Рефераты. Научное исследование






науки это право переходит в обязанность субъекта признавать логически

обоснованную, дискурсивно доказанную, организованную, систематически

связанную истину.

В пределах науки имеются модификации научной истины (по областям

научного знания: математики, физики, биологии и др.).

Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и

абсолютная.

Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода

знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть

опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:

а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов

(констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего

содержания данных фактов);

б) окончательное знание определенных аспектов действительности;

в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе

дальнейшего познания;

г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и о

сложноорганизованных системах.

В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию

абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете

(сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная

же истина - это неполное знание о том же самом предмете.

Пример такого рода относительных истин - история создания римановой

геометрии. Так, евклидова геометрия является частным случаем геометрии

Лобачевского, а, в свою очередь, геометрия Лобачевского является частным

случаем римановой геометрии.

В философской литературе есть точка зрения, согласно которой

относительная истина состоит из объективной истины плюс заблуждения.

Однако, проблема оценки той или иной теории в плане "истина-

заблуждение" не так проста. Если включать в состав относительной истины

заблуждение, то это будет та ложка дегтя, которая испортит всю бочку меда.

В результате истина перестает быть истиной. Относительная истина исключает

какие-либо моменты заблуждения или ложь. Истина во все времена остается

истиной, адекватно отражающей реальные явления; относительная истина есть

истина объективная, исключающая заблуждения и ложь.

Смена одной естественнонаучной теории другой обнаруживает не только

различие, но и связь, преемственность между ними, которая может быть

выражена с математической точностью. Новая теория, приходя на смену старой,

не просто отрицает последнюю, а в определенной форме удерживает ее.

Благодаря этому возможны обратный переход от последующей теории к

предыдущей, их совпадение в некоторой предельной области, где различия

между ними оказываются несущественными.

Итак, истина по содержанию объективна, а по форме - относительна

(относительно-абсолютна). Объективность истины является основой

преемственности истин.

Истина есть процесс. Свойство объективной истины быть процессом

проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все

большей полноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления

заблуждения в структуре концепций, теорий.

Одной из проблем, возникающих на пути ученого в процессе научного

поиска, является отграничение истины от заблуждения, или, иначе говоря,

проблема существования критерия истинности. Эта проблема возникла не в

последние десятилетия и даже не последние столетия. Она имела место во все

периоды развития философии, начиная с античности.

Одни философы считали, что нельзя найти прочного основания, с помощью

которого можно было бы решить вопрос об объективной истинности знания,

поэтому склонялись к скептицизму и агностицизму. Другие видели такой

критерий в данных ощущений и восприятии человека: все то, что выводимо из

чувственно-данного, истинно. Некоторые философы полагали, что достоверность

всего человеческого знания можно доказать путем выведения его из небольшого

числа всеобщих положений, истинность которых самоочевидна в силу из ясности

и отчетливости; противоречие им просто немыслимо. Однако таких

самоочевидных положений, не требующих доказательства, в действительности

нет, а ясность и отчетливость мышления – слишком зыбкий критерий для

доказательства объективной истинности знания.

Таким образом, ни чувственное наблюдение, ни самоочевидность, ясность

и отчетливость всеобщих положений не могут служить критериями истинности

знания. Коренным пороком всех этих концепций является стремление найти

критерий истинности знания в самом знании, в каких-либо его особых

положениях, которые так или иначе считаются привилегированными по сравнению

с другими.

Встала задача найти такой критерий, который, во-первых, был бы

непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие, и в то же

время сам бы им не являлся; во-вторых, этот критерий должен был соединять в

себе всеобщность с непосредственной действительностью.

Таким феноменом оказалась практика.

В практике задействован субъект, его знание, воля; в практике –

единство субъектного и объектного при ведущей роли объектного. В целом

практика – объективный, материальный процесс. Она служит продолжением

природных процессов, развертываясь по объективным законам. В то же время

познание не перестает быть субъектным, соотносясь с объектным. Практика

включает в себя знание, способна порождать новое знание, выступает его

основанием и конечной целью.

Однако, существует ряд наук (например, математика), где практика не

является критерием истинности, а лишь служит помощником в открытии новых

научных истин. Так, исходя из практики, ученый может выдвинуть гипотезу о

распространении данного свойства на ряд объектов. Проверить на практике эту

гипотезу можно лишь в том случает, если число объектов конечно. В противном

случае, практика может лишь опровергнуть гипотезу. Поэтому в математике

преобладает логический критерий. Имеется в виду его понимание как формально-

логического критерия. Его существо – в логической последовательности мысли,

в ее строгом следовании законам и правилам формальной логики в условиях,

когда нет возможности непосредственно опираться на практику. Выявление

логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится

показателем ошибки и заблуждения.

Так, почти во всех учебниках анализа, геометрии и топологии

приводится, цитируется и доказывается знаменитая и очень важная для

математиков теорема Жордана: замкнутая кривая на плоскости, не имеющая

самопересечений (простая), делит плоскость ровно на две области – внешнюю и

внутреннюю.

Доказательство этой теоремы очень сложно. Только в результате

многолетних усилий многих ученых удалось найти сравнительно простые

доказательства, но и они далеко не элементарны. А первое, труднейшее

доказательство самого Жордана вообще вроде бы имело логические погрешности.

В то время как, например физик-теоретик, не потратил бы и минуты на

доказательство теоремы Жордана. Физику эта теорема абсолютно очевидна без

каких-либо доказательств.

Таким образом, каждая наука имеет свои характерные критерии

истинности, которые вытекают из особенностей каждой науки и из самих целей,

которые она перед собой ставит.

Глава 2 . Процесс научного поиска

Процесс поиска и творчества в науке представляет собой весьма сложную

и комплексную проблему. Многими исследователями в области творческой

деятельности отмечалось, что научный поиск характеризуется рядом внешних и

внутренних, объективных и субъективных особенностей. К ним относятся, в

частности, новизна, эмоциональность, различный характер мыслительной

деятельности на различных этапах научного поиска, особая роль интуиции,

кажущаяся случайность, неожиданность, внезапность догадки. Интерес к

вопросам научного познания вспыхивает в эпоху Нового времени. Это связано

со становлением и оформлением естественных наук, отделившихся от философии.

Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в

самостоятельные науки. Если конкретные "частные" науки открывают законы

природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во

всех науках.

Многие вопросы, поставленные философией того времени, остаются

открытыми и по сей день. Одним из них является вопрос о соотношении

логического и интуитивного компонента в процессе научного творчества.

Каждая философская школа имела свою теорию познания, где этим компонентам

отводилась различная роль. Нам представляется целесообразным провести

краткий обзор основных взглядов на процесс научного поиска.

Наиболее старой и традиционной точкой зрения на процесс возникновения

новых научных идей и теорий является концепция эмпиризма. Обычно различают

две ее формы. Сторонники индуктивно-эмпирического подхода считают, что

новые открытия в науке возникают путем индуктивного обобщения эмпирических

фактов, выдвижения различных альтернативных гипотез и последующим

исключением тех из них, которые не соответствуют фактам. С помощью

индуктивной логики они считали возможным делать открытия в науке независимо

от таланта, интуиции, подготовки и опыта исследователя.

С дальнейшим развитием науки, однако, выяснилось, что с помощь

индуктивной логики можно было находить простейшие эмпирические гипотезы и

законы о взаимосвязях между непосредственно наблюдаемыми свойствами

явлений.

Сторонники так называемого дескриптивного, или описательного,

эмпиризма рассматривают новое знание как систематизированное описание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.