалась и властвующими

верхами, и подчиняющимися низами многими аргументами. Из них выделили

следующие: говорилось и говорится сегодня, что объективный ход дел, порядок

жизни, обусловливаемые законами и тенденциями общественного развития

последних 50, а то и 60 лет, не оставляли никакой альтернативы, кроме

тоталитарного, антиправового, репрессивного господства и покорности ему. Но

ведь была и другая действительность - неподчинение, сопротивление

тоталитаризму, а так же существовали, развивались идеи, мысли,

обосновывавшие свободу, права и достоинство личности. Нас, как и Канта,

интересует вопрос: откуда проистекает возможность поступков и мыслей

второго рода?

По Канту, она проистекает как раз из принадлежности человека не только

к "естественному", чувственному миру природы, её явлений, но и к

умопостигаемому миру идей, которые для Канта подразумевают также принципы,

идеалы, нормы, следование внеприродной причинности долженствования.

Человек познаёт себя не только как "одно из явлений чувственно

воспринимаего мира" (с. 486) и потому не только в системе естественно

обусловленной причинности и необходимости. Он познает себя и как чисто

"умопостигаемый" предмет.

Словом "хотение" Кант обозначает только механизм, обусловленный

природой и её причинностью. Из "хотения" никогда не вырастает

долженствование. А вот долженствование, "провозглашаемое разумом", способно

противостоять хотению, ибо ему "противопоставляет меру и цель, более того,

запрет и авторитет". Это и есть необычная кантовская диалектика в том

пункте, где критика теоретического разума уже переливается в проблематику

разума практического.

Кант так рисует корни, истоки и признаки человеческой свободы; свобода

- прежде своего возможность выбора. В чем же Кант видит возможность выбора,

возможность свободы? Разобраться в этом актуально сегодня.

Во-первых, в самом общем, поистине метафизическом смысле человек стоит

перед таким выбором: или подчиниться "естественной" необходимости, для

начала "познав" ее, или перевести своё действие в иную систему координат -

ориентироваться на "умопостигаемое", "должное", не на животное, а на

человеческое. Последнее - исток свободы.

Во-вторых, свобода проявляется в умении и стремлении человека не совершать

поступков, которые как будто бы неизбежны в силу "законов природы" или

исторических обстоятельств. И наша история доказала. Есть разница между

поведением палачей, их пособников, верных им идеологов и действиями тех

людей, которые по крайней мере не запятнали себя подобными действиями.

В-третьих, свобода состоит в человеческой способности "моделировать"

свое и чужое поведение, судить о них по принципу свободных альтернативных

возможностей не только применительно к настоящему и будущему, но и к

совершившемуся прошлому.

В-четвёртых, свобода заключается в способности человека, не нарушая

последовательности эмпирического временного ряда мира явлений, как бы

выходить за его пределы. И свобода истолковывается Кантом не только

"негативно как независимость от эмпирических условий", но и позитивно - как

"способность самопроизвольно начинать ряд событий". (с. 491-492)

Кант не случайно связывает свободу с "умопостигаемым миром идей":

прорыв к свободе тесно связан с пробуждением мыслей, чувств, настроений,

делающих для каких-то людей и групп нетерпимой "силу обществ". Эти люди,

эти новые силы, действительно способны "начинать новый ряд явлений", т. е.

Ввязываться в перестройку "старого ряда явлений", который продолжает своё

существование и свою борьбу, ибо воплощается в интересах и целях других

людей, других групп.

В-пятых, речь здесь идет о различии между адаптирующимся, хорошо

приспосабливающимся к любому режиму человеком и человеком, способным к

социальной критике и самокритике, тяготеющим к перестройке мира и способным

её осуществлять.

Видно, что в кантовском толковании свобода объединяется со

способностью человека к любому, в том числе духовно-нравственному,

новаторству. На сегодняшний день, по моему мнению, это актуально в

отношении практическом о солидно в теоретическом отношении в обосновании

свободы.

На мой взгляд Кант сосредотачивает внимание на понимании мироздания,

человека цивилизации и его места в мире, т. е. человека свободного и

нравственного. Актуальным, нравственно-достойным является в кантовском

учении и то, что великий мыслитель, убедительно демонстрируя несминаемость

самого спора о подчинении внутренней и внешней необходимости и о свободы,

неизбежность появления идейных противоположностей и их напряжённого

существования в качестве противоречия, при своем этом не придерживается

принципа "оба правы". Он четко защищает сторону свободы, более того,

наиболее аргументированную защиту свободы как главного в человеке делает

едва ли не основной целью.

Человеку, устремлённому к свободе, если и надо познать жёстко

необходимую естественную причинность, то для того, чтобы не дать ей собою

владеть.

3. Заключение

Начало и конец кантовской "Критики чистого разума" - это принцип

свободы, автономия нашей воли. Важно, кроме того, что у Канта строится на

утверждении нравственной вменяемости человека. Это значит: какими бы

обстоятельствами, приведшими к тому или другому поступку, человек себя ни

оправдал, свободен поступить так или иначе. Мы ниоткуда свободу не возьмём,

если не решимся быть свободными. А поскольку у Канта моральный закон

ссылается на свободу, а свобода - на моральный закон, поскольку они

инициируют друг другу, то быть нравственным - значит быть свободным. Без

свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других

людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода, и нравственность. Как

человеческие, разумные существа, мы вменяемы в отношении свободы и

нравственности. Поэтому каждому из нас и всем нам вместе может быть

предъявлен строгий нравственный иск. Да и сами мы не можем не вершить такой

суд над собой. Я привержена этим выводом Канта.

Закончить разговор о Канте хотелось бы его бессмертными словами -

помещённые в "Заключении" "Критики практического разума", они раскрывают

суть и замысел свей его философии.

"Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и

благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это

звёздное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет

надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или

лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и

непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое

начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно

воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я

нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их

периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с

моего невидимого я, с моей личности, и представляет меня в мире, который

поистине бесконечен...".

Список литературы

1. Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр.

прочтения "Критики чистого разума". М.: Наука, 1986.

1. Введение в философию, М., 1989.

1. Гулыга А. Кант, М., 1981.

1. История философии (в кратком изложении), М.: Мысль, 1991.

1. Кант И. Соч.: т.2, т.6.

1. Кант И. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В.Гулыги/ - М.: Наука, 1980.

/Памятники философ. мысли/.

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: т.20.

1. Методическое пособие по философии, М.: Политическая литература, 1973.

1. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей, М.:

Политическая литература, 1991.

1. Современная западная философия (словарь), М.: Политическая литература,

1991.

1. Философия Канта и современный идеализм, И.С.Андреева, И.И.Ремезова,

Л.А.Боброва и др.; Отв. ред. И.С.Андреева, Б.Т.Григорьян; АН СССР,

ИНИОН, М.: Наука, 1987.

1. Философия, основные идеи и принципы / Под ред. А.И. Ракитова, М.:

Политиздат, 1990.

1. Философия: учебник для высших учебных заведений, Ростов н/Д.: Феникс,

1997.

1. Философский словарь, изд. "Политическая литература", М., 1985.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.