Рефераты. Национальные лики духовного






Национальные лики духовного

оглавление

Введение 3

I. Национальная принадлежность индивида как фактор формирования

национального характера. 5

II. Из истории становления духовности. 7

III. Современные лики духовного. 15

III.1. Западная традиция. 15

III.2. Восточная традиция. 18

III.3. Россия – на стыке культур востока и запада. возможен ли

самобытный путь развития? 21

Заключение 26

Приложения 27

Список литературы. 35

введение

Психический облик нации, или национальный лик духовного, является

важной философской категорией.

Н. А. Бердяев считал, что рациональное определение духовного

невозможно, - это безнадежное предприятие для разума; о духовном нельзя

выработать понятия, но можно лишь уловить признаки. Духовное на Земле

выразимо в любви, доброте, сострадании, справедливости, творчестве,

свободе, долге.

Цель данной работы – предоставить общий обзор духовного различных

культур.

Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества,

накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как

правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории

ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром

реальностей человеческой жизни.

Ценностные установки, представления, суждения (оценки) – составляют

необходимый элемент человеческой жизнедеятельности. Поскольку человеческая

деятельность и все отношения, возникающие в процессе ее, находятся в

постоянном развитии, диалектичны, то происходит непрерывный процесс

переоценки ценностей; человек вечно устремлен к поиску абсолютных

ценностей. Все это часто называют «работой души», духовной жизнью человека.

Устремленность человека к абсолютным, непреходящим ценностям – это поиск им

такого идеала, который мог бы стать интегрированной ценностью.

Вопрос о ценностях непрерывно связан с проблемой духовности, смысла

жизни, с проблемой идеала. Как писал Н. Бердяев, «духовность есть задача,

поставленная перед человеком в отношении к жизни». Духовность, по его

словам, сама есть высшая ценность.

Перед нами стоит задача рассмотреть основные ценности человечества:

. моральные;

. эстетические;

. религиозные.

Особое внимание уделим религиозным ценностям, которые занимают

отдельное место в иерархии человеческих целей и ценностей. В той или иной

степени к ним причастно большинство населения нашей планеты. Так было на

протяжении всей истории.

Религия – одна из самых величественных вещей, созданных человечеством.

Однако величие ее вовсе не в том, что это нечто неизбывное, лежащее в

основе человеческой жизни. Дело в другом. Глядя на исторический опыт, можно

сказать с уверенностью: все общества без Бога вымирали. Бог мог быть любым:

любящим или только справедливым, капризным или диким – главное, чтобы Он

был. Был бодрым и энергично собирал под свои знамена. Жил Бог – общество

жило и плодилось. Слабел Бог – слабела и народность. Римляне исчезли не

потому, что у них оказалась плохая экономика или они совершили политические

ошибки. Они исчезли тогда, когда исчез их Бог. Бог – это главный стержень,

который помогал и помогает выживать народам.

Сильный Бог нужен любому обществу так же, как сильная армия и полиция.

Это ужасно противные вещи, но без них люди жить не умеют.

Национальная принадлежность индивида как фактор формирования

национального характера.

Этнопсихология – наука, занимающаяся изучением различных этнических

групп. Традиция исследования психологии этнических групп восходит к работам

В. Вундта по «психологии народов», где «народ» интерпретировался именно как

этническая общность. Вундту же принадлежи и постановка вопроса о том, что

методом исследования психологии этнических групп должно быть исследование

мифов, обычаев и языка, поскольку эти же самые образования составляют и

структуру психологии этнических групп. После Вундта в западной психологии

возникло много новых подходов к изучению этой проблемы, главным среди

которых явился подход, развитый в рамках культурантропологии.

Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно

значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует

определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется

личность.

Наиболее разработанным вопросом оказался вопрос о психическом облике

наций. Как синоним «психическому складу наций» употребляются понятия

«национальный характер», «национальное самосознание», просто «национальная

психология».

В отечественной этнографической литературе имеется солидная попытка

упорядочить всю эту систему предлагаемых определений и дать ту канву, по

которой может быть, хотя бы на описательном уровне, проанализирована

психология этнических групп. В психологии этнических общностей различают

две стороны: 1) наиболее устойчивая часть – психический склад (куда

включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также

традиции и обычаи, и 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные,

или этнические чувства.

Основной сферой проявления национального характера является разного

рода деятельность, поэтому исследование национального характера возможно

при помощи изучения продуктов деятельности: наряду с исследованием обычаев

и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка.

Целый ряд явлений, усложняющих исследование специфики национального

характера, возникает и на уровне обыденного сознания, что порождено

процессом стереотипизации, свойственным всякому восприятию социальных

объектов и особенно проявляющимся при восприятии представителей другой

этнической группы. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием

этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к

определенной этнической группе. Присущая всякой группе психическая общность

выражается, как известно, в формировании определенного «мы-чувства». Для

этнических групп «мы-чувство» фиксирует осознание особенностей своей

собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом

часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений,

формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом

играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если эти

отношения в прошлом носили враждебный характер, такая же окраска

переносится и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем

и задается негативная установка. Образ, построенный в соответствии с этой

установкой, дает этнический стереотип.

II. из истории становления духовности.

Люди до сих пор всегда создавали себе ложные представления о себе

самих, о том, что они есть или чем они должны быть. Согласно своим

представлениям о Боге, о том, что является образцом человека, и т.д. они

строили свои отношения. Порождения их головы стали господствовать над ними.

Они, творцы, склонились перед своими творениями.

Вероятнее всего, понятие «суеверие» появилось позже понятия «примета».

Сначала были приметы. Ведь всецело завися от окружающего мира, человек

вынужден был с усиленным вниманием следить за разнообразными природными

проявлениями, подмечать события и их последовательность. Живое воображение

пыталось уловить между природными явлениями взаимную связь, искало в них

знамения грядущих перемен погоды, наступления засухи, холодов, стихийных

бедствий, голода, эпидемий, войн, политических переворотов. Не зная

естественных законов, человек не мог понять, почему известные причины

вызывают всегда известные последствия; он примечал только, что между

различными явлениями существует какая-то таинственная связь. Так родились

приметы. Крупнейший русский ученый А. Н. Афанасьев (1826 – 1871 гг.) писал:

«Приметы всегда указывают на какое-нибудь соотношение, большею частью уже

непонятное для народа, между двумя явлениями мира физического и

нравственного, из которых одно служит предвестием другого, непосредственно

за ни следующего, долженствующего сбыться в скором времени».

Приметы распадаются на два вида. Одни, выведенные из действительных

наблюдений, отражают реальную связь событий. Это научные приметы. В основе

других лежат пережитки различных верований. Это – суеверия. Провести между

ними четкую границу, раз и навсегда приняв одни и отбросив другие, нельзя.

Сложность заключается в том, что, как пишет А. Н. Афанасьев, «между этими

приметами, на которые наталкивали человека его верования и самый язык, и

приметами, порожденными знакомством с природой, таится самая тесная связь.

Древнейшее язычество состояло в обожании природы, и первые познания о ней

человека были вместе с его религией; поэтому действительные наблюдения

часто до того сливаются в народных приметах с мифическими воззрениями, что

довольно трудно определить, что именно следует «признать здесь за

первоначальный источник»».

Найти «первоначальный источник» каждой конкретной суеверной приметы и

в самом деле нелегко. Но ведь источник-то этот существует! Недаром суеверия

поразительно живучи: они сопутствуют человеку на протяжении всей его

многовековой истории. В книге «Взгляд на суеверия и предрассудки», изданной

в 1834 году, Поликарп Пузино писал: «Царство суеверия кажется бесконечным.

Столетия, как дни, мелькают и, падая в вечность, сокрушают все твердыни

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.