ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА
кафедра: _________________________________________________
Реферат
по предмету: _______________________________________
на тему: ___________________________________________
___________________________________________________
студентки ___________________________________________
шифр _______________________________________________
Ф. И. О. _____________________________________________
Ф. И. О. преподавателя ________________________________
2000 г.
Содержание
Введение 3
Единство биосферы и человека 5
Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность. 7
Заключение 11
Литература 12
Введение
Термин «ноосфера» был предложен в1927 году французским математиком и
философом Э. Леруа. «Noos» - древнегреческое название человеческого
разума.
Первая созданная человеком культура-палеолит (каменный век) -
продолжалась примерно 20-30 тысяч лет. Она совпадала с длительным периодом
оледенения. Экономической основой жизни человеческого общества была охота
на крупных животных: благородного и северного оленя, шерстистого носорога,
осла, лошадь, мамонта, тура. На стоянках человека каменного века находят
многочисленные кости диких животных - свидетельство успешной охоты.
Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к сравнительно
быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов. Если мелкие
травоядные могли восполнить потери от преследования охотниками высокой
рождаемостью, то крупные животные в силу эволюционной истории были лишены
этой возможности. Дополнительные трудности возникли вследствие изменения
природных условий в конце палеолита. 10-12 тысяч лет назад наступило резкое
потепление, отступил ледник, леса распространились в Европе, вымерли
крупные животные. Это создало новые условия жизни, разрушило сложившуюся
экономическую базу человеческого общества. Закончился период его развития,
характеризовавшийся только использованием пищи, т.е. чисто потребительским
отношением к окружающей среде.
В следующую эпоху - эпоху неолита (новый каменный век) - наряду с
охотой, рыбной ловлей и собирательством все большее значение приобретает
процесс производства пищи. Делаются первые попытки одомашнивания животных и
разведения растений, зарождается производство керамики. Уже 9-10 тысяч лет
назад существовали поселения, среди остатков которых обнаруживают пшеницу,
ячмень, чечевицу, кости домашних животных - коз, свиней, овец. Развиваются
зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства. Широко используется
огонь и для уничтожения растительности в условиях подсечного земледелия, и
как средство охоты. Начинается освоение минеральных ресурсов, зарождается
металлургия.
Рост населения, качественный скачок в развитии науки и техники за
последние два столетия, и особенно в наши дни, привели к тому, что
деятельность человека стала фактором планетарного масштаба, направляющей
силой дальнейшей эволюции биосферы. Возникли антропоценозы (от греческого
anthropos - человек, koinos - общий, общность) - сообщества организмов, в
которых человек является доминирующим видом, а его деятельность-
определяющей состояние всей системы. В. И. Вернадский считал, что влияние
научной мысли и человеческого труда обусловили переход биосферы в новое
состояние - ноосферу (сферу разума). Сейчас человечество использует для
своих нужд все большую часть территории планеты и все большие количества
минеральных ресурсов.
Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его
глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих
судьбы всего человечества.
Он родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены
крепостного права в России, в семье профессора политической экономии,
яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через
пять лет, семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование
личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя – Е. М. Короленко, офицер
в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его
интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в
целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е. М. Короленко, некоторые из
вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или
бессознательно повлияли на его научное творчество.
Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился
Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались
иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский
самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу,
преимущественно научную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи
писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к истории и
философии ученый сохранил на всю жизнь.
Затем Вернадский поступил на физико-математический факультет
Петербургского университета, где среди профессоров находились светила
русской науки: Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Однако большее
влияние на Вернадского, несомненно, оказал Докучаев, преподававший в
университете минералогию. Молодой ученый неоднократно принимал участие в
экспедициях по изучению почв Нижегородской губернии под руководством
Докучаева. Но сфера научных интересов Вернадского в то время не
ограничивалась минералогией. Он занимался и достиг некоторых результатов
также в геологии, кристаллографии, истории.
В то же время Вернадский искренне увлекся учением Толстого и разделял
многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна
удовлетворить стремление человека найти «смысл жизни», примириться с
неизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли
подобные идеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою
жизнь сохранял веру в научное знание и стремился найти ответ на множество
вопросов бытия на основе логического анализа фактов, достоверных сведений о
мире и человеке.
В 1885 году Вернадский был оставлен хранителем Минералогического кабинета
Московского университета. Работая на этом месте, ученый много ездит,
работает в химических и кристаллографических лабораториях, совершает
геологические экспедиции. В 1897 году Вернадский защищает докторскую
диссертацию и становится профессором Московского университета. В 1906 году
его избирают членом Государственного совета от Московского университета.
Два года спустя он делается экстраординарным академиком. По инициативе и
под председательством Вернадского в 1915 году создается комиссия по
изучению естественных производительных сил России при Академии наук. В
конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был
назначен его директором. В 1926 году выходит его знаменитая работа
«Биосфера», после чего он пишет массу исследований о природных водах,
круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, геометрии проблеме
времени в современной науке. Но главной для него остается тема биосферы –
области жизни и геохимической деятельности живого вещества.
Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве всего за
несколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны.
Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны. Но на его
век выпали и не менее революционные открытия в науке.
Но самое важное: для Вернадского наука была средством познания природы.
Он не был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках.
Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо
сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами,
и над их взаимосвязями.
Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в
специальных областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на
склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов,
лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознания он
выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной
современностью.
И в центре этого новаторства — возрождение древней идеи о центральной
роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей
цивилизации долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни
парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки,
увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории
относительности,
Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традиционно
видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного
раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский
пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного, в конце
концов, занять место у самого штурвала эволюции.
Вернадскому при всей его гениальности и невероятной работоспособности
потребовались десятилетия, чтобы перебросить надежный мост над пропастью,
отделяющей естествознание от истории, творимой самими людьми. И мост этот
состоял в ключевой идее, что переход возникшей на Земле биосферы в
ноосферу, то есть царство разума, не локальный эпизод на задворках
бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи,
этап естественноисторический. «Мы только начинаем сознавать непреодолимую
Страницы: 1, 2, 3