Рефераты. Новаторская философия Иммануила Канта






Новаторская философия Иммануила Канта

Филиал Казанского университета экономики управления и права

Факультет психологии

Новаторская философия Иммануила Канта

Реферат по истории зарубежной философии

Выполнила: ст. IV курса ОЗО

Бутякова Г.А.

Проверил: кандидат философских наук

Гайков А.В.

Набережные Челны, 1999г.

Содержание

Введение 2

1. Немецкая классическая философия 4

2. Иммануил Кант 6

1 Личность и творчество 6

2 Творчество в докритический период 7

3 Руссо и Кант: проблема цивилизации и человека 8

4 Бессмертные идеи "Критики чистого разума" 10

5 "Революция в способе мышления" 11

6 Возможна ли и как возможна свобода? 12

3. Заключение 14

Список литературы 15

Введение

На нынешнем этапе истории осуществляется коренная ломка привычных

стереотипов, устоявшихся, догматизированных представлений. Рождается новое

мышление. И ведь это происходит не первый и не последний раз в человеческой

истории. В такие времена философия, откликаясь на ускорение исторического

процесса, обычно рождала, применяла и усовершенствовала диалектические идеи

приёмы, методы, позволяющие овладевать в мысли всё более стремительным

развитием общества и истории. Проблему - задачу эту можно считать вечно,

возникающей вновь на каждом витке развития цивилизации. А начиналось её

решение с того, что английский философ XVII веке Ф. Бэкон называл

расчищением "площади ума" от сковывающих его "идолов", "призраков". И разве

не сходная задача стоит перед нами сегодня ? В том же веке французский

мыслитель Р. Декарт выдвинул и систематически развил идею о необходимости "

методического сомнения " в унаследованных знаниях, проверки их на

содержательность, осмысленность и доказательность - и эта великая идея

вместе с другими идеями французского философа стала сегодня

остроактуальной.

В эпоху особой актуализации тех или иных философских идей прошлого

возникает вызов и для них самих некоторые из философских идей - в том виде,

в каком они были первоначально выдвинуты и сформулированы, - подвергаются

уточнению, критике, а то радикальному пересмотру; им на смену приходят

существенно отличные философские идеи. Так было, например, в новое время с

идеей свободы. Тогда возникли незнакомые прошлому философские идеи, с

помощью которых обосновывались всеобщие, не знающие никаких исключений

права человека. Но то, над чем бились философы, начиная с глубокой

древности и в новое время не потеряло своего значения.

Философские идеи не рождаются и не существуют в неком изолированном

самостоятельном царстве "чистого духа", "чистой мысли". Они живут и

обновляются в контексте действительной исторической жизни вполне

определённых, реальных индивидов. "Место" их существования - проблема",

вокруг которой, было так много споров и фантастических, хотя и не

беспочвенных вымыслов, - это и есть мир реальной истории, а конкретнее, мир

сознания, общения, действия индивидов, мир человеческих цивилизации и

культуры. В последнее десятилетие всё больше приходилось сосредоточивать

внимание на уточнении концепции социально - исторической обусловленности

философской мысли и её обратного влияния на общество. В центре обновлённой

концепции, стоят понятия "цивилизация", "эпоха", "историческая ситуация ".

Противоречия современной цивилизации - её взлёты и откаты, и

стремительный бег, невиданное ускорение и вдруг душные времена, мертвящие

зоны застоя, наконец, самый страшный парадокс: угроза уничтожения

цивилизации, и не какой-то внешней силой, а творениями самой цивилизации -

вот что в конечном счёте заставляет на пороге нового столетия и нового

тысячелетия высветить именно цивилизованные аспекты человеческого бытия,

как они видятся сквозь призму исторической философии.

Из необозримого множества отдельных периодов, шагов исторического

развития философии представляют проблему противоречия человеческой

цивилизации и человека цивилизации поистине выдающие мыслители. Можно

выделить особо мыслящих и тревожащихся о цивилизации мыслителей Запада,

таких как досократики, Сократ, Платон, Аристотель, Дж. Бруно, И. Кант. Эти

мыслители сильнее других утвердили идеи, без сохранения и развития которых

человечество не спасёт своё создание, цивилизацию, оказавшуюся столь

хрупкой.

Эти великие, такие старые и такие новые мировоззренческие идеи:

единство, целостность мира, Вселенной Космоса и человека; единство свободы

и ответственности, прав и свобод личности; единство индивида и

человечества, индивида и народа, народа, нации, народов человечества.

Эти мыслители какими бы проблемами ни занимались - размышляли ли,

писали ли о природе, космосе и Боге, об атомах или идеях, о познании или

логике, мысли всё равно возвращались, к вопросу о человеке, его свободе,

достоинстве, традициях его судьбы. В работах мыслителей можно

сконцентрироваться на общей проблеме: трудного становления Человека

Цивилизации и вокруг идей философов, которые внесли особый вклад в

рождение, развитие, защиту общечеловеческих гуманистических ценностей.

1. Немецкая классическая философия

Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой

классической философии - грандиозного этап в истории мировой философской

мысли. Охватывающего более чем столетие духовного развития - напряжённого,

очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на

человеческую духовную историю. Он связан по истине с великими именами:

наряду с Кантом это И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Л. А.

Фейербах (1804-1872) - все они в высшей степени оригинальные мыслители.

Прежде всего мыслителей немецкой классики, объединяло исходное

понимание роли философии в истории человечества, в развитие мировой

культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова: "Философия есть...

современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". И представителям немецкой

классики удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и

бурного времени - периода грандиозных социально-исторических

преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как

таковой, и к человеческой сущности.

Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят её как

строгую и систематическую науку, науку как специфическую по сравнению с

естествознанием.

Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том что

ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно

более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и

понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой взаимосвязаны в единую

интелектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика,

несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное

воздействие не только на культуру, но и на социальное действие.

Кант и другие представители философски рассуждают о мире - о мире в

целом, о закономерностях её развития. Это так называемый онтологический

аспект философии - учение о бытие. В тесном единстве с ним строится учение

о познании, т. е. Теория познания, гносеология. Философия разрабатывается и

как учение о человеке, т. е. философская антропология. Вместе с тем

классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные

формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность

человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках

философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии -

таковы были в эпоху Канта дисциплины философии. Еще задолго до Канта

охватывалось понятие "метафизика". Немецкой классической философии была

присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода.

Поэтому третья особенность этой философии заключается в проложении

пути новому по отношении к метафизике методу мышления и познания - методу

диалектизму, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию

развития, приложимый к исследованию всех областей человеческой жизни.

Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию,

обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому.

Четвертый момент - это некоторые общие принципы подхода к проблеме

исторического развития. В трактовке развития общества прилагаются

рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается

исследовать не с помощью прозрения - интуиции, а научно - теоретически.

Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". Немецкие

философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи,

побуждения людей, т. е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания,

"духа", мышления, познания, центральных для немецкой классической

философии.

И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое:

в своем рассмотрении человека и истории эта философия чётко и ясно

сконцентрирована на вокруг принципа свободы и других гуманистических

ценностей.

Немецкая классическая философия является непреходящим достижением

философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские

достижения человечества немецкой классики. Она потому имеет

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.