наслаждений и на их иллюзорный характер .Как только желание
достигнуто нами , снова возникает неудовлетворенность , и мы
вечно переходим от страдания к скуке и обратно через
кратковременные промежутки неполного удовлетворения . К этому
следует добавить всю ту массу зла , которую вносит в мир
несчастный случай , человеческие эгоизм , глупость и злоба .
Единственными оазисами в земном существовании служат философия
наука и искусство а так же сострадание другим живым существам
. Шопенгауэр в значительной степени смягчает свой пессимизм
указанием на моральное значение мира . По Шопенгауэру ,
распадение воли на множественность индивидуальных
существований – утверждение воли к жизни есть вина , и
искупление ее должно заключаться в обратном процессе – в
отрицании воли к жизни . В связи с этим у Шопенгауэра
своеобразное воззрение на половую любовь . В этом явлении
прослеживается метафизическая основа жизни Любовь есть
неудержимый инстинкт , могучее стихийное влечение к
продолжению рода . Влюбленный не имеет себе равного по безумию
в идеализации любимого существа , а между тем все это “военная
хитрость” гения рода , в руках которого любящий является
слепым орудием , игрушкою . Такой взгляд на любовь между
полами делает женщину главной виновницей зла в мире , ибо
через нее происходит постоянное новое и новое утверждение
воли к жизни . “ Узкоплечий , широкобедрый , низкорослый пол”
лишен всякой истинной оригинальности духа , женщины не
создали ничего истинно великого , они легкомысленны и
безнравственны . Благодаря их мотовству и стремлению к роскоши
, происходит 9/10 экономических бедствий человечества. В
конце концов Шопенгауэр смог сказать вместе с Пшибышевским ,
что женщина – это та веревка , на которой черти тащат души
грешников в ад . Итак , подтверждение воли к жизни ведет
человечество лишь к бедствиям , и только обратный процесс
отрицания воли к жизни ведет к облегчению . Кроме
философского познания , есть три стороны в жизни человека ,
смягчающие тягостность существования и содействующие
облегчению благодатного процесса искупления ,- это
эстетическое созерцание , мораль сострадания и аскетический
“квиетив воли”.
Эстетика Шопенгауэра . С раннего детства Шопенгауэр , имея
возможность путешествовать , мог развивать свой эстетический
вкус , а чувство красоты пробудилось в нем с особенной силой
при знакомстве с классическим миром .Сущность искусства
сводится к наслаждению безвольным созерцанием вечно
совершенных Архетипов-Идей и мировой воли – идей , поскольку
последние находят себе выражение в образах чувственной
красоты. Самые идеи вневременны и внепространственны , но
искусство , пробуждая в нас чувство красоты в прекрасных
образах , дает нам возможность прозревать сверхразумным
мистическим путем сокровенную сущность мира . Отдельные
искусства и их роды соответствуют преимущественно отображению
определенной ступени объективации мировой воли . Высоко ценя
трагическое в искусстве , Шопенгауэр отводит надлежащее место
и комическому , предлагая особую теорию смешного . В своей
эстетике Шопенгауэр ограничивается преимущественно указанием
метафизического содержания искусства , сравнительно меньше он
останавливается на формальных условиях красоты .
Этика Шопенгауэра . Кроме художественного прозрения в
сущность мира , есть еще другой путь к освобождению себя от
страданий , это – углубление в моральный смысл бытия .
Моральную проблему Шопенгауэр тесно связывает с вопросом о
свободе воли . Воля едина , но , как сказано , она включает в
себя мистическим образом множественность потенций объективации
в виде Идей и некоторую множественность “умопостигаемых
характеров” , численно равную числу человеческих индивидуумов
в опыте . Характер каждого человека в опыте строго подчинен
законам достаточного основания , строго детерминирован . Ему
свойственны следующие черты :
1) он прирожден , мы появляемся на свет , наследуя строго
определенный характер от отца и умственные способности
от матери .
2) он эмпиричен , т.е. по мере нашего развития мы
постепенно узнаем его и иногда против собственного
ожидания открываем в себе известные присущие нам черты
характера .
3) он постоянен . В своих существенных чертах характер
неизменно сопровождает человека от колыбели до могилы .
Поэтому нравственное воспитание , с точки зрения
Шопенгауэра , невозможно. Воля человека , как эмпирической
личности , строго детерминирована . Но та сторона воли ,
которая кроется в “умопостигаемом характере” человека и
пренадлежит воле как вещи в себе , внепричинна и свободна .
Шопенгауэр пишет : “Свобода - это такая мысль , которая , хотя
, мы ее и высказываем и отводим ей известное место , на самом
деле не может быть нами отчетливо мыслима . Следовательно ,
учение о свободе мистично”.
Человеческой деятельностью руководят три главных мотива :
злоба, эгоизм и сострадание , Из них только последний есть
мотив моральный. Признание сострадания единственным мотивом
моральной деятельности Шопенгауэр обосновывает психологически
и метафизически . Раз счастье – химера , то и эгоизм , как
стремление к призрачному благу не может быть моральным
двигателем. Раз мир лежит во зле и человеческая жизнь
преисполнена страданий , остается лишь стремиться к облегчению
этих страданий путем сострадания . Но и с метафизической точки
зрения сострадание есть единственный моральный мотив
поведения . В акте сострадания мы мистическим образом
прозреваем в единую сущность мира , в одну волю , лежащую в
основе призрачной множественности сознаний . С указанием на
сострадание , как на путь к отрицанию воли к жизни ,
Шопенгауэр соединяет проповедь аскезы. Аскеза , т.е.
пренебрежение всем , привязывающим нас к плотскому , земному ,
приводит человека к святости .
Значение философии Шопенгауэра .
Оно заключается не в том влиянии , которое Шопенгауэр
оказал на ближайших учеников и последователей своего
учения , как Фрауэнштедт , Дейссен , Майнлендер , Бильгарц и
другие . эти ученики были лишь полезными комментаторами
учения своего учителя . Огромное значение философии
Шопенгауэра заключается в ее влиянии на общий ход
философской мысли , на образование новых систем и
направлений . Новокантиантство в известной степени обязано
своим успехом философии Шопенгауэра : Либман находится
под влиянием Канта в шопенгауэровском освещении ( особенно
в вопросе об отношении интуиции к понятию ) . Гельмгольц
также является кантианцем в духе Шопенгауэра ( учение о
врожденности закона причинности , теории зрения ) , А. Ланге
подобно Шопенгауэру , сочетает в и непримиренной форме
материализм и идеализм . Из слияния шопенгауэровских идей с
другими мыслями зародились новые системы ; так ,
гегельянство , скомбинированное с шопенгауэровским учением
и другими элементами , породило “Философию
бессознательного” Гартмана , дарвинизм и шопенгауэровские
идеи вошли в состав философии Ницше , учение о”ценности
жизни” Дюринга выросло по контрасту из шопенгауэровского
пессимизма . Косвенным образом навеяны Шопенгауэровским
учением о наследственности исследования по этому вопросу
Рибо , учение Ломброзо о “ прирожденном преступнике” и
сенсационный памфлет о “ вырождении ” Нордау . Влияние
Шопенгауэра на Владимира Соловьева ( мораль в “ Критике
отвлеченных начал ” ) и Льва Толстого также несомненно.
Список литературы.
1. Артур Шопенгауэр, Мир как воля и представление.
2. Артур Шопенгауэр, Афоризмы житейской мудрости.
3. Философский словарь.
4. И. Лапшин Шопенгауэр .
Страницы: 1, 2, 3, 4