Рефераты. Методологическая функция философии в научном познании






изучения природы, соединение математического метода с экспериментом и

формирование теоретического естествознания).

Античная философия продемонстрировала, как можно планомерно

развертывать представление о различных типах объектов (часто необычных с

точки зрения наличного опыта) и способах их мысленного освоения. Она дала

образцы построения знаний о таких объектах. Это поиск единого основания

(первоначал и причин) и выведение из него следствий (необходимое условие

теоретической организации знаний). Эти образцы оказали бесспорное влияние

на становление теоретического слоя исследований в античной математике.

В противоположность восточным обществам, греческий полис принимал

социально значимые решения, пропуская их через фильтр конкурирующих

предложений и мнений на народном собрании. Преимущество одного мнения перед

другим выявлялось через доказательство, в ходе которого ссылки на

авторитет, особое социальное положение индивида, предлагающего предписание

для будущей деятельности, не считались серьезной аргументацией. Диалог

велся между равноправными гражданами, и единственным критерием была

обоснованность предлагаемого норматива. Этот сложившийся в культуре идеал

обоснованного мнения был перенесен античной философией и на научные знания.

Именно в греческой математике мы встречаем изложение знаний в виде теорем:

"дано - требуется доказать - доказательство".

Характерно, что разработка в античной философии методов постижения и

развертывания истины (диалектики и логики) протекала как отражение мира

сквозь призму социальной практики полиса. Первые шаги к осознанию и

развитию диалектики как метода были связаны с анализом столкновения в споре

противоположных мнений (типичная ситуация выработки нормативов деятельности

на народном собрании). Что же касается логики, то ее разработка в античной

философии началась с поиска критериев правильного рассуждения в ораторском

искусстве и выработанные здесь нормативы логического следования были затем

применены к научному рассуждению.

Сформировав средства для перехода к собственно науке, античная

цивилизация дала первый образец конкретно-научной теории – Евклидову

геометрию [4]. Однако она не смогла развить теоретического естествознания и

его технологических применений. Античная наука не смогла открыть для себя

экспериментального метода и использовать его для постижения природы.

Идея экспериментального исследования неявно предполагала наличие в

культуре особых представлений о природе, о деятельности и познающем

субъекте, представлений, которые не были свойственны античной культуре, но

сформировались значительно позднее, в культуре Нового времени. Идея

экспериментального исследования полагала субъекта в качестве активного

начала, противостоящего природной материи, изменяющего ее вещи путем

силового давления на них. Природный объект познается в эксперименте потому,

что он поставлен в искусственно вызванные условия и только благодаря этому

проявляет для субъекта свои невидимые сущностные связи. Недаром в эпоху

становления науки Нового времени в европейской культуре бытовало широко

распространенное сравнение эксперимента с пыткой природы, посредством

которой исследователь должен выведать у природы ее сокровенные тайны.

Создается новая система ценностных ориентаций, которая начинает

просматриваться уже в культуре Возрождения. С одной стороны, утверждается,

в противовес средневековому мировоззрению, новая система гуманистических

идей, связанная с концепцией человека как активно противостоящего природе в

качестве мыслящего и деятельного начала. С другой стороны, утверждается

интерес к познанию природы, которая рассматривается как поле приложения

человеческих сил. Именно это новое отношение к природе было закреплено в

категории "natura", что послужило предпосылкой для выработки принципиально

нового способа познания мира: возникает идея о возможности ставить природе

теоретические вопросы и получать на них ответы путем активного

преобразования природных объектов.

Новые смыслы категории "природа" были связаны с формированием новых

смыслов категорий "пространство" и "время", что также было необходимо для

становления метода эксперимента. Средневековые представления о пространстве

как качественной системе мест и о времени как последовательности

качественно отличных друг от друга временных моментов, наполненных скрытым

символическим смыслом, были препятствием на этом пути. В средневековой

культуре человек не мыслил пространство и время как однородные, а полагал,

что различные пространственные места и различные моменты времени обладают

разной природой, имеют разный смысл и значение.

Такое понимание пронизывало все сферы средневековой культуры. В

частности, в науке этой эпохи она нашла свое выражение в представлениях о

качественном различии пространства земного и небесного. В мировоззренческих

смыслах средневековой культуры небесное всегда отождествлялось со "святым"

и "духовным", а земное с "телесным" и "греховным". Считалось, что движения

небесных и земных тел имеют принципиальное различие, поскольку эти тела

принадлежат к принципиально разным пространственным сферам.

Радикальная трансформация всех этих представлений началась уже в эпоху

Возрождения. Показательно, что новые представления о пространстве возникали

и развивались в эпоху Возрождения в самых разных областях культуры: в

философии (концепция бесконечности пространства Вселенной у Д. Бруно), в

науке (система Коперника, которая рассматривала Землю как планету,

вращающуюся вокруг Солнца, и тем самым уже стирала резкую грань между

земной и небесной сферами), в области изобразительных искусств, где

возникает концепция живописи как "окна в мир" и где доминирующей формой

пространственной организации изображаемого становится линейная перспектива

однородного евклидова пространства.

Все эти представления, сформировавшиеся в культуре Ренессанса,

утверждали идею однородности пространства и времени, и тем самым создавали

предпосылки для утверждения метода эксперимента и соединения теоретического

(математического) описания природы с ее экспериментальным изучением. Они во

многом подготовили переворот в науке, осуществленный в эпоху Галилея и

Ньютона и завершившийся созданием механики как первой естественнонаучной

теории.

Теоретическое естествознание, возникшее в эту историческую эпоху,

завершило долгий процесс становления науки в собственном смысле этого

слова. Превратившись в одну из важнейших ценностей цивилизации, наука

сформировала внутренние механизмы порождения знаний, которые обеспечили ей

систематические прорывы в новые предметные области. В свою очередь, эти

прорывы в принципе открывают новые возможности для приложения научных

знаний в различных сферах человеческой деятельности.

Для перехода к собственно научной стадии необходим был особый способ

мышления (видения мира), который допускал бы взгляд на существующие

ситуации бытия, включая ситуации социального общения и деятельности, как на

одно из возможных проявлений сущности (законов) мира, которая способна

реализоваться в различных формах, в том числе весьма отличных от уже

осуществившихся.

Естественные, технические и гуманитарные науки формируются на основе

общего научного прототипа – античного научного мышления. В свою очередь,

этот прототип сложился на культурной почве оперативного и анимистическо-

мифологического мышления. Для научного мышления характерны: возможность

автономного развертывания (получение одних знаний на основе других);

отображение (описание) отношений и знаний, полученных в оперативном

мышлении; наличие самоорганизации (правил и норм), позволяющей отображать

эмпирические знания и отношения, не впадая при этом в противоречия и другие

затруднения, и, наконец, особая реальность. Реальность научного мышления

складывается при объективации применительно к человеческим способностям

процедур и отношений научной деятельности.

Естественные и технические науки сложились в рамках античного научного

прототипа при возникновении и удовлетворении дополнительных требований к

характеру употребления научных знаний (их нужно было использовать в

инженерии для создания машин и механизмов). Гуманитарные науки также

формировались в рамках научного прототипа и в оппозиции к естественным

наукам. Здесь нужно было удовлетворить другое требование – учесть особую

природу объекта изучения (духовные и гуманитарные явления).

Для естественных, технических и гуманитарных наук специфичным является

не способ построения теории (хотя определённые особенности здесь имеются),

а отношение к изучаемому объекту, особенности эмпирического слоя и разное

употребление научных знаний. Знания естественных и технических наук

ориентированы на использование их в технике, инженерии и проектировании, а

гуманитарных – в нескольких разных областях (педагогике, критике,

самоорганизации личности, общении и т.д.). В естественных и технических

науках ставится задача так описать функционирование изучаемого объекта,

чтобы было возможным при изменении определенных параметров этого объекта

предсказать его поведение. В гуманитарных науках, описывая функционирование

изучаемого объекта, исследователь реализует тот способ подхода и понимания

объекта, который для него значим, который и определяет характер самого

исследования.

Развитие науки предполагает, с одной стороны, революционные сдвиги и

обновления, с другой – преемственность, эволюцию, возвращение к прототипам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.