Рефераты. Ноосфера






Ноосфера

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

кафедра: _________________________________________________

Реферат

по предмету: _______________________________________

на тему: ___________________________________________

___________________________________________________

студентки ___________________________________________

шифр _______________________________________________

Ф. И. О. _____________________________________________

Ф. И. О. преподавателя ________________________________

2000 г.

Содержание

Введение 3

Единство биосферы и человека 5

Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность. 7

Заключение 11

Литература 12

Введение

Термин «ноосфера» был предложен в1927 году французским математиком и

философом Э. Леруа. «Noos» - древнегреческое название человеческого

разума.

Первая созданная человеком культура-палеолит (каменный век) -

продолжалась примерно 20-30 тысяч лет. Она совпадала с длительным периодом

оледенения. Экономической основой жизни человеческого общества была охота

на крупных животных: благородного и северного оленя, шерстистого носорога,

осла, лошадь, мамонта, тура. На стоянках человека каменного века находят

многочисленные кости диких животных - свидетельство успешной охоты.

Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к сравнительно

быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов. Если мелкие

травоядные могли восполнить потери от преследования охотниками высокой

рождаемостью, то крупные животные в силу эволюционной истории были лишены

этой возможности. Дополнительные трудности возникли вследствие изменения

природных условий в конце палеолита. 10-12 тысяч лет назад наступило резкое

потепление, отступил ледник, леса распространились в Европе, вымерли

крупные животные. Это создало новые условия жизни, разрушило сложившуюся

экономическую базу человеческого общества. Закончился период его развития,

характеризовавшийся только использованием пищи, т.е. чисто потребительским

отношением к окружающей среде.

В следующую эпоху - эпоху неолита (новый каменный век) - наряду с

охотой, рыбной ловлей и собирательством все большее значение приобретает

процесс производства пищи. Делаются первые попытки одомашнивания животных и

разведения растений, зарождается производство керамики. Уже 9-10 тысяч лет

назад существовали поселения, среди остатков которых обнаруживают пшеницу,

ячмень, чечевицу, кости домашних животных - коз, свиней, овец. Развиваются

зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства. Широко используется

огонь и для уничтожения растительности в условиях подсечного земледелия, и

как средство охоты. Начинается освоение минеральных ресурсов, зарождается

металлургия.

Рост населения, качественный скачок в развитии науки и техники за

последние два столетия, и особенно в наши дни, привели к тому, что

деятельность человека стала фактором планетарного масштаба, направляющей

силой дальнейшей эволюции биосферы. Возникли антропоценозы (от греческого

anthropos - человек, koinos - общий, общность) - сообщества организмов, в

которых человек является доминирующим видом, а его деятельность-

определяющей состояние всей системы. В. И. Вернадский считал, что влияние

научной мысли и человеческого труда обусловили переход биосферы в новое

состояние - ноосферу (сферу разума). Сейчас человечество использует для

своих нужд все большую часть территории планеты и все большие количества

минеральных ресурсов.

Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его

глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих

судьбы всего человечества.

Он родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены

крепостного права в России, в семье профессора политической экономии,

яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через

пять лет, семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование

личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя – Е. М. Короленко, офицер

в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его

интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в

целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е. М. Короленко, некоторые из

вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или

бессознательно повлияли на его научное творчество.

Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился

Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались

иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский

самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу,

преимущественно научную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи

писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к истории и

философии ученый сохранил на всю жизнь.

Затем Вернадский поступил на физико-математический факультет

Петербургского университета, где среди профессоров находились светила

русской науки: Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Однако большее

влияние на Вернадского, несомненно, оказал Докучаев, преподававший в

университете минералогию. Молодой ученый неоднократно принимал участие в

экспедициях по изучению почв Нижегородской губернии под руководством

Докучаева. Но сфера научных интересов Вернадского в то время не

ограничивалась минералогией. Он занимался и достиг некоторых результатов

также в геологии, кристаллографии, истории.

В то же время Вернадский искренне увлекся учением Толстого и разделял

многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна

удовлетворить стремление человека найти «смысл жизни», примириться с

неизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли

подобные идеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою

жизнь сохранял веру в научное знание и стремился найти ответ на множество

вопросов бытия на основе логического анализа фактов, достоверных сведений о

мире и человеке.

В 1885 году Вернадский был оставлен хранителем Минералогического кабинета

Московского университета. Работая на этом месте, ученый много ездит,

работает в химических и кристаллографических лабораториях, совершает

геологические экспедиции. В 1897 году Вернадский защищает докторскую

диссертацию и становится профессором Московского университета. В 1906 году

его избирают членом Государственного совета от Московского университета.

Два года спустя он делается экстраординарным академиком. По инициативе и

под председательством Вернадского в 1915 году создается комиссия по

изучению естественных производительных сил России при Академии наук. В

конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был

назначен его директором. В 1926 году выходит его знаменитая работа

«Биосфера», после чего он пишет массу исследований о природных водах,

круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, геометрии проблеме

времени в современной науке. Но главной для него остается тема биосферы –

области жизни и геохимической деятельности живого вещества.

Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве всего за

несколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны.

Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны. Но на его

век выпали и не менее революционные открытия в науке.

Но самое важное: для Вернадского наука была средством познания природы.

Он не был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках.

Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо

сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами,

и над их взаимосвязями.

Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в

специальных областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на

склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов,

лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознания он

выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной

современностью.

И в центре этого новаторства — возрождение древней идеи о центральной

роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей

цивилизации долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни

парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки,

увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории

относительности,

Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традиционно

видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного

раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский

пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного, в конце

концов, занять место у самого штурвала эволюции.

Вернадскому при всей его гениальности и невероятной работоспособности

потребовались десятилетия, чтобы перебросить надежный мост над пропастью,

отделяющей естествознание от истории, творимой самими людьми. И мост этот

состоял в ключевой идее, что переход возникшей на Земле биосферы в

ноосферу, то есть царство разума, не локальный эпизод на задворках

бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи,

этап естественноисторический. «Мы только начинаем сознавать непреодолимую

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.