Рефераты. Натурфилософия эпохи Возрождения






Натурфилософия эпохи Возрождения

Оглавление.

Введение……………………………………………………………….2

1.Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский

и принцип совпадения противоположностей……………………….3-6

2.Теория Николая Коперника……………………………………..….6-8

3. Бесконечная вселенная Джордано Бруно…………………………8-10

4. Механистическая картина мира Галилео Галилея………………10-17

Список использованной литературы……………………………...17

Введение.

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике,

политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и

развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства,

подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные

районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к

северу, завершившееся после падения Византии и великих географических

открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой

Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города.

Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство -

переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская

империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных

революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского

восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни,

процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость

становящихся капиталистических отношений, не могли не сказаться на

особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением

культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на

национальных языках и, в особенности, философии. Зародившись в городах

Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны.

Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для

распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и

тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению

новых научных течений, развитию радикально новых взглядов на мир, на

проблемы философии.

1.Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский

и принцип совпадения противоположностей.

Одним из характерных представителей ренессансной философии

был Николай Кузанский (1401-1464). Анализ его учения позволяет

особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой

трактовками бытия.

Николай Кузанский, как и большинство философов его времени,

ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил

учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия

единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое

характеризуется через противоположность «иному», не единому. Эта

характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим

единое многому, предел - беспредельному. Кузанский, разделяющий

принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и

заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает

характерный вывод: «единое есть все» - формула, звучащая пантеистически и

прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.

Эта формула неприемлема для христианского теизма, принципиально

отличающего творение ( «все» ) от творца (единого); но, что не

менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые

никогда не отождествляли единое со «всем». Вот тут и

появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии.

Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает

вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному.

Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, Кузанский

поэтому называет его «максимумом»; единое же - это «минимум». Николай

Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей

(coincidentia oppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать более

наглядным этот принцип, Кузанский обращается к математике, указывая,

что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается

в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр

становится тождественным окружности, более того - с окружностью

совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка

(минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то

же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон

бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким

образом, доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и

шар.

Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим

принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из

родоначальников новоевропейской диалектики. У Платона, одного из

крупнейших диалектиков античности, мы не находим учения о

совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой философии

характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи,

единого и беспредельного. Напротив, у Кузанского место единого теперь

занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно,

совмещение противоположностей - единого и беспредельного.

Проведенное, хотя и не всегда последовательно,

отождествление единого с бесконечным впоследствии повлекло за собой

перестройку принципов не только античной философии и средневековой

теологии, но и античной и средневековой науки - математики и астрономии.

Ту роль, какую у греков играло неделимое (единица), вносящее

меру, предел как в сущее в целом, так и в каждый род сущего, у

Кузанского выполняет бесконечное - теперь на него возложена функция

быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой,

то парадокс оказывается синонимом точного знания. И в самом деле, вот

что вытекает из принятых Кузанским предпосылок: «...если бы одна

бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а

другая - из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с

необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть

больше бесконечности». Как видим, перед лицом бесконечности всякие

конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и

любому другому числу.

В геометрии, как показывает Николай Кузанский, дело обстоит так

же, как и в арифметике. Различение рациональных и иррациональных

отношений, на котором держалась геометрия греков, Кузанский объявляет

имеющим значение только для низшей умственной способности - рассудка,

а не разума. Вся математика, включая арифметику, геометрию и

астрономию, есть, по убеждению Кузанского, продукт деятельности рассудка;

рассудок как раз и выражает своей основной принцип в виде запрета

противоречия, то есть запрета совмещать противоположности.

Николай Кузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности,

с тем, однако, различием, что Зенон видел в парадоксах орудие

разрушения ложного знания, а Кузанский - средство созидания знания

истинного. Правда, само это знание имеет особый характер - оно есть

«умудренное неведение».

Тезис о бесконечном как мере вносит преобразования и в астрономию.

Если в области арифметики и геометрии бесконечное как мера

превращает знание о конечных соотношениях в приблизительное, то в

астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще и принцип

относительности. И в самом деле: так как точное определение размеров и

формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к

бесконечности, то в нем не могут быть различены центр и окружность.

Рассуждение Кузанца помогает понять связь между философской

категорией единого и космологическим представлением древних о

наличии центра мира, а тем самым - о его конечности. Осуществленное им

отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса,

из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и

Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной

философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак

конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию,

«начало» и «конец». Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса -

это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и

конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы

замкнут.

2.Теория Николая Коперника.

Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет в

Кракове и до последних дней, проходит основная нить - великое дело

утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную

геоцентрическую систему Птолемея.

Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая

известна под русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперника

относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга не

была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого

предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.