Рефераты. Мир как воля и представление






наслаждений и на их иллюзорный характер .Как только желание

достигнуто нами , снова возникает неудовлетворенность , и мы

вечно переходим от страдания к скуке и обратно через

кратковременные промежутки неполного удовлетворения . К этому

следует добавить всю ту массу зла , которую вносит в мир

несчастный случай , человеческие эгоизм , глупость и злоба .

Единственными оазисами в земном существовании служат философия

наука и искусство а так же сострадание другим живым существам

. Шопенгауэр в значительной степени смягчает свой пессимизм

указанием на моральное значение мира . По Шопенгауэру ,

распадение воли на множественность индивидуальных

существований – утверждение воли к жизни есть вина , и

искупление ее должно заключаться в обратном процессе – в

отрицании воли к жизни . В связи с этим у Шопенгауэра

своеобразное воззрение на половую любовь . В этом явлении

прослеживается метафизическая основа жизни Любовь есть

неудержимый инстинкт , могучее стихийное влечение к

продолжению рода . Влюбленный не имеет себе равного по безумию

в идеализации любимого существа , а между тем все это “военная

хитрость” гения рода , в руках которого любящий является

слепым орудием , игрушкою . Такой взгляд на любовь между

полами делает женщину главной виновницей зла в мире , ибо

через нее происходит постоянное новое и новое утверждение

воли к жизни . “ Узкоплечий , широкобедрый , низкорослый пол”

лишен всякой истинной оригинальности духа , женщины не

создали ничего истинно великого , они легкомысленны и

безнравственны . Благодаря их мотовству и стремлению к роскоши

, происходит 9/10 экономических бедствий человечества. В

конце концов Шопенгауэр смог сказать вместе с Пшибышевским ,

что женщина – это та веревка , на которой черти тащат души

грешников в ад . Итак , подтверждение воли к жизни ведет

человечество лишь к бедствиям , и только обратный процесс

отрицания воли к жизни ведет к облегчению . Кроме

философского познания , есть три стороны в жизни человека ,

смягчающие тягостность существования и содействующие

облегчению благодатного процесса искупления ,- это

эстетическое созерцание , мораль сострадания и аскетический

“квиетив воли”.

Эстетика Шопенгауэра . С раннего детства Шопенгауэр , имея

возможность путешествовать , мог развивать свой эстетический

вкус , а чувство красоты пробудилось в нем с особенной силой

при знакомстве с классическим миром .Сущность искусства

сводится к наслаждению безвольным созерцанием вечно

совершенных Архетипов-Идей и мировой воли – идей , поскольку

последние находят себе выражение в образах чувственной

красоты. Самые идеи вневременны и внепространственны , но

искусство , пробуждая в нас чувство красоты в прекрасных

образах , дает нам возможность прозревать сверхразумным

мистическим путем сокровенную сущность мира . Отдельные

искусства и их роды соответствуют преимущественно отображению

определенной ступени объективации мировой воли . Высоко ценя

трагическое в искусстве , Шопенгауэр отводит надлежащее место

и комическому , предлагая особую теорию смешного . В своей

эстетике Шопенгауэр ограничивается преимущественно указанием

метафизического содержания искусства , сравнительно меньше он

останавливается на формальных условиях красоты .

Этика Шопенгауэра . Кроме художественного прозрения в

сущность мира , есть еще другой путь к освобождению себя от

страданий , это – углубление в моральный смысл бытия .

Моральную проблему Шопенгауэр тесно связывает с вопросом о

свободе воли . Воля едина , но , как сказано , она включает в

себя мистическим образом множественность потенций объективации

в виде Идей и некоторую множественность “умопостигаемых

характеров” , численно равную числу человеческих индивидуумов

в опыте . Характер каждого человека в опыте строго подчинен

законам достаточного основания , строго детерминирован . Ему

свойственны следующие черты :

1) он прирожден , мы появляемся на свет , наследуя строго

определенный характер от отца и умственные способности

от матери .

2) он эмпиричен , т.е. по мере нашего развития мы

постепенно узнаем его и иногда против собственного

ожидания открываем в себе известные присущие нам черты

характера .

3) он постоянен . В своих существенных чертах характер

неизменно сопровождает человека от колыбели до могилы .

Поэтому нравственное воспитание , с точки зрения

Шопенгауэра , невозможно. Воля человека , как эмпирической

личности , строго детерминирована . Но та сторона воли ,

которая кроется в “умопостигаемом характере” человека и

пренадлежит воле как вещи в себе , внепричинна и свободна .

Шопенгауэр пишет : “Свобода - это такая мысль , которая , хотя

, мы ее и высказываем и отводим ей известное место , на самом

деле не может быть нами отчетливо мыслима . Следовательно ,

учение о свободе мистично”.

Человеческой деятельностью руководят три главных мотива :

злоба, эгоизм и сострадание , Из них только последний есть

мотив моральный. Признание сострадания единственным мотивом

моральной деятельности Шопенгауэр обосновывает психологически

и метафизически . Раз счастье – химера , то и эгоизм , как

стремление к призрачному благу не может быть моральным

двигателем. Раз мир лежит во зле и человеческая жизнь

преисполнена страданий , остается лишь стремиться к облегчению

этих страданий путем сострадания . Но и с метафизической точки

зрения сострадание есть единственный моральный мотив

поведения . В акте сострадания мы мистическим образом

прозреваем в единую сущность мира , в одну волю , лежащую в

основе призрачной множественности сознаний . С указанием на

сострадание , как на путь к отрицанию воли к жизни ,

Шопенгауэр соединяет проповедь аскезы. Аскеза , т.е.

пренебрежение всем , привязывающим нас к плотскому , земному ,

приводит человека к святости .

Значение философии Шопенгауэра .

Оно заключается не в том влиянии , которое Шопенгауэр

оказал на ближайших учеников и последователей своего

учения , как Фрауэнштедт , Дейссен , Майнлендер , Бильгарц и

другие . эти ученики были лишь полезными комментаторами

учения своего учителя . Огромное значение философии

Шопенгауэра заключается в ее влиянии на общий ход

философской мысли , на образование новых систем и

направлений . Новокантиантство в известной степени обязано

своим успехом философии Шопенгауэра : Либман находится

под влиянием Канта в шопенгауэровском освещении ( особенно

в вопросе об отношении интуиции к понятию ) . Гельмгольц

также является кантианцем в духе Шопенгауэра ( учение о

врожденности закона причинности , теории зрения ) , А. Ланге

подобно Шопенгауэру , сочетает в и непримиренной форме

материализм и идеализм . Из слияния шопенгауэровских идей с

другими мыслями зародились новые системы ; так ,

гегельянство , скомбинированное с шопенгауэровским учением

и другими элементами , породило “Философию

бессознательного” Гартмана , дарвинизм и шопенгауэровские

идеи вошли в состав философии Ницше , учение о”ценности

жизни” Дюринга выросло по контрасту из шопенгауэровского

пессимизма . Косвенным образом навеяны Шопенгауэровским

учением о наследственности исследования по этому вопросу

Рибо , учение Ломброзо о “ прирожденном преступнике” и

сенсационный памфлет о “ вырождении ” Нордау . Влияние

Шопенгауэра на Владимира Соловьева ( мораль в “ Критике

отвлеченных начал ” ) и Льва Толстого также несомненно.

Список литературы.

1. Артур Шопенгауэр, Мир как воля и представление.

2. Артур Шопенгауэр, Афоризмы житейской мудрости.

3. Философский словарь.

4. И. Лапшин Шопенгауэр .

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.