Рефераты. Ницше






восторг от этого, по его словам, "самого значительного философского

произведения последних лет".

В философии Ланге выступил как один из ранних представителей

неокантианства, наметивший главные принципы этого направления и его

социально-политические основы. Из его книги Ницше впервые получил

представление о социальном дарвинизме, о политических и экономических

тенденциях современного развития, столкнулся с оригинальной интерпретацией

взглядов греческого материалиста Демокрита и великого немецкого мыслителя

Канта подробно познакомился с представителями английского позитивизма и

утилитаризма.

У Ланге Ницше нашел и подтверждение собственным, еще смутным

философским представлениям. Согласно Ланге, окружающий нас мир - это

представление, обусловленное физической структурой человеческого организма.

Но человек не может удовлетвориться только ограниченным чувственным

материалом, открываемым в опыте. Человек - духовное, нравственное существо,

он нуждается и в идеальном мире, который сам же и создает. Человек - творец

поэтических образов, религиозных представлений, дающих ему возможность

построить в своем сознании более совершенный мир, чем тот, который его

окружает. Такой идеальный мир возвышает человека над миром обыденности,

вооружает его этической идеей, а ею для Ланге была идея социализма.

Представление о реальном мире как алогичном, иррациональном явлении Ницше

почерпнул уже у Шопенгауэра, а Ланге лишь укрепил в нем это убеждение.

8 ноября 1868 г произошло знаменательное событие в жизни Ницше. Он

познакомился со знаменитым композитором Рихардом Вагнером.

Кроме музыки, они сразу нашли еще одну, глубоко волновавшую их тему -

философию Шопенгауэра. Ницше был очарован дружелюбием и живостью Вагнера,

первой поистине гениальной творческой личностью, встреченной им на

жизненном пути. Его ослепил не ореол славы Вагнера, а действительно

независимое мышление известного музыканта. Вагнер, как и Ницше, стремился к

обновлению немецкой культуры.

После знакомства Ницше погрузился в чтение эстетических произведений

Вагнера "Искусство и революция" и "Опера и драма". Вновь его начали

одолевать сомнения в правильности того, что он избрал своей профессией

филологию.

Дальнейшее развитие философских идей

Но именно в это время произошли события, задержавшие на 10 лет Ницше в

оковах филологической науки.

23 марта 1868 г Фридриху Ницше присудили степень доктора без

обязательной публичной защиты, дискуссии и экзамена, только на основании

опубликованных им ранее произведений, и он был приглашён возглавить кафедру

греческого языка и литературы в Базельском университете.

Преподавание в университете довольно скоро начали тяготить Ницше. Его

все чаще охватывали периоды меланхолической депрессии, спасение от которой

он находил в дружбе с Вагнером. Погружение в возвышенный мир искусства.

разительно контрастировали с размеренным и скучным существованием Ницше в

Базеле. Это вызывало у Ницше отвращение к филологии и науке вообще. В

набросках того периода сомнения в науке выражены достаточно определенно:

"Цель науки - уничтожение мира... Доказано, что этот процесс происходил

уже в Греции: хотя сама греческая наука значит весьма мало. Задача

искусства - уничтожить государство. И это также случилось в Греции. После

этого наука разложила искусство".

В августе 1870 г. Ницше подал прошение об отпуске, чтобы принять

участие в, начавшихся тогда, военных действиях. Но нейтральные швейцарские

власти запретили ему непосредственное участие в боях, разрешив лишь службу

в госпитале. Проработав в госпитале всего неделю, он заразился острым

инфекционным заболеванием и был на волосок от смерти. Одной недели

оказалось достаточно, чтобы усеянные трупами поля сражений и опустошенная

войной местность произвели на чувствительную эстетическую натуру Ницше

неизгладимое впечатление. Он увидел не героический пафос и сияние побед, а

кровь, грязь, хрупкость человеческого существа, ставшего легкой добычей

бога войны. Вопрос о смысле человеческого бытия встал перед Ницше уже не в

фантастических образах искусства, а в жестокой реальности.

После болезни и возвращения в Базель Ницше начал посещать лекции

выдающегося историка Якоба Буркхардта (1818-1897), полные скепсиса и

пессимизма в отношении грядущего. Ницше освободился от угара патриотизма.

Теперь и он стал рассматривать Пруссию как в высшей степени опасную для

культуры милитаристскую силу. Не без влияния Буркхардта Ницше начал

разрабатывать трагическое содержание истории в набросках к драме

"Эмпедокл", посвященной легендарному сицилийскому философу, врачу и поэту V

в. до н.э. В них уже заметны явные элементы философии позднего Ницше. В

эмпедокловском учении о переселении душ он нашел один из постулатов

собственной теории вечного возвращения.

Во многом размышления Ницше отталкивались от идей Буркхардта. Во

многом, но не во всем. Последний считал, что в истории существуют две

статичные потенции - религия и государство - и одна динамичная - культура.

Ницше же находил статичной только религию, а культуру разделял на два

динамичных элемента: искусство, основанное на мире видимости и фантазии, и

науку, уничтожающую все иллюзии и образы. Государство он вообще не считал

созидающей силой истории, оно лишь результат действительных потенций

культуры.

В начале 1871 г. Ницше предпринял попытку занять свободное место

профессора философии. Попытка не удалась из-за противодействия руководителя

основной кафедры философии К. Стеффенсена, с подозрением относившегося к

вольнодумству Ницше, к его дружбе с язычником Вагнером и увлечению

философией Шопенгауэра. Поскольку Стеффенсен частично оплачивал содержание

второй философской кафедры, то его мнение оказалось решающим.

Хотя Ницше сам понимал, что не имеет в философии никакого имени и

поэтому его шансы весьма призрачны, тем не менее отказ его явно

разочаровал. И вновь возобновилось мучительное для него раздвоение между

профессией и призванием, между миром Базеля и миром Трибшена. Такое

раздвоение и отразила его первая большая культурологическая работа,

знаменовавшая его уход из филологической науки.

2 января 1872 г. выходит книга Ницше "Рождение трагедии из духа

музыки". Задумывалась она еще до франко-германской войны, а схематически

очерчена в докладе "Греческая музыкальная драма", прочитанном в

университете в январе 1870 г.

Посвященная Вагнеру, работа определяла те основы, на которых покоится

рождение трагедии как произведения искусства. Античная и современная линии

тесно переплетаются друг с другом в постоянном сопоставлении Диониса,

Аполлона и Сократа с Вагнером и Шопенгауэром.

Ницше так сформулировал античные символы:

"До сего времени мы рассматривали аполлоновское начало и его

противоположность - дионисийское - как художественные силы: с одной

стороны, как художественный мир мечты, завершенность которого не стбит в

какой-либо связи с интеллектуальным уровнем или художественным образованием

отдельной личности, а с другой - как опьяняющую действительность, которая

также не принимает во внимание отдельную личность, а наоборот, стремится

даже уничтожить индивида и заменить его мистической бесчувственностью

целого".

Освобождающим из этих символов предстает у Ницше дионисийское начало,

как бы помогающее "избыть" страдания кошмарного бытия. Оно становится

отныне его постоянным спутником. И как удивительное предвидение собственной

судьбы звучат его слова:

"Танцуя и напевая, являет себя человек как сочлен высшего сообщества: он

разучился говорить и ходить, а в танце взлетает в небеса... в нем звучит

нечто сверхъестественное: он чувствует себя Богом, сам он шествует теперь

так возвышенно и восторженно, как и боги в его снах).

Исходя из "метафизики ужаса" Шопенгауэра, Ницше стремился отыскать

контрпозицию христианству и находил ее в символе или мифе разорванного на

куски Диониса, в раздроблении первоначала на множество отдельных судеб, на

мир явлений, называемых им "аполлоновой частью". То первоначало, которое

Шопенгауэр назвал волей, есть основа бытия, оно переживается

непосредственно, и прежде всего через музыку. От прочих видов искусства

музыка, по мнению Ницше, отличается тем, что она выступает непосредственным

отражением воли и по отношению ко всем феноменам реального мира является

"вещью в себе". Поэтому мир можно назвать воплощенной музыкой так же, как и

воплощенной волей.

Ницше обрушивался на один из главных постулатов христианской веры в

вечное существование по милости Бога в потустороннем мире. Ему казалось

абсурдом то, что смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и

Евы. Он высказал поразительную, на первый взгляд, мысль о том, что чем

сильнее воля к жизни, тем ужаснее страх смерти. И как можно жить, не думая

о смерти, а зная о ее неумолимости и неизбежности, не бояться ее? Древние

греки, чтобы выдержать такое понимание реальности, создали свою трагедию, в

которой происходило как бы полное погружение человека в смерть. Причину

заката древнегреческой трагедии Ницше усматривал в том, что уже в пьесах

Еврипида появилась идея диалектического развития как следствие

сократовского рационализма и веры в мощь науки. Сократ стал для Ницше

символом реальной потенции духа с магическим воздействием. Вместе с тем

Ницше твердо верил в то, что и наука имеет свои пределы. В исследовании

отдельных явлений она, по его мнению, в конце концов непременно натыкается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.