сухо и тяжеловесно, крупнейшими философскими умами XX в. - Эд. Гуссерлем,
М. Шелером, О. Шпенглером, X. Ортегой-Гассетом, М. Хайдеггером, А. Камю.
Ницше никоим образом не пропагандировал идею о том, что для власть
имущих должна быть одна мораль, а для подчиненных масс - другая. Он просто
констатировал это как реальный факт, но сам писал о другом - о двух типах
одной морали, существующих "даже в одном и том же человеке, в одной душе".
Различия этих типов определяются различием моральных ценностей. Для морали
господ характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое
состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и самой
жизнью. Мораль рабов, напротив, есть мораль полезности. Малодушный,
мелочный, унижающийся человек, с покорностью выносящий дурное обхождение
ради своей выгоды - вот представитель морали рабов, на какой бы высокой
ступени социальной лестницы он ни находился. Рабская мораль жаждет мелкого
счастья и наслаждения; строгость и суровость по отношению к самому себе -
основа морали господ.
Чтобы избежать кривотолков вокруг книги, Ницше в июле 1887 г. написал
как дополнение к ней полемическое сочинение "К генеалогии морали",
изданное, кстати, также за его счет. В нем он поставил три основные
проблемы: аскетические идеалы, способные придать смысл человеческому
существованию; "вина" и "нечистая совесть" как инстинктивные источники
агрессивности и жестокости; наконец, ключевое понятие движущей силы в
структурировании ценностей морали - ressentiment. В общем плане это понятие
характеризует атмосферу неопределенной враждебности, ненависти и
озлобления, но не самих по себе, а только вкупе с чувством бессилия,
порождаемым несоответствием между внутренними притязаниями и фактическим
положением человека в обществе.
В Ницце осенью 1887 г. Ницше приступил к первым наброскам задуманного
им "главного сочинения" всей жизни. Всего он записал 372 заметки,
поделенные на четыре раздела: европейский нигилизм, критика высших
ценностей, принцип новой оценки, дисциплина и подбор. Это действительно не
отделанные и не отшлифованные заметки, и не искрящиеся афоризмы, к которым
привыкли его читатели. Собранные затем заметки составили одну из наиболее
нашумевших его книг "Воля к власти", хотя сам Ницше за ее содержание и
смысл ответственности, как выяснилось, не несет. Составители произвольно
поместили туда не только упомянутые заметки, но и множество других, так что
общее их число перевалило за тысячу и существенно исказило общую
модальность задуманного сочинения.
После этого Ницше написал памфлет "Казус Вагнер". Это была тщательно
продуманная, блестяще написанная работа, пропитанная ядовитым и
уничтожающим сарказмом.
Прежде всего Ницше отметил болезненный характер музыки Вагнера: "Вагнер
- художник декаданса... Я далек от того, чтобы безмятежно созерцать, как
этот декадент портит нам здоровье - и к тому же музыку! Человек ли вообще
Вагнер? Не болезнь ли он скорее? Он делает больным все, к чему прикасается
- он сделал больною музыку ".
Ницше утверждал, что Вагнер разработал новую систему музыки лишь
потому, что чувствовал свою неспособность тягаться с классиками. Его музыка
просто плоха, поэтому он прикрывает ее убожество пышностью декораций и
величием легенды о Нибелунгах. С помощью грохота барабанов и воя флейт он
стремится заставить всех остальных композиторов маршировать за собой.
Поэтому вагнерианство - форма проявления идиотизма и раболепия.
Памфлет - итог длительных и мучительных раздумий Ницше над великой
проблемой искусства, под которым он имел в виду прежде всего музыку. У
Вагнера романтизм доходил до своего идеала и предела. Для Ницше романтизм -
всего лишь веха на пути к нигилизму, так же как и христианство. Как раз в
то время он записал знаменитые свои "пять нет": чувству вины; скрытому
христианству (перенесенному в музыку); XVIII в. Руссо с его "природой";
романтизму; "преобладанию стадных инстинктов". Именно тогда, когда Вагнер
повернул к прославлению древнегерманского пантеона богов и немецкого рейха,
отношения между ним и Ницше начали быстро ухудшаться.
Последние произведения. Болезнь и смерть.
В конце 1888 г. Ницше охватила мучительная тревога. С одной стороны, у
него все яснее начинали проступать черты мегаломании: он чувствовал, что
близится его звездный час. В письме к Стриндбергу в декабре 1888 г. Ницше
писал: "Я достаточно силен для того, чтобы расколоть историю человечества
на два куска". С другой - у него возрастали сомнения и смутные опасения,
что мир никогда не признает его гениальных пророчеств и не поймет его
мыслей.
В лихорадочной спешке Ницше написал одновременно два произведения -
"Сумерки идолов" и "Антихрист", явно не отделанную первую часть "Переоценки
всех ценностей".
Ницше подверг резкой критике христианские церкви и тех людей, которые
называли себя христианами, на самом деле не являясь ими. Он противопоставил
жизнь Иисуса трем синоптическим евангелиям, в которых, по его словам,
предприняты первые попытки по созданию системы догм христианства в вопросе
негативного отношения к миру.
Иисус же, по мнению Ницше, вовсе не отвергал мира, не истолковывал его
лишь как преддверие лучшей потусторонней жизни. Только позднейшее искажение
его взглядов последователями и апостолами, особенно Павлом, превратило его
учение в отрицание сего мира.
Ницше восстал против грубых попыток христианской церкви извратить смысл
и цели истинного христианства, которое "не связано ни с одной из наглых
догм, щеголяющих его именем". Ложь и обман то, что мы считаем себя
христианами, а живем той жизнью, освобождение от которой проповедовал
Христос.
Христианство навязывает жизни воображаемый смысл, препятствуя тем самым
выявлению смысла истинного и заменяя реальные цели идеальными. В мире же, в
котором "Бог мертв" и не существует более моральной тирании, человек
остается одиноким и свободным. Но одновременно он становится и
ответственным за все существующее, ибо, по Ницше, разум находит полное
освобождение, лишь руководствуясь осознанным выбором, лишь взваливая на
себя определенные обязательства. И если необходимости невозможно избежать,
то истинная свобода и заключается в ее полном принятии. Принять мир земной
и не тешить себя иллюзиями о мире потустороннем - это означает
господствовать над всем земным. Ницше потому и отвергал христианство, что
оно отрицает свободу духа, самостоятельность и ответственность человека,
превращает несвободу в идеал, а смирение - в добродетель.
Но Ницше не дал ответа на вопрос: а будет ли тюрьма разума лучше
разрушенной им тюрьмы Бога? Во всяком случае, он категорически предрекал,
что переход к свободному обществу невозможно совершить насильственным
уничтожением общества нынешнего, ведь насилие способно породить только
новое насилие. Единственный, по Ницше. путь - возродить идеал свободной
сильной личности, превыше всего поставить ее суверенитет, попранный
религией.
Еще не закончив работу над "Антихристом", Ницше решает создать прелюдию
к "Переоценке" в виде жизнеописания и аннотации своих книг, чтобы читатели
поняли, что он собой представляет. Так возник замысел работы "Ессе homo",
где Ницше попытался объяснить причины своего охлаждения к Вагнеру и
показать, как вызревало оно в его книгах на протяжении многих лет. Но и эта
работа, настоящий тигель, в котором переплавлены все жанры, осталась, в
сущности, черновым вариантом, в нем немало эпатирующего. Чего стоят одни
названия глав - "Почему я так мудр", "Почему я пишу такие хорошие книги",
"Почему я являюсь роком".
Вскоре начали проявляться первые симптомы неуравновешенности Ницше. Он
торопился с публикацией своих явно не законченных произведений, хотя его
уже надломленному разуму мерещились кошмары и опасности, исходящие от
военной мощи Германской империи. Его охватывал страх перед династией
Гогенцоллернов, Бисмарком, антисемитскими кругами, церковью. Все они были
оскорблены в его последних книгах, и Ницше ждал жестоких преследований.
Начавшийся отход от понимания реального мира привел Ницше к дерзкому
плану объединения всех европейских стран в единую антигерманскую лигу,
чтобы надеть на рейх смирительную рубашку или спровоцировать его на
заведомо безнадежную войну против объединенной Европы. Наброски столь
фантастического проекта производят тягостное впечатление потому, что где-то
посреди этих строчек пролегла страшная грань между разумом и безумием.
Обстоятельства и причины душевного надрыва Фридриха Ницше досконально
не выяснены. Весьма много здесь присутствует мнений различных свидетелей.
Трагический надлом в психике Ницше произошел между 3 и 6 января 1889 г.
Быстрое помрачение разума привело к смешению всех понятий, и с Ницше, как с
мыслителем, было покончено навсегда. После многолетних мытарств по
лечебницам разных городов, он простудился, заболел воспалением легких и
скончался в полдень 25 августа 1900 г. Через три дня состоялось погребение
на семейном участке кладбища в Рёкене, где покоились его родители и брат.
Выступая на траурной церемонии, известный немецкий историк и социолог
Курт Брейзиг назвал Ницше "человеком, указавшим путь в новое будущее
человечества", мыслителем, выступившим против магии Будды, Заратустры и
Иисуса.
Заключение
Драматична не только жизнь Ницше, но и судьба его наследия.
Затравленный непониманием и одиночеством при жизни, он был извращен и
оболган после смерти. Скандалы вокруг его рукописей и их фальсификация
последовали почти сразу. Трижды в 1892-1899 гг. начинало выходить полное
собрание сочинений Ницше и дважды обрывалось.
Нельзя без возмущения смотреть на то, как зловещие всходы
"ницшеанства", а фактически осквернение его памяти, чертополохом
разрастались в Германии и Европе. Словно предчувствовавший эту Вальпургиеву
ночь, этот шабаш, Ницше писал о зловонном рое ядовитых мух, которые "льстят
тебе, как Богу или дьяволу; они визжат перед тобою, как перед Богом или
дьяволом. Ну что ж! Они - льстецы и визгуны, и ничего более".
А между тем ницшеанства как такового нет, этим термином обозначают по
крайней мере три различных явления.
Первое - новое воспроизведение отдельных положений Ницше в творчестве
таких философов, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, К. Левит, Ж. Делёз, Ж.
Деррида.
Второе - современная международная школа ницшеведения со своим
ежегодником "Ницше-штудиен", издательскими центрами, научными организациями
и периодическими конференциями или симпозиумами.
Третье - дальнейшая разработка тех проблем, которые вошли в современную
культуру и философию через Ницше. А поскольку он касался буквально всего
духовного содержания истории и культуры, то по этому критерию не только
"философия жизни", у истоков которой стоял он, но практически все основные
направления современной культурологической и философской мысли можно смело
отнести к ницшеанским. Даже марксистское, если взять идеи Ницше об
относительности и обусловленности морали и нравственности или его тезис о
воспитании нового человека.
Но существует еще одно, четвертое и наиболее зловещее значение
ницшеанства - политическое, которое сконструировали прежде всего нацисты,
руководствуясь идеологией, основанной на аморальности, политическом
экстремизме, цинизме и нигилизме. В политическом смысле трактовалась
философия Ницше и у нас, подвергаясь безусловному осуждению и критическому
разгрому.
Но если в чем и виновен Ницше, так это в том, что раньше всех заглянул
в кошмарную бездну грядущего и ужаснулся от открывшегося ему. И кому же
придет в голову (а ведь пришло, и многим, и вполне серьезно!) обвинять
стрелку барометра, предсказавшего ураган, в наступлении этого бедствия?
Никто, как Ницше, не призывал с таким отчаянием к бегству в царство
свободы интеллекта и никто с такой силой не почувствовал, что наступающий
век несет с собою нечто новое и ужасное, что старая эпоха отмирает, а в ее
предсмертных конвульсиях родятся тоталитарные режимы XX в.: национал-
социализм в Германии и большевизм в России:
"Грядет время, когда будут вести борьбу за господство над землей - ее
будут вести во имя фундаментальных философских учений".
Это предсказание Ницше остается в силе. И пока оно будет оставаться в
силе, идеям. Фридриха Ницше суждено быть не столько философским наследием,
сколько ареной политических битв.
Литература
Д. Галеви, «Жизнь Фридриха Ницше», Рига 1991
Ницше Ф. Сочинение в 2 т. М:Мысль,1990
Краткая философская энциклопедия. "Прогресс", 1994
ПЛАН
Введение 1
Жизнь и творчество Фридриха Ницше 3
Ранние произведения 3
Дальнейшее развитие философских идей 8
Новое философское мировоззрение и разрыв с прошлым 15
Концепция сверхчеловека 18
Последние произведения. Болезнь и смерть. 24
Заключение 27
Литература 29
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5