Рефераты. Никколло Макиовелли






выражений лишь усиливает мощь его ударов. В этой его

разрушительной деятельности видно его родство с Боккаччо и Лоренцо

Великолепным.

Но его отрицание не сводится к буффонаде, к смеху ради смеха,

порожденному уснувшей совестью. В этом отрицании звучит утверждение нового

мира, рожденного в сознании Макиавелли. Вот почему его отрицание так

серьезно, так убедительно.

Папство и империя, гвельфы и гибеллины, феодализм и города-коммуны — в

его сознании все эти установления разрушены. Разрушены потому, что в голове

его возникла теория нового общественного и политического устройства.

Идеи, породившие прежние установления, мертвы, они больше не обладают

силой воздействия на сознание людей, их сознание спит. В этом внутреннем

оцепенении и коренится причина разложения итальянского общества. И нельзя

обновить народ иначе, как разбудив его сознание. Эту задачу и старается

выполнить Макиавелли. Одной рукой он рушит, другой созидает. С него, в

обстановке всеобщего бездумного отрицания, началось созидание.

УЧЕНИЕ МАКИАВЕЛЛИ

Изложить его учение во всех подробностях невозможно, остановимся лишь

на главной идее.

Средневековье зиждется на принципе, согласно которому цепляться за

земную жизнь как за самое существенное — грех, добродетель состоит в

отрицании земной жизни и в созерцании потусторонней. Земная жизнь не

реальность, не истина, а тень, видимость; реальность это не то, что есть, а

то, что должно быть, а посему подлинным ее содержанием является иной мир,

ад, чистилище и рай, мир истины и справедливости. На этом теолого-этическом

представлении о мире основана «Божественная комедия» и вся литература XIII

и XIV веков.

Символика и схоластика — естественные формы выражения этой идеи.

Земная жизнь символична, Беатриче — символ, любовь — символ. Что такое

человек и природа, в чем их суть, можно объяснить с помощью общих

абстрактных понятий, то есть сил, существующих вне мира и представляющих

собой главное в силлогизме, общее понятие, из которого вытекает частное.

Все это и форма, и сама идея — еще со времен Боккаччо

отрицалось, подавлялось карикатурой, пародией, служило объектом для

насмешек и для развлечения. То было отрицание в его самой циничной и

разнузданной форме, основанное на прославлении плоти, греха, чувственности,

эпикуреизма, то была реакция на аскетизм. Всех свалили в одну кучу —

теологов, астрологов и поэтов, всех, кто жил лишь видениями. Таким

образом, в теории царило полное равнодушие, а в повседневной

жизни — полная распущенность. Макиавелли живет в этом мире, и живет

активно. Ему свойственна та же свобода в области морали, то же равнодушие в

вопросах теории. Он не обладал какой-нибудь необычайной культурой: многие в

ту пору превосходили ученостью и эрудицией и его, и Ариосто. В философии он

был, очевидно, столь же не искушен, как в схоластике и теологии. Во всяком

случае, они его не интересуют. Все его помыслы устремлены к практической

жизни.

По-видимому, не силен он был и в естественных науках: факт таков, что

в некоторых случаях он ссылается на влияние звезд. Баттиста Альберти

обладал, безусловно, более широкой и более законченной культурой.

Макиавелли не философ природы, он философ человека. Но, гениальный

мыслитель, он вышел за рамки вопроса и подготовил почву для Галилея.

Человек в понимании Макиавелли — это не статичный созерцательный

человек средневековья и не идиллически спокойный человек Возрождения; это

современный человек, который действует и добивается своей цели.

Каждому человеку назначено выполнить свою миссию на земле в

соответствии с его возможностями. Жизнь не игра воображения и не

созерцание, не теология и не искусство. Жизнь на земле имеет свой серьезный

смысл, свою цель, свои средства. Реабилитировать земную жизнь, дать ей

цель, пробудить в людях сознание, внутренние силы, возродить серьезного,

деятельного человека — вот идея, пронизывающая все произведения Макиавелли.

Она является отрицанием средневековья, но вместе с тем и отрицанием

Возрождения. Созерцание Бога удовлетворяет его столь же мало, сколь и

созерцание произведения искусства. Он высоко ценит культуру и искусство, но

не настолько, чтобы согласиться, что они должны и могут составить цель

жизни. Макиавелли борется с воображением как с самым опасным врагом,

полагая, что видеть предметы в воображении, а не в действительности —

значит страдать болезнью, от которой необходимо избавиться. Он то и дело

повторяет, что надо видеть вещи такими, каковы они в действительности, а не

такими, какими они должны быть. Это «должно быть», к которому устремлено

все содержание в средние века и форма в эпоху Возрождения, обязано уступить

место бытию, или, как говорит Макиавелли, «правде настоящей».

Подчинить мир воображения, мир религии и искусства миру реальному,

который дан нам через опыт и наблюдение, — такова основа учения Макиавелли.

Отбросив асе сверхчеловеческое, все сверхъестественное, Макиавелли

кладет в основу жизни родину. Назначение человека на земле, его первейший

долг — это патриотизм, забота о славе, величии, свободе родины.

В средние века понятия родины не существовало. Существовало понятие

верности, подданства. Люди рождались подданными папы и императора,

представителей Бога на земле: один олицетворял «дух», другой «тело»

общества.

Макиавелли видел в светской власти пап не только нелепую

и недостойную форму правления, но и главную опасность для Италии. Будучи

демократом, он выступал против идеи узкого правления и весьма сурово

расправлялся с пережитком феодализма — дворянством.

Он видел в авантюристах-наемниках первопричину слабости Италии перед

лицом чужеземца, а посему выдвинул и широко развил идею создания

национальной милиции. Светскую власть пап, дворянство, авантюристов-

наемников он расценивал как пережитки средневековья, с которыми следовало

бороться.

Родина в представлении Макиавелли — это, разумеется, свободный город-

комнуна, своей свободой обязанный самому себе, а не папе или императору и

управляемый всеми во всеобщих интересах. Но, зорко следя за событиями,

Макиавелли не мог не заметить такого важного исторического явления, как

процесс формирования в Европе крупных государств, и понимал, что городу-

коммуне было суждено исчезнуть вместе со всеми остальными установлениями

средних веков. Его городкоммуна кажется ему слишком мизерным, чтобы устоять

рядом с такими мощными конгломератами племен, как те, что назывались

государствами или нациями. В свое время еще Лоренцо, движимый теми же

соображениями, пытался создать великую италийскую лигу, призванную

обеспечивать «равновесие» между государствами и их взаимную защиту, что,

однако, не спасло Италию от вторжения Карла VIII. Макиавелли идет дальше.

Он предлагает создать крупное итальянское государство, которое служило бы

оплотом против всякого иноземного вторжения.

Таким образом, идея родины в его понимании расширяется. Родина — это

уже не небольшой город-коммуна, а вся нация. Данте мечтал, что Италия

станет садом империи, мечтой Макиавелли была родина, самостоятельная,

независимая нация.

Макиавелли уподобил родину некоему божеству: оно превыше морали,

закона. Подобно тому, как у аскетов Бог поглощал всебе индивидуум, подобно

тому как инквизиторы во имя Бога жгли на кострах еретиков, у Макиавелли

ради родины все дозволено: одни и те же поступки в частной жизни считаются

преступлениями, а в жизни общественной достойны высочайшей похвалы.

«Государственные соображения» и «благо народа» —

вот те обычные формулы, в которых находило свое отражение это право родины,

право, которому не было равных. Божество сошло с небес на землю и стало

именоваться родиной, как и прежде, наводя страх. Его воля, его интересы

составляли suprema lex — высший закон. Индивид по-прежнему поглощается

коллективом. Когда же этот коллектив в свою очередь оказывался поглощенным

волей одного человека или немногих людей, воцарялось рабство. Свобода

выражалась в более или менее широком участии граждан в государственной

жизни. Кодекс свободы еще не предусматривал прав человека. Человек не был

самостоятельной единицей, он был орудием родины или, что еще хуже, орудием

государства — общего понятия, которым обозначалась всякая форма правления,

в том числе и деспотическая, основанная на произволе одного человека.

Идея родины, которая превыше морали и закона, четко выражена

в следующем знаменитом высказывании Макиавелли: «Коль скоро речь идет об

интересах родины, не должно рассуждать, справедливо ли сие решение или

несправедливо, милосердно или жестоко, похвально или зазорно; оставить в

стороне следует всякие соображения и принять то решение, какое содействует

спасению ее жизни и сохранению свободы».

Под родиной понималось большее или меньшее участие в управлении

государством, и если все подчинялись, то все и командовали: это называлось

республикой. Если же командовал один, а все подчинялись, то это называлось

княжеством. Но как бы это ни называлось — республикой или княжеством,

родиной или государством, — идея всегда оставалась одна и та же: индивидуум

был поглощен обществом, или, как говорили позднее, царил принцип

всесильного государства. Формулируя эти идеи, Макиавелли не выдавал их за

свои собственные, им изобретенные, а подчеркивал, что они были известны с

давних времен и сейчас укрепились благодаря распространению классической

культуры. Они проникнуты духом древнего Рима, который привлекал к себе

всеобщее внимание как символ славы и свободы и казался не только образцом в

области искусства и литературы,

но и идеалом государства.

Родина поглощает в себе и религию. Государство не может жить без

религии. Сокрушаясь по поводу римской курии, Макиавелли огорчен не только

тем, что папа, стремясь отстоять свою светскую власть, вынужден призывать

на помощь чужеземцев, но и тем, что распущенность нравов, которая царит при

папском дворе, подорвала авторитет религии в глазах народа. Макиавелли

хочет, чтобы религия была государственной, чтобы в

руках князя она служила орудием власти. Религия утратила свой

первоначальный смысл. Она служит писателям для создания

произведений искусства и государственным деятелям как орудие политики.

Макиавелли — за высокую мораль: он восхваляет великодушие, милосердие,

набожность, искренность и прочие добродетели, но при условии, что от них

будет польза родине. Если же они оказываются не подспорьем, а препятствием

на ее пути, он их отметает. В книгах его можно часто встретить великую

хвалу набожности и другим добродетелям добрых князей, но эти восхваления

отдают риторикой и контрастируют с суховатым тоном его прозы. Так же как и

всем его современникам, ему чуждо естественное, безыскусственное

религиозное и моральное чувство.

В этих теориях находил свое отражение процесс укрепления светского

государства, которое избавлялось от теократии и в свою очередь само

начинало все прибирать к рукам. Но в ту пору еще шла борьба, и одна

крайность вызывала другую. Если же отвлечься от этих крайностей, то надо

признать, что в результате этойборьбы была достигнута самостоятельность и

независимость гражданской власти, чья законность была заключена в ней

самой, поскольку все вассальные связи были разорваны, всякое подчинение

Риму прекратилось. У Макиавелли нет даже намека на Божественное право. В

основе республик -- vox populi — (глас народа), решение дел со всеобщего

согласия. В основе княжеств —сила или завоевание, узаконенное и

обеспечиваемое добрым правлением. Дело, конечно, не обошлось без малой

толики Неба и папы, но лишь как силы, необходимой для того, чтобы держать

народы в повиновении и в страхе перед законами.

Установив, что центр жизни на земле — вокруг его родины, Макиавелли не

может одобрить такие монашеские добродетели, как самоуничижение и

долготерпение, которые «обезоружили Небо и изнежили мир», сделав человека

более способным «переносить оскорбления, нежели мстить за них».

Неправильно понятая католическая религия делает человека более

склонным к страданию, чем к действию. Макиавелли считает, что по вине

такого воспитания в духе аскетизма и созерцания итальянцы слабы телом и

духом, из-за чего они не в состоянии изгнать чужеземцев и обеспечить своей

родине свободу и независимость. Добродетель он понимает по-римски, то есть

как силу, энергию, толкающую людей на великое самопожертвование, на великие

дела. Итальянцы вовсе не лишены доблести: напротив, когда им случается

столкнуться с врагом один на один, они выходят победителями, но им

недостает воспитания, дисциплины, или, как он говорит, «добрых

порядков и доброго оружия», без которых народ не может быть

смелым и свободным.

Макиавелли заложил лишь научную основу философии истории и прав

народов, четко указав своим преемникам отправную точку. Область, в которой

он замыкается и которой занимается, — это политика и история.

Идеи Макиавелли не показались его современникам ни новыми, ни слишком

дерзкими, поскольку в них было сформулировано то, о чем все смутно

догадывались.

Влияние языческого мира чувствовалось и в средние века:

древний Рим владел помыслами Данте. Но то был Рим Провидения и империи, Рим

Цезаря. Макиавелли же воспевает Рим республиканский. Цезаря он строго

осуждает. Данте называл славные деяния республики чудесами Провидения и

считал республику как бы подготовкой к империи. Макиавелли же не

усматривает в республике никаких чудес: для него чудеса заключены в добрых

порядках; решающую роль он признает не за

судьбой, а за добродетелью. Ему принадлежит следующий девиз, полный

глубокого значения: «Добрые порядки рождают счастливую судьбу, а она удачу

во всех начинаниях».

Таким образом, классицизм служил лишь оболочкой, и каждая из этих двух

разных эпох вкладывала в нее свое содержание. Под классицизмом Данте

скрывается мистика и идеалы гибеллинов: скорлупа — классическая, а зерно —

средневековое. Под классицизмом Макиавелли - современный дух, который ищет

себя в нем и находит. Настолько же, насколько Макиавелли

восхищается древним Римом, он осуждает свою эпоху, где нет ничего, что бы

хоть сколько-нибудь искупало царящие нищету, подлость и бесчестье; не

почитаются ни религия, ни законы, ни их блюстители, все запятнано, и по

заслугам». Макиавелли полагает, что, возродив порядки и обычаи древнего

Рима, можно возродить его величие и перековать новую эпоху на римский

лад. Во многих его высказываниях звучат отголоски древней мудрости. Римом

навеяны его благородные порывы и известная возвышенность морали. И

действительно, своей серьезностью он подчас напоминает облаченного в

величественную тогу римлянина, но стоит присмотреться к нему поближе,

прислушаться к его двусмысленному смешку, как перед нами предстанет буржуа

эпохи Возрождения. Савонарола — наследие средневековья,

пророк и апостол дантовского типа; Макиавелли же, несмотря на свое

древнеримское облачение, настоящий буржуа нового времени, он сошел с

пьедестала и, равный средь равных, запросто беседует с вами. В нем —

иронический дух Возрождения, зримые черты нового времени.

Здесь рушатся все устои средневековья — религиозные, нравственные,

политические, интеллектуальные. Причем дело не ограничивается одним

отрицанием: Макиавелли утверждает новые идеалы, это — Глагол. Рядом с

отрицанием всякий раз выдвигается утверждение. Речь идет не о крушении

мира, а об его обновлении. Теократии противопоставляется самостоятельность,

независимость государства. Между империей и городом

или между империей и поместьем — политическими единицами средних веков —

возникает новое понятие: нация, которая, по мнению Макиавелли, отличается

своими специфическими особенностями, определяемыми расой, языком, историей,

границами. Наряду с республиками и княжествами появляется форма правления,

представляющая собой нечто среднее, смешанное: она сочетает в себе

преимущества тех и других, обеспечивает

одновременно свободу и устойчивость, являясь в известном смысле

предвестником конституционной монархии, описание которой Макиавелли впервые

дает в своем проекте реформы политического строя Флоренции . Это совершенно

новая политическая структура. Следует обратить внимание среди прочего на

то, как Макиавелли трактует вопрос о формировании крупных государств, и

прежде всего Франции.

Изменилась и религиозная основа. Макиавелли хочет, чтобы

религия не имела ничего общего со светской властью, и, подобно Данте,

борется против смешения власти светской и духовной. С какой глубокой

иронией описывает он церковные княжества!

Религия, снова водворенная в сферу ее духовных функций, по мнению

Макиавелли, является средством достижения величия родины в не меньшей мере,

чем воспитание и образование. По сути, это идея национальной церкви,

подчиненной государству, приспособленной для целей и интересов нации.

Иная и основа нравственная. Этическая цель средневековья — это

святость души, а путь достижения этой цели — умерщвление плоти. Макиавелли,

хотя и осуждает вольность нравов, господствовавшую в его эпоху, не менее

сурово относится и к аскетическому воспитанию. Его идеал не созерцательная

жизнь, а жизнь активная. А посему высшей добродетелью, с его точки зрения,

надо считать активную жизнь, деятельность на благо родины. Его святые более

походят на героев древнего Рима, чем на святых отцов из римского календаря.

Стало быть, новый идеал высоконравственного человека — это не святой, а

патриот.

Обновляется и основа интеллектуальная. Пользуясь терминологией того

времени, можно сказать, что Макиавелли не ратует за истинность веры, а

оставляет ее в стороне, не занимается ею, если же о ней заходит речь, то

слова его звучат почтительно, но двусмысленно. Исключив из своего мира все

сверхъестественное и провиденциальное, Макиавелли исходит из неизменности и

бессмертия человеческой мысли, человеческого духа,

который вершит историю. Это уже целая революция, знаменитое copio (я

мыслю), с которого начинается современная наука.

Человек освобождается от сверхъестественного и сверхчеловеческого и,

так же как и государство, провозглашает свою самостоятельность, свою

независимость, вступает во владение миром.

Обновляется и метод. Макиавелли не признает априорных истин,

абстрактных принципов, не признает ничьего авторитета как критерия истины.

Для него теология, философия, этика — все едино: все они в сфере вымысла,

вне реальности. Истина есть сущее, а поэтому искать ее можно

лишь с помощью опыта, сопровождаемого наблюдением, путем разумного изучения

фактов.

Список используемой лиитературы:

1. Никколо Макиавелли “Государь” М.: Эксмо-Пресс, 1999г.

2. Никколо Макиавелли “Избранные сочинения” М.: Худож. Лит., 1982г.

3. Де Санктис Ф. “История итальянской литературы” Том 2 М.: Иностр. Лит.,

1964г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.