Рефераты. Методологическая функция философии в научном познании






«диссипативные структуры» и др. Синергетические понятия тесно связаны и

переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких как «бытие»,

«развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и

др.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего

«промежуточного характера», они опосредствуют взаимопереход философского и

частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что

первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе.

Поэтому попытки сразу, «в упор» выразить специально-научное содержание на

языке философских категорий бывает, как правило, неконструктивным и

малоэффективным.

3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания,

исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке,

соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы

механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной

научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на

стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс

дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные

методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда

синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания

элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на

стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации

комплексных научных программ.

Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному,

даже «очень важному методу». Ученый никогда не должен полагаться на какое-

то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего

мышления одной единственной философией. Методология не есть также простая

сумма отдельных методов, их «механическое единство». Методология – сложная,

динамическая, целостная, субординированная система способов, приёмов,

принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических

возможностей, содержаний, структур и т.д.

2 Взаимосвязь философии и частных наук

Решение вопроса о соотношении философских и частных наук можно свести

к двум основным моделям (типам): а) абсолютизация одной из этих сторон

(метафизический подход); б) взаимосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон

(диалектический подход).

Характеризуя первый тип, следует выделить две главные его формы:

спекулятивное (лат. – наблюдаю, созерцаю) умозрение и позитивизм (лат. –

положительный).

Если рассматривать вопрос о соотношении философии и науки

диалектически, то наиболее характерными здесь являются: а) диалектически-

идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель); б) диалектико-

материалистический подход (Энгельс и последующее развитие этого подхода).

Говоря о необходимости союза философии и частных наук, Гегель писал,

что необходимо, чтобы философия согласовывалась с действительностью и

опытом – это «пробный камень» истинности философского учения. «Возбужденное

опытом, как раздражителем» мышление затем поднимается в свою «чистую

стихию», развивается из себя.

Диалектика как Логика и теория познания, согласно Гегелю, не

отбрасывает в сторону эмпирическое содержание частных наук, а признаёт его,

пользуется им и делает его своим собственным содержанием. Она также

признаёт всеобщее в этих науках, законы, принципы и т.п., но она вводит в

эти категории другие – философские – категории и удерживает их. Различие,

таким образом, состоит лишь в этом изменении категорий. Отсюда Гегель

делает свой знаменитый вывод о том, что «всякая наука есть прикладная

логика».

Общий механизм взаимосвязи философии и частных наук, состоит в

следующем: «…философия своим развитием обязана опыту. Эмпирические науки, с

одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а,

двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал:

отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают, таким

образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в

философию. С другой стороны, они понуждают само мышление перейти к этим

конкретным определениям» [5, с. 98].

Открытия сделанные в этом направлении показывают, что всё в природе

совершается диалектически, а не метафизически [6].

Оригинальные и интересные идеи о соотношении науки и философских

учений высказал выдающийся естествоиспытатель и мыслитель

В.И. Вернадский [6, с. 195]. Выделим основные из них:

1. Положение философии в структуре культуры очень своеобразно. Она

неразрывно и многообразно связана с религиозной, социально-

политической и научной жизнью; существует все растущий диапазон

её понимания.

2. Можно быть хорошим философом без всякой ученой подготовки.

Наряду с этим философии можно и нужно учиться, но нельзя с

помощью только учения сделаться философом.

3. Факт, против которого спорить не приходиться, состоит в том, что

одновременно сосуществуют многие различные, независимые и

разнообразные, сходные и несходные, противоречащие философские

системы и концепции, и что выбор между ними на основе истинности

одной из них не может быть логически сделан. Сила философии – в

её разнородности и в большом диапазоне этой разнородности.

Поэтому не может быть и речи о согласовании философских

концепций и о нахождении какого-нибудь единого, общего,

всеобнимающего представления.

4. В основе философии лежит примат человеческого разума, философия

всегда рационалистична. Размышление и углублённое проникновение

в аппарат размышления – в разум, неизбежно входят в философскую

работу. Для философии разум есть верховный судья, законы разума

определяют её суждения. Это есть верховное начало знания.

5. Глубочайший анализ разума – эта основная база философии – не

может служить мерилом современного научного знания, так как оно

в своём научном аппарате, неизбежно захватывающем будущее

ноосферы (сферы разума), имеет научную эмпирическую базу,

значительно более мощную и прочную, чем указанная база

философии.

6. Учёный не может не считаться с работой философа, должен

критически использовать его достижения, но не может придавать ей

того же значения, какое он придаёт основной части своего

специального знания – анализу фактов, эмпирическим обобщениям,

научным гипотезам и теориям и т.п.

7. Наука и философия находятся непрерывно в теснейшем контакте, так

как в известной части касаются одного и того же объекта

исследования – внешней им реальности. Граница между философией и

наукой – по объектам их исследований – исчезает, когда дело идет

об общих вопросах естествознания («философия науки»).

8. Современная философская мысль Запада пока слабо отразила

вхождение в научную западную мысль чуждой ей философии Востока,

великих живых восточных философских построений.

3 Функции философии в научном познании

Как подведение итога всему сказанному выше, в этом параграфе будут

рассмотрены функции философии в научном познании.

1. Философия разрабатывает определённые «модели» реальности, сквозь

«призму» которых учёный смотрит на свой предмет исследования

(онтологический аспект). Философия даёт наиболее общую картину мира в его

универсально-объективных характеристиках, представляет материальную

действительность в единстве всех её атрибутов, форм движения и

фундаментальных законов. Эта целостная система представлений об общих

свойствах и закономерностях реального мира формируется в результате

обобщения и синтеза основных частно- и общенаучных понятий и принципов.

Такая философская картина мира (в отличие от религиозной,

мифологической и т.п.) служит предпосылкой и условием для разработки

физической, биологической и других картин мира в качестве универсальной

онтологической установки.

Иначе говоря, философия даёт общее видение мира, на основе которого

строятся видения частнонаучного характера как элементы более широкого

целого – философского осмысления реальности. Именно оно позволяет увидеть

место и роль частнонаучных представлений, «прописать» их в качестве

необходимых моментов, сторон общей картины мира.

Философия дает общее видение мира не только в том виде, каким он был

прежде (прошлое) и каков он теперь (настоящее). Философия, осуществляя свою

познавательную работу, всегда предлагает человечеству некоторые возможные

варианты его жизненного мира. В этом смысле она обладает прогностическими

функциями. Таким образом, важнейшее предназначение философии в культуре –

понять не только каков в своих глубинных структурах и основаниях наличный

человеческий мир, но каким он может и должен быть. При этом категориальные

структуры философии обеспечивают новое видение как объектов, преобразуемых

в человеческой деятельности, так и самого субъекта деятельности, его

ценностей и целей [3]. Сегодня говорить о чисто объективной картине мира,

не учитывая места субъекта в нём, невозможно.

2. Философия «вооружает» исследователя знанием общих закономерностей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.