Рефераты. Ноосфера






мощь свободной научной мысли, величайшей творческой силы Homo sapiens,

человеческой свободной личности, величайшего нам известного проявления ее

космической силы, царство которой впереди»,— вдохновенно писал Вернадский.

Единство биосферы и человека

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и

человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства,

значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет

понять место и роль исторического развития человечества в эволюции

биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере,

является то, что человек не является самодостаточным живым существом,

живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и

является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной

неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать

Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное

явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде

жизни, но и на образе мысли.

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная

связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека

на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в

последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы.

«...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические

силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание

убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового

состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно

связано, конечно, прежде всего, с уточнением естественной научной работы и

мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». Так, в

последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей

природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов.

Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов, сама

превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась

новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в

эволюцию биосферы».

Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой

является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль

социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский

писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю

планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния

одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на

изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда

биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу».

Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы.

Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством

организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого

лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе

естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное

проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,

по крайней мере, двух миллиардов лет».

Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении

человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.

Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль – порождение

естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы

стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера

посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное

состояние – ноосферу.

Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно-

организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в

биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее

заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области

жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную

массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли

окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы

человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со

скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью

мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».

При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и

должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной

личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном

аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном

аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной

оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он

не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И

он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы

находимся в условиях единого геологического исторического процесса,

охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые

происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем

социальная, научная и культурная связанность человечества только

усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех

человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие

годы чуть не ежегодно».

Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод

французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий

момент быстро геологи чески переходит в новое состояние – в ноосферу, то

есть такое состояние, в котором человеческий разум и направляемая им работа

представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не

случайно, с тем моментом, когда человек заселил всю планету, все

человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего

человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи.

Таким образом:

1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как

всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном

ее пространстве-времени;

1. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;

1. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет

эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной

мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и

переходящее геологическое явление.

Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного

человечества» — поскольку она является формой организации новой

геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и

уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее

исторически, вернее, геологи чески сложившейся организованности биосферы.

Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой,

чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не

было».

Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием

сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности,

неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный

момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики,

публицисты, был увиден Вернадским.

Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией

биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения

ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития

мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой

экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все

это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам

жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать

как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном —

планетном аспекте.

Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность

Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждает, что

наблюдается переход биосферы в новое состояние – в ноосферу под действием

новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах

Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности

материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он

писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в

настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с

появлением человека разумного или с возникновением промышленного

производства. Надо заметить, что когда в качестве минералога Вернадский

писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий

«ноосфера» и даже «биосфера». О формировании на Земле ноосферы он наиболее

подробно писал в незавершённой работе «Научная мысль как планетное

явление», но преимущественно с точки зрения истории науки.

Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды

Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос,

поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления

и существования ноосферы. Перечислим эти условия:

1. Заселение человеком всей планеты.

1. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.