Рефераты. Натурфилософия эпохи Возрождения






Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на

недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.

Эта новая теория исходит из следующих требований:

Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.

Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной

орбиты.

Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие

чего Солнце является центром всего мира.

Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди ( то

есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса

Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца

ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.

Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо

движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими

ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот

вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и

расположенное на ней небо, остаются неподвижными.

То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями

Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как

всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним

движением.

Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их

движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой

Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.

В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической

системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно

движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Формулируя тезисы своей теории, Николай Коперник пользуется понятиями

астрономии начала 16 века. Так, в его тезисах речь идет о движении сфер, а

не о движении планет. Ибо движение планет объяснялось тогда движением сфер,

каждая из которых соответствовала определенной планете. Пятый тезис следует

понимать как, что сфера неподвижных звезд не участвует в движении планетных

сфер, а остается неподвижной. А в последнем тезисе речь идет о петлях

описываемых планетами на небе вследствие движения Земли вокруг Солнца. В

теории Коперника оказалось достаточно принять допущение о том, что мы

наблюдаем за планетами с движущейся Земли, плоскость орбиты которой, почти

совпадает с плоскостями орбит других планет. Такое допущение существенно

упрощало объяснение петлеобразного движения планет по сравнению со сложной

системой эпициклов и дифферентов в теории Птолемея. Необычайно важным был и

четвертый тезис: никто до Коперника, а большинство астрономов и после его

смерти, не смели приписывать Вселенной столь огромные размеры.

Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник переходит к описанию

последовательности расположения небесных сфер (планет). Затем Коперник

останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует

объяснять лишь движением Земли.

Заканчивается “Малый комментарий” следующим утверждением :”Таким

образом всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства

Вселенной и всего хоровода планет”. Коперник необычайно гордился своим

открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы,

сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно

интерпретировать как сложения движений по окружности.

3. Бесконечная вселенная Джордано Бруно.

Положения Кузанского противоречат принципам

аристотелевской физики, основанной на различении высшего - надлунного и

низшего - подлунного миров. Кузанский разрушает конечный космос античной и

средневековой науки, в центре которого находится неподвижная

Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в

астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины

мира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник, как было указано выше,

пользуется принципом относительности и на нем основывает новую

астрономическую систему.

Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее

начало бытия как тождество противоположностей (единого и

бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения бога

с миром, творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано

Бруно (1548-1600), создав последовательно пантеистическое учение,

враждебное средневековому теизму. Джордано Бруно опирался не только на

Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая

Коперника. Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и

космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности

космоса. Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична;

он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что

размеры Земли но сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и

бесконечный космос.

Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и

традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому

активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала

беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом,

не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось

богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно

дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения,

которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно

форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».

Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому пониманию

природы. Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как

еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от

своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в 1600 году

был сожжен на костре.

Новое соотношение между материей и формой, новое понимание

материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание,

существенно отличное от античного.

Если для древнегреческого философа предел выше

беспредельного, завершенное и целое прекраснее

незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность

богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-

неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным

оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности

играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано

Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI-начала XVII века, как

Галилей и Кавальери.

4. Механистическая картина мира Галилео Галилея.

Основоположником экспериментально-математического метода

исследования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей

(1564- 1642). Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода изучения

природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого метода и

сформулировал важнейшие принципы механического мира.

Галилей родился в семье обедневшего дворянина в городе Пизе

(недалеко от Флоренции). Убедившись в бесплодии схоластической

учености он углубился в математические науки. Став в дальнейшем

профессором математики Падуанского университета, ученый развернул

активную научно-исследовательскую деятельность, особенно в области

механики и астрономии. Для торжества теории Коперника и идей, высказанных

Джордано Бруно, а следовательно, и для прогресса материалистического

мировоззрения вообще огромное значение имели астрономические открытия,

сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа. Он

обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении - «горы» и

«моря»), разглядел бесчисленные, скопления звезд, образующих Млечный

Путь, увидел спутники, Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т.д.

Благодаря этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу «Колумба

неба». Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников

Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической

теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне,

представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на

Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба.

Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным

доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

Указанные открытия Галилея положили начало его ожесточенной

полемике со схоластиками и церковниками, отстаивавшими

аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Если до сих пор

католическая церковь по изложенным выше причинам была вынуждена терпеть

воззрения тех ученых, которые признавали теорию Коперника в

качестве одной из гипотез, а ее идеологи считали, что доказать эту

гипотезу невозможно, то теперь, когда эти доказательства появились,

римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов

Коперника даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника вносится в

«Список запрещенных книг» (1616 г.). Все это поставило деятельность

Галилея под удар, но он продолжал работать над

совершенствованием доказательств истинности теории Коперника. В этом

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.