Рефераты. Никколо Макиавелли






Никколо Макиавелли

Реферат на тему:

“НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ”.

Введение.

Никколо Макиавелли (1469 - 1527) Никколо Макиавелли принадлежал к

обедневшей семье, происходившей из среды городского нобилитета и игравшей в

свое время определенную роль в политической жизни Флорентийской республики.

Отец его был юристом, доходы семьи были самыми скромными и не позволили

юному Никколо получить университетское образование. Но выросший в кругу

флорентийской гуманистической интеллигенции, он достаточно хорошо изучи

латынь, чтобы свободно читать древних авторов. С юных лет преимущественный

интерес к политике, к современной политической жизни определил и круг его

чтения - это прежде всего творения историков классической древности,

воспринимаемые не с позиций ученого-эрудита, а в качестве материала для

политического анализа, учебника политики; Для формирования мировоззрения

Макиавелли характерно, что ему остались чуждыми отвлеченные размышления

флорентийских нес платоников, равно как и схоластическая наука

университетов. Зато весьма показательно, что в молодости он не только

внимательно прочитал, но и собственноручно тщательно переписал для себя

выдающийся памятник античного философского материализма - поэму Лукреция «О

природе вещей».

На политической арене Флоренции Никколо Макиавелли появляется в

возрасте около 30 лет, когда весной 1498 г. избирается на должность

секретаря Второй канцелярии, а затем - секретаря Совета Десяти -

правительства республики. На протяжении 14 лет он выполняет множество

важных политических и дипломатических поручений флорентийской синьории,

принимает участие в посольствах в Рим, Францию, в Германию, пишет отчеты,

докладные записки, «Рассуждения», в которых затрагивает важные вопросы

внешней и внутренней политики республики. Его «деловые» сочинения этого

времени свидетельствуют о глубоком понимании политической обстановки в

Италии и в Европе, о незаурядной наблюдательности, остроумном аналитическом

подходе к событиям современности. Этот богатый политический опыт наряду с

изучением древних авторов послужит основой позднейших его трудов в области

политической теории.

После падения республики в 1512 г. и восстановления власти Медичи

Макиавелли оказывается отстраненным от дел. По подозрению в участии в

антимедичейском заговоре он был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам, а

затем сослан в свое деревенское имение. Попытки вернуться к активной

политической деятельности ни к чему не приводят, и человек, вынашивающий

планы спасения Италии от чужеземного владычества, вынужден оставаться

бессильным наблюдателем трагедии своей родины. Только в 1526 г. его

призывают для организации обороны Флоренции, он пытается объединить усилия

итальянских государств и переживает полное крушение последних надежд.

Восстановленная после нового изгнания Медичи республика отказывается от

услуг своего бывшего секретаря, и через 10 дней после рокового для него

решения Большого Совета Никколо Макиавелли умирает (21 июня 1527 г.).

В годы вынужденного отхода от Политической деятельности им были созданы

главные литературные произведения. «Макиавелли был государственным

деятелем, историком, поэтом и, кроме того, первым достойным упоминания

военным писателем нового времени».

Философия истории.

В мире Макиавелли нет места если не для божественного присутствия (бог

отождествлен у него с Фортуной и Необходимостью), то для божественного

вмешательства. Подобно тому как Леонардо да Винчи рассматривал вне

божественного вмешательства мир природы, его земляк и современник

флорентийский секретарь фактически исключил бога из сферы своего трезвого

анализа общественной жизни, истории и политики. Как у Леонардо объектом

изучения является подчиненный естественной закономерности мир природных

явлений, так и для Макиавелли таким объектом становится мир человеческих

отношений и поступков, прежде всего история и ход образования, возвышения и

гибели государств.

Подобный анализ становится возможен потому, что мир людей для

Макиавелли столь же неизменен, как и мир природы. За постоянной

изменчивостью, за непрестанными изменениями государственного устройства, за

переходом владычества от одних держав к другим, за возвышением и крушением

властителей просматриваются, согласно философии истории Макиавелли,

постоянство и неизменность человеческой природы, а стало быть, и

постоянство и неизменность тех закономерностей, которые движут людьми и

государствами и которые именно потому и могут - и должны - стать

предметом трезвого анализа.

В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой

христианской теологии истории, согласно которой человечество движется от

сотворения Адама, грехопадения, к искуплению и Страшному суду, приходит

представление о диалектическом единстве всеобщей изменчивости и постоянства

законов, по которым живут люди и государства: «Размышляя об историческом

ходе событий, я прихожу к убеждению, что свет всегда одинаков, - утверждает

автор «Рассуждений на первую декаду Тита Ливия», - и что в нем всегда

одинаково много зла и добра; но это зло и добро переходят из страны в

страну, как мы видим из истории древних государств, которые изменялись

вследствие перемены нравов, но мир сам по себе оставался один и тот же».

Государства возвышаются, достигают вершин величия, гражданской доблести

и могущества, затем разлагаются, приходят в упадок и гибнут - то вечный

круговорот, не подчиненный никакой свыше предустановленной цели,

объясняемый изменением нравов (отчасти под влиянием дурного или хорошего

правления), но не находящий еще материалистического объяснения в условиях

жизни людей. Круговорот этот рассматривается в сочинениях Макиавелли как

результат воздействия судьбы - Фортуны, отождествляемой с богом и

обозначаемой также именем Необходимости. Фортуна-Необходимость - это не

внешняя по отношению к истории и обществу сила, а воплощение природной

закономерности, неизбежного хода вещей, определяемого совокупностью

причинно-следственных связей.

Однако воздействие бога - судьбы - необходимости не фатально. В этом

плане учение Макиавелли откровенно враждебно противостоит неумолимому

детерминизму стоиков и аверроистов. История (а стало быть, и политика, ибо

для Макиавелли история есть политический опыт прошлых веков, а политика -

ныне, сейчас творимая история) не есть безличный «ход вещей» или «ход

времен», в ней «судьба» и «необходимость» означают ту объективную среду, ту

совокупность условий, в которой вынужден действовать человек. А потому

успех человеческого деяния зависит не только от судьбы-необходимости, но и

от того, в какой мере человек - деятель, политик - сумеет ее понять, к ней

приспособиться и в то же время ей противостоять.

Судьба и доблесть.

Разумеется, судьба сильна - «Многие называют ее всемогущей, ибо всякий,

кто приходит в эту жизнь, рано или поздно ощутит ее силу», - писал

Макиавелли в поэме «О судьбе». Но пусть «ее природная мощь одолевает любого

человека», пусть «владычество ее необоримо» - за этими словами следует

знаменательная для всей философии и политического учения флорентийского

секретаря оговорка: «Если не умерит ее чрезвычайная доблесть».

Вот почему, изложив в своем «Государе» правила политического действия,

которое должно привести к успеху в создании «нового государства»,

Макиавелли в предпоследней главе книги специально разбирает и опровергает

мнение, «будто дела мира направляются судьбой и богом, что люди, с их умом,

ничего изменить в этом не могут, а наоборот, совершенно беспомощны».

Характерно, что Макиавелли - современник Джованни Пико делла Мирандолы

решает этот вопрос так, «дабы не была утрачена наша свободная воля». Но

проблема эта, столь важная для теологов и философов в пору

предреформационных и реформационных споров, рассматривается Макиавелли

полностью вне рамок теологии: не божественное провидение или

предопределение интересует его, а конкретное политическое действие в

познаваемом и подчиненном закономерному движению мире. «Можно, - продолжает

он, -думается мне, считать за правду, что судьба распоряжается половиной

наших поступков, но управлять другой половиной или около того она

предоставляет нам самим». Дело, однако, не в этой арифметике, впрочем,

достаточно - и притом демонстративно - приблизительной. Признав роль не

подвластных человеку объективных обстоятельств в ходе исторических событий,

Макиавелли пытается определить не «долю», не «процент», зависящий от

человеческой деятельности, но условия игры. Условия же эти заключаются в

том, чтобы, во-первых, тщательно и глубоко изучать эти обстоятельства, т.е.

стремиться к объективному, свободному от теологических предпосылок,

познанию закономерностей в игре враждебных политических сил, и, во-вторых,

противопоставить неумолимому «ходу» судьбы не только использование этого

знания, но и собственную волю, энергию, силу, то, что Макиавелли определяет

понятием virtu - лишь условно и весьма неточно переводимым словом

«доблесть». Макиавеллиева «вирту» - это уже не средневековая «добродетель»,

но и не совокупность моральных качеств, это - свободная от моральных и

религиозных оценок сила и способность к действию, сочетание активности,

воли, энергии, стремления к успеху, к достижению поставленной цели.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.