мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и, вместе с тем,
характеризовались некоторыми общими чертами: они были ориентированы, прежде
всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию
устоявшегося образа жизни, господствовавшего часто на протяжении многих
столетий. Традиционные образцы поведения, аккумулирующие опыт предков,
рассматривались как высшая ценность. Виды деятельности, их средства и цели
менялись очень медленно, столетиями воспроизводились в качестве устойчивых
стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические
представления и канонизированные стили мышления, научной рациональности
противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность,
безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием.
В мировоззренческом аспекте в восточных культурах отсутствует
разделение мира на мир природы и социума, естественный и
сверхъестественный. Поэтому для восточного восприятия мира не характерно
разделение мира на «одно и другое», ему более присущ синкретический подход
«одно в другом» или «все во всем». Отсюда отрицание индивидуалистического
начала и ориентация на коллективизм. Автономия, свобода и достоинство
человеческой личности чужды духу восточной культуры. В восточных
мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен
либо космическим законом, либо Богом.
Восточная культура обладает значительным числом ярких, выдающихся
представителей. Среди них Ог Мандино – наиболее читаемый и плодовитый автор
в современной мировой духовной литературе. «Ты должен всегда оставаться
самим собой – в этом секрет счастливой жизни. Каждая живая душа обладает
различными талантами и способностями. Вглядись в растения и животных.
Родится ли хоть одно яблоко на кусте хлопка? Пытается ли лев летать? Так и
ты не пытайся перевоплотиться в другого человека. Господь благословил тебя
твоим собственным талантом. Используй его, каким бы он ни был. Нет
унизительных талантов и профессий. Никто в мире не заменит тебя».
Величайший успех в мире.
Я должен предупредить тебя в самом начале пути. Слова, что ты
прочтешь, способны положить конец твоей прежней жизни.
Давно было сказано, что бесполезная жизнь намного хуже ранней смерти.
Если годы твоей жизни с самого рождения, с первых ударов сердца, отравлены
неудачами и срывами, превратностями судьбы и падениями, поражениями и
жалостью к себе, то говорю тебе, ты должен немедленно покончить с жалким
существованием и начать перестраивать свою жизнь по новым законам, познать
новое существование, наполненное любовью, достоинством, достижениями и
умиротворением.
Именно говорю тебе, ты не только можешь, но ты должен это сделать!
Именно говорю тебе, ты не только можешь, но ты сделаешь это – при
условии, что примешь и используешь бесценное наследие, которым я делюсь с
тобой.
Меня зовут Иосиф.
О, почему я не рассказчик историй, прекрасно владеющий даром слова, а
всего лишь казначей, хранитель счетов и долговых расписок? Во всяком случае
пока я им остаюсь. А ведь мне, несмотря на мои многочисленные недостатки,
приходится записывать все, что я знаю о Закхее Бен Иешуа, и все это во имя
приходящих нам на смену поколений. Мне лишь остается скромно надеяться, что
они обратят это послание в свою пользу и быстрее встанут на путь новой
жизни. История Закхея, и, что важнее всего, дар, оставленный им
человечеству, не должен исчезнуть бесследно в глухих, равнодушных песках
времени вместе с теми из нас, кто знал, любил и научился многому у Закхея –
воистину необыкновенного создания Господа.
Закхей осиротел, когда ему еще не исполнилось и пяти лет.
В детстве он настрадался от насмешек над своей нескладной
фигурой – Закхей был маленького роста, с громадной головой, широкими
плечами и тонкими, короткими ногами.
Он никогда нигде не учился. Драгоценные годы юности Закхей провел в
тяжелом, от рассвета до заката, изнурительном труде – он возделывал почву и
собирал фрукты в обширных садах Ирода. И тем не менее, несмотря на свои
физические недостатки, он стал самым богатым человеком в Иерихоне,
владельцем половины всех земель, находящихся в полудне пути от города. Дом
его, окруженный высокими финиковыми пальмами, затмевал великолепием
(Приложение 4).
Далее рассмотрим отдельное восточное религиозное течение – индуизм.
В отличие от большинства религиозно-философских традиций индуизм не
имеет установленного исторического основателя. Эта религия, претерпевшая
значительные изменения в течение веков, произошла от религии первобытных
индоевропейцев (ариев) – наших отдаленных предков.
В индуизме почитается Высшее Существо – нечто вроде Бога, абсолютного
и безличного, стоящее выше всякого чувственного восприятия. Его зовут
Брахма. Вселенная берет от него начало, подобно тому, как воздух выделяется
при дыхании (Приложение 5, 6).
III.3. Россия – на стыке культур востока и запада. возможен ли самобытный
путь развития?
Перед философами и социологами уже давно стоит вопрос: как соотносится
в культуре России западное и восточное культурное наследие? Возможен ли и
необходим ли самобытный путь развития России? Ответы на эти вопросы
давались зачастую противоположные. На этой почве шел идейный спор различных
философско-идеологических направлений, концентрированное теоретическое
оформление которых состоялось в середине XIX века в виде идеологии
западничества и славянофильства. Западники, как уже упоминалось выше, не
стремились подчеркивать особенности российского культурного опыта и
считали, что Россия должна перенимать все лучшие достижения западной
культуры и образа жизни. Славянофилы отстаивали идею самобытности
Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью
русского народа православию. По их мнению, православие явилось источником
ряда важнейших особенностей «русской души», русской культуры, важнейшими из
которых являются глубокая религиозность, повышенная эмоциональность и
связанные с ней коллективистские ценности, приоритет коллективного начала
над индивидуальным, приверженность к самодержавию.
Одной из важнейших характеристик русской народной индивидуальности, по
мнению Бердяева, является ее глубокая поляризованность и противоречивость.
«Противоречивость и сложность русской души, - отмечает он, - может быть
связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два
потока мировой истории – Восток и Запад».
Большинство исследователей отмечают особую религиозность русского
народа.
Вера в Бога для русского человека неотделима от понятия молитвы.
Молитва – это дыхание души верующего, знамение его упования на Господа,
надежды на помощь Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. «Кто
любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву», -
говорит преподобный Силуан Афонский, подвижник еще не столь далекого от нас
XX столетья. Именно в молитве наши благочестивые предки выражали свою веру,
надежду и любовь к Богу. Прикоснуться к их опыту духовной жизни, ощутить
благодатность и действенность молитвы необходимо каждому православному
христианину.
«Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17) – учит нас великий проповедник
веры Христовой святой апостол Павел. Однако в наше время, ознаменованное
приходом многих и многих людей в спасительную ограду Церкви Божией,
различные обстоятельства современной жизни и прежде всего – практическая
утрата нашим обществом многовековых традиций церковного, семейного и
домашнего благочестия приводят к тому, что необходимость молитвы для
православного человека зачастую понимается приходящими к Церкви упрощенно,
формально или же вообще не находит своего воплощения в их жизни. Поэтому
одно из важных направлений церковной деятельности – помочь тем, кто
обращается к Богу, осознать важность молитвенного делания, обрести
первоначальный опыт, почувствовать духовную высоту и благодатную силу
молитвы.
Молитва есть благоговейное обращение ума и сердца к Богу, к Пресвятой
Богородице и к угодникам Божиим – святым, почитаемым нашей Церковью.
Молитва – это общение души человека с Богом, соприкосновение его с Небесным
миром. Как говорит Православный катехизис (изложение основ веры), верующий
в своей молитве должен «во-первых, прославлять Бога за Его Божественные
совершенства; во-вторых, благодарить Его за Его благодеяния; в-третьих,
просить Его о своих нуждах. Посему три главных рода молитвословий:
славословие, благодарение, прошение».
Храм, как место особого присутствия Бога, специально предназначен для
молитвы. Именно здесь, в церкви, Господь сугубо слышит наши молитвенные
воздыхания к Нему, наши прошения и обращения к Богу о помощи, о милосердии
и сострадании. Стоя в храме, необходимо насколько возможно внимательно
слушать чтение и пение, потому что посредством церковных молитв рождается
умиление, столь необходимое для истинной молитвы.
Богослужения, совершаемые в храме – время для особенно усердной
молитвы, так как здесь молитва христианина соединяется с обращением к Богу
всей Церкви.
Входя в храм, следует прежде всего троекратно совершить крестное
знамение перед его дверьми и во внутреннем помещении церкви.
Войдя в храм, после совершения крестного знамения следует приложиться
к иконе и поставить на подсвечник перед иконой свечи. Во имя Отца и Сына и
Святаго Духа. Аминь
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5