Рефераты. Мир как воля и представление






жизни и в то же время полною неудовлетворенностью ее

содержанием , - вот что было источником личной трагедии

Шопенгауэра . Что же касается второго вопроса о монизме

Шопенгауэра , то эта черта его системы представляет

логически необходимое следствие его радикального

идеализма . Впрочем Шопенгауэр вводит в понятие единой

воли множественность потенций или Идей , в частности

множественность “умопостигаемых характеров” , равных по

числу множественности человеческих сознаний .

Теория познания Шопенгауэра . Шопенгауэр анализирует “

закон достаточного основания ” , где появляется неясность

в смешении логического основания и фактической причины .

Чтобы устранить эти неясности , надо прежде всего

указать на ту коренную особенность нашего сознания ,

которою определяются главные разновидности закона

достаточного основания . Это свойство сознания ,

образующее “корень закона достаточного основания ” , есть

неотделимость субъекта от объекта и объекта от субъекта

: “Все наши представления суть объекты субъекта и все

объекты субъекта суть наши представления . Отсюда

вытекает что все наши представления находятся между собою

в закономерной связи , которую можно определить a priori

в том , что касается формы ; в силу этой связи ничто

изолированное и независимое , одиноко , особняком стоящее

не может стать нашим объектом” . Из корня разветвляются

четыре вида закона достаточного основания .

1) Закон достаточного основания “бывания”.

2) Закон достаточного основания познания .

3) Закон достаточного основания бытия .

4) Четвертый вид закона достаточного основания есть

закон мотивации .

Метафизика Шопенгауэра . К только что изложенному учению

Шопенгауэра примыкает его метафизическое воззрение на волю

как сущность бытия . В 1813 году , когда Шопенгауэр

заканчивал свою первую работу , его отношение к “ вещи в

себе” вообще было сдержанным : он говорит о “

подозрительном” понятии “вещи в себе” и указывает на его

противоречивый характер . В книге “Мир как воля и

представление” оказывается , что этому понятию соответствует

некоторое положительное содержание , Но , признавши

причинность субъективной функцией интеллекта , невозможно

без противоречия самому себе признать познаваемость вещи в

себе , ибо в таком случае пришлось бы допустить причинное

воздействие ее на познающий субъект , т.е. перенести

закон причинности за пределы сознания . Шопенгауэр ,

однако , полагает , что он избег упрека в свой адрес , ибо

, по его мнению , мы постигаем существование и природу вещи

в себе алогистическим , интуитивным , непосредственным ,

мистическим путем . Для нашего интеллекта дан лишь мир-

представление , но непосредственное чувство , сопровождающее

“неясное разграничение субъекта и объекта” , внутренним

путем вводит нас в сущность всякого бытия , в волю . Наше

тело знакомит нас и с физическими , и с психическими

переменами : в движениях его нам нередко дана причинность

в форме и бывания , и мотивации . Вот тут-то в актах ,

совершаемых нами одновременно по механической причинности и

по мотивам анм непосредственно становится очевидным , что

общим корнем и физического , и психического является

мировая воля . Очевидность эта есть самоочевидность – она

не нуждается в логическом обосновании , тем не менее

бесчисленное множество фактов , вся структура мира-

представления убедительно говорит нашему чувству , что это

так . Какими же чертами характеризуется мировая воля ?

1) Она алогистична : ей чужды наши законы достаточного

основания : пространство , время , причинность и

подчиненность законам мысли . Ее независимость от

законов мысли делает понятным , почему противоречивость

этого понятия ( воли –вещи в себе )не должна нас смущать

.

2) Она бессознательна : раз сознание есть условие

существования мира-представления , воля , как

потусторонняя сущность мира , должна быть чем-то

лежащим вне условий сознания , чем-то бессознательным .

3) Она едина : раз принципы индивидуальности ( пространство

и время ) неприложимы к сущности явлений , последняя

должна быть единой .

4) К ней , строго говоря , неприложимы и понятия и

духовного , и материального – она представляет нечто

возвышающееся над этими противоположностями , не

поддающийся логически точному определению в области

понятий : слепой стихийный побуд , движение и в то же

время стремление к жизни , к бытию в индивидуальных

чувственных формах .

Титаническая борьба сил в неорганической природе , вечное

зарождение новой жизни , жадное , непрерывное , безмерно-

изобильное в природе ( гибель бесчисленного множества

зародышей ) – все это свидетельствует о непрестанном

распадении ил воплощении единой воли в множестве

индивидуальностей . Хотя мировая воля едина , но мире-

представлении ее воплощения образуют рад ступеней объективации

. Низшей ступенью объективации является костная материя :

тяжесть , толчок , движение и т.д. представляют аналог

влечениям – в основе их , как внутреннее ядро так называемых

материальных явлений , лежит воля , единая сущность мира .

Органические формы растительные и животные возникли из низших

видов материи , но их происхождение не сводимо к физико-

химическим процессам : вся природа образует устойчивую

иерархию сущностей ; этим ступеням воплощения воли

соответствует мир неподвижных образцов для воплощения воли ,

мир Идей в платоновском смысле слова . Этот мир Идей

является как бы третьею промежуточной областью между единою

мировою волею и миром-представлением . Шопенгауэр был

трансформистом , т.е. предполагал происхождение высших

животных форм из низших , а последних из костной материи .

Сознание появилось в мире только с появлением животных , Его

нет у минералов , у растений есть лишь квази-сознание ,

лишенное познания. Как объяснить существование

досознательного бытия ? Шопенгауэр дает следующий ответ :

“Предшествовавшие всякой жизни на земле геологические

перевороты не существовали ни в чьем сознании , ни в

собственном , которого у них нет , ни в чужом , ибо его тогда

не было”. Так же он горит : “Оно ( объективное существование )

в сущности гипотетично, т.е. если бы в то первоисконное

время существовало сознание , то в нем изображались бы такие

процессы. К этому приводит казуальный регресс явлений ,

следовательно в вещи в себе заключалась необходимость

изображаться в таких процессах”.Значит , вся эволюция

досознательного мира обладает эмпирической реальность. В

человеческих индивидуумах воля находит себе окончательное и

полное воплощение :не человечеству , как роду , но каждому

человеку соответствует особая идея или потенция в мировой воле

; следовательно в человеке воля индивидуализируется во

множественности единичных “умопостигаемых характеров”. Самое

первичное , исконное , коренное в человеке – то , чем

характеризуется его сущность, это – воля ( чувствования и

страсти Шопенгауэр включает в понятие воли , в

противоположность познавательным процессам ). Интеллект –

другая основная психическая способность – играет по

отношению к воле служебную роль . Нами постоянно руководит

воля – она всячески влияет на интеллект , когда он расходится

с ее стремлениями . Господство воли над интеллектом и ее

вечная неудовлетворенность являются источником того , что

жизнь человека есть непрерывный ряд страданий . Важнейшие его

доводы сводятся к указанию на непрочность , мимолетность

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.