Рефераты. Ницше






сухо и тяжеловесно, крупнейшими философскими умами XX в. - Эд. Гуссерлем,

М. Шелером, О. Шпенглером, X. Ортегой-Гассетом, М. Хайдеггером, А. Камю.

Ницше никоим образом не пропагандировал идею о том, что для власть

имущих должна быть одна мораль, а для подчиненных масс - другая. Он просто

констатировал это как реальный факт, но сам писал о другом - о двух типах

одной морали, существующих "даже в одном и том же человеке, в одной душе".

Различия этих типов определяются различием моральных ценностей. Для морали

господ характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое

состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и самой

жизнью. Мораль рабов, напротив, есть мораль полезности. Малодушный,

мелочный, унижающийся человек, с покорностью выносящий дурное обхождение

ради своей выгоды - вот представитель морали рабов, на какой бы высокой

ступени социальной лестницы он ни находился. Рабская мораль жаждет мелкого

счастья и наслаждения; строгость и суровость по отношению к самому себе -

основа морали господ.

Чтобы избежать кривотолков вокруг книги, Ницше в июле 1887 г. написал

как дополнение к ней полемическое сочинение "К генеалогии морали",

изданное, кстати, также за его счет. В нем он поставил три основные

проблемы: аскетические идеалы, способные придать смысл человеческому

существованию; "вина" и "нечистая совесть" как инстинктивные источники

агрессивности и жестокости; наконец, ключевое понятие движущей силы в

структурировании ценностей морали - ressentiment. В общем плане это понятие

характеризует атмосферу неопределенной враждебности, ненависти и

озлобления, но не самих по себе, а только вкупе с чувством бессилия,

порождаемым несоответствием между внутренними притязаниями и фактическим

положением человека в обществе.

В Ницце осенью 1887 г. Ницше приступил к первым наброскам задуманного

им "главного сочинения" всей жизни. Всего он записал 372 заметки,

поделенные на четыре раздела: европейский нигилизм, критика высших

ценностей, принцип новой оценки, дисциплина и подбор. Это действительно не

отделанные и не отшлифованные заметки, и не искрящиеся афоризмы, к которым

привыкли его читатели. Собранные затем заметки составили одну из наиболее

нашумевших его книг "Воля к власти", хотя сам Ницше за ее содержание и

смысл ответственности, как выяснилось, не несет. Составители произвольно

поместили туда не только упомянутые заметки, но и множество других, так что

общее их число перевалило за тысячу и существенно исказило общую

модальность задуманного сочинения.

После этого Ницше написал памфлет "Казус Вагнер". Это была тщательно

продуманная, блестяще написанная работа, пропитанная ядовитым и

уничтожающим сарказмом.

Прежде всего Ницше отметил болезненный характер музыки Вагнера: "Вагнер

- художник декаданса... Я далек от того, чтобы безмятежно созерцать, как

этот декадент портит нам здоровье - и к тому же музыку! Человек ли вообще

Вагнер? Не болезнь ли он скорее? Он делает больным все, к чему прикасается

- он сделал больною музыку ".

Ницше утверждал, что Вагнер разработал новую систему музыки лишь

потому, что чувствовал свою неспособность тягаться с классиками. Его музыка

просто плоха, поэтому он прикрывает ее убожество пышностью декораций и

величием легенды о Нибелунгах. С помощью грохота барабанов и воя флейт он

стремится заставить всех остальных композиторов маршировать за собой.

Поэтому вагнерианство - форма проявления идиотизма и раболепия.

Памфлет - итог длительных и мучительных раздумий Ницше над великой

проблемой искусства, под которым он имел в виду прежде всего музыку. У

Вагнера романтизм доходил до своего идеала и предела. Для Ницше романтизм -

всего лишь веха на пути к нигилизму, так же как и христианство. Как раз в

то время он записал знаменитые свои "пять нет": чувству вины; скрытому

христианству (перенесенному в музыку); XVIII в. Руссо с его "природой";

романтизму; "преобладанию стадных инстинктов". Именно тогда, когда Вагнер

повернул к прославлению древнегерманского пантеона богов и немецкого рейха,

отношения между ним и Ницше начали быстро ухудшаться.

Последние произведения. Болезнь и смерть.

В конце 1888 г. Ницше охватила мучительная тревога. С одной стороны, у

него все яснее начинали проступать черты мегаломании: он чувствовал, что

близится его звездный час. В письме к Стриндбергу в декабре 1888 г. Ницше

писал: "Я достаточно силен для того, чтобы расколоть историю человечества

на два куска". С другой - у него возрастали сомнения и смутные опасения,

что мир никогда не признает его гениальных пророчеств и не поймет его

мыслей.

В лихорадочной спешке Ницше написал одновременно два произведения -

"Сумерки идолов" и "Антихрист", явно не отделанную первую часть "Переоценки

всех ценностей".

Ницше подверг резкой критике христианские церкви и тех людей, которые

называли себя христианами, на самом деле не являясь ими. Он противопоставил

жизнь Иисуса трем синоптическим евангелиям, в которых, по его словам,

предприняты первые попытки по созданию системы догм христианства в вопросе

негативного отношения к миру.

Иисус же, по мнению Ницше, вовсе не отвергал мира, не истолковывал его

лишь как преддверие лучшей потусторонней жизни. Только позднейшее искажение

его взглядов последователями и апостолами, особенно Павлом, превратило его

учение в отрицание сего мира.

Ницше восстал против грубых попыток христианской церкви извратить смысл

и цели истинного христианства, которое "не связано ни с одной из наглых

догм, щеголяющих его именем". Ложь и обман то, что мы считаем себя

христианами, а живем той жизнью, освобождение от которой проповедовал

Христос.

Христианство навязывает жизни воображаемый смысл, препятствуя тем самым

выявлению смысла истинного и заменяя реальные цели идеальными. В мире же, в

котором "Бог мертв" и не существует более моральной тирании, человек

остается одиноким и свободным. Но одновременно он становится и

ответственным за все существующее, ибо, по Ницше, разум находит полное

освобождение, лишь руководствуясь осознанным выбором, лишь взваливая на

себя определенные обязательства. И если необходимости невозможно избежать,

то истинная свобода и заключается в ее полном принятии. Принять мир земной

и не тешить себя иллюзиями о мире потустороннем - это означает

господствовать над всем земным. Ницше потому и отвергал христианство, что

оно отрицает свободу духа, самостоятельность и ответственность человека,

превращает несвободу в идеал, а смирение - в добродетель.

Но Ницше не дал ответа на вопрос: а будет ли тюрьма разума лучше

разрушенной им тюрьмы Бога? Во всяком случае, он категорически предрекал,

что переход к свободному обществу невозможно совершить насильственным

уничтожением общества нынешнего, ведь насилие способно породить только

новое насилие. Единственный, по Ницше. путь - возродить идеал свободной

сильной личности, превыше всего поставить ее суверенитет, попранный

религией.

Еще не закончив работу над "Антихристом", Ницше решает создать прелюдию

к "Переоценке" в виде жизнеописания и аннотации своих книг, чтобы читатели

поняли, что он собой представляет. Так возник замысел работы "Ессе homo",

где Ницше попытался объяснить причины своего охлаждения к Вагнеру и

показать, как вызревало оно в его книгах на протяжении многих лет. Но и эта

работа, настоящий тигель, в котором переплавлены все жанры, осталась, в

сущности, черновым вариантом, в нем немало эпатирующего. Чего стоят одни

названия глав - "Почему я так мудр", "Почему я пишу такие хорошие книги",

"Почему я являюсь роком".

Вскоре начали проявляться первые симптомы неуравновешенности Ницше. Он

торопился с публикацией своих явно не законченных произведений, хотя его

уже надломленному разуму мерещились кошмары и опасности, исходящие от

военной мощи Германской империи. Его охватывал страх перед династией

Гогенцоллернов, Бисмарком, антисемитскими кругами, церковью. Все они были

оскорблены в его последних книгах, и Ницше ждал жестоких преследований.

Начавшийся отход от понимания реального мира привел Ницше к дерзкому

плану объединения всех европейских стран в единую антигерманскую лигу,

чтобы надеть на рейх смирительную рубашку или спровоцировать его на

заведомо безнадежную войну против объединенной Европы. Наброски столь

фантастического проекта производят тягостное впечатление потому, что где-то

посреди этих строчек пролегла страшная грань между разумом и безумием.

Обстоятельства и причины душевного надрыва Фридриха Ницше досконально

не выяснены. Весьма много здесь присутствует мнений различных свидетелей.

Трагический надлом в психике Ницше произошел между 3 и 6 января 1889 г.

Быстрое помрачение разума привело к смешению всех понятий, и с Ницше, как с

мыслителем, было покончено навсегда. После многолетних мытарств по

лечебницам разных городов, он простудился, заболел воспалением легких и

скончался в полдень 25 августа 1900 г. Через три дня состоялось погребение

на семейном участке кладбища в Рёкене, где покоились его родители и брат.

Выступая на траурной церемонии, известный немецкий историк и социолог

Курт Брейзиг назвал Ницше "человеком, указавшим путь в новое будущее

человечества", мыслителем, выступившим против магии Будды, Заратустры и

Иисуса.

Заключение

Драматична не только жизнь Ницше, но и судьба его наследия.

Затравленный непониманием и одиночеством при жизни, он был извращен и

оболган после смерти. Скандалы вокруг его рукописей и их фальсификация

последовали почти сразу. Трижды в 1892-1899 гг. начинало выходить полное

собрание сочинений Ницше и дважды обрывалось.

Нельзя без возмущения смотреть на то, как зловещие всходы

"ницшеанства", а фактически осквернение его памяти, чертополохом

разрастались в Германии и Европе. Словно предчувствовавший эту Вальпургиеву

ночь, этот шабаш, Ницше писал о зловонном рое ядовитых мух, которые "льстят

тебе, как Богу или дьяволу; они визжат перед тобою, как перед Богом или

дьяволом. Ну что ж! Они - льстецы и визгуны, и ничего более".

А между тем ницшеанства как такового нет, этим термином обозначают по

крайней мере три различных явления.

Первое - новое воспроизведение отдельных положений Ницше в творчестве

таких философов, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, К. Левит, Ж. Делёз, Ж.

Деррида.

Второе - современная международная школа ницшеведения со своим

ежегодником "Ницше-штудиен", издательскими центрами, научными организациями

и периодическими конференциями или симпозиумами.

Третье - дальнейшая разработка тех проблем, которые вошли в современную

культуру и философию через Ницше. А поскольку он касался буквально всего

духовного содержания истории и культуры, то по этому критерию не только

"философия жизни", у истоков которой стоял он, но практически все основные

направления современной культурологической и философской мысли можно смело

отнести к ницшеанским. Даже марксистское, если взять идеи Ницше об

относительности и обусловленности морали и нравственности или его тезис о

воспитании нового человека.

Но существует еще одно, четвертое и наиболее зловещее значение

ницшеанства - политическое, которое сконструировали прежде всего нацисты,

руководствуясь идеологией, основанной на аморальности, политическом

экстремизме, цинизме и нигилизме. В политическом смысле трактовалась

философия Ницше и у нас, подвергаясь безусловному осуждению и критическому

разгрому.

Но если в чем и виновен Ницше, так это в том, что раньше всех заглянул

в кошмарную бездну грядущего и ужаснулся от открывшегося ему. И кому же

придет в голову (а ведь пришло, и многим, и вполне серьезно!) обвинять

стрелку барометра, предсказавшего ураган, в наступлении этого бедствия?

Никто, как Ницше, не призывал с таким отчаянием к бегству в царство

свободы интеллекта и никто с такой силой не почувствовал, что наступающий

век несет с собою нечто новое и ужасное, что старая эпоха отмирает, а в ее

предсмертных конвульсиях родятся тоталитарные режимы XX в.: национал-

социализм в Германии и большевизм в России:

"Грядет время, когда будут вести борьбу за господство над землей - ее

будут вести во имя фундаментальных философских учений".

Это предсказание Ницше остается в силе. И пока оно будет оставаться в

силе, идеям. Фридриха Ницше суждено быть не столько философским наследием,

сколько ареной политических битв.

Литература

Д. Галеви, «Жизнь Фридриха Ницше», Рига 1991

Ницше Ф. Сочинение в 2 т. М:Мысль,1990

Краткая философская энциклопедия. "Прогресс", 1994

ПЛАН

Введение 1

Жизнь и творчество Фридриха Ницше 3

Ранние произведения 3

Дальнейшее развитие философских идей 8

Новое философское мировоззрение и разрыв с прошлым 15

Концепция сверхчеловека 18

Последние произведения. Болезнь и смерть. 24

Заключение 27

Литература 29

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.