Рефераты. Материально-экономическая сфера общества






только в экономической сфере: артисты, воины, политики также могут весьма

успешно пользоваться предприимчивостью в своих сферах. Предприниматель, как

уже говорилось, пользуется предприимчивостью в экономической сфере, то есть

он пытается инициировать и закрепить ту или иную форму добычи блага в сфере

производства или обмена.

В той мере. В которой предпринимателю удается закрепить эту форму, его

можно также считать инициатором и строителем цивилизации.

Мы можем определить предпринимательство как деятельность, которая на

основе риска инициирует, на основе предприимчивости организовывает, на

основе ответственности стабилизирует и на основе личной заинтересованности

развивает ту или иную форму добычи материальных либо духовных благ в сфере

производства или обмена.

Предприниматель на свой страх и риск начинает какое-либо дело – сам же

организую для этого других людей. Чтобы дело приносило искомые блага,

оправдывающие вложенную в него энергию, чтобы оно приносило систематическую

прибыль, предприниматель старается превратить свое предприятие из авантюры

в элемент цивилизации. Имея же личную заинтересованность в получении

излишков получаемых благ (доход), предприниматель стремиться постоянно

расширять свое дело, вкладывать в него все новые ресурсы и развивать его во

все новых формах. Итак, цивилизационный подход к предпринимательству

означает рассмотрение не только самого феномена предпринимательства в

максимально широком контексте, но и определение предпринимательства как

главной созидательной основы всякой цивилизации. Именно

предпринимательство, а не политика, религия, искусство или право являются

такой строительной силой. Религия побуждает людей к строительству

цивилизаций и задает границы этого строительства; политика создает аппарат

концентрации и распределения разрозненных сил народа ради укрепления и

развития цивилизации; искусство развивает навыки строительства цивилизации

и демонстрирует пределы ее достижений как в позитивном, так и в негативном

плане; право фиксирует систему отношений строителями цивилизации; и лишь

предпринимательство есть сама деятельность, непосредственно ускоряющая

цивилизацию, физически делающая ее. Обычный труд крестьянина или

ремесленника не может считаться такой деятельностью, поскольку сам по себе

этот труд есть лишь в достаточной мере стереотипное существование навыков

выживания, тогда как для строительства цивилизации необходима инициатива

разных людей на совершенно новое дело, результат которого еще не известен.

Что же заставляет людей заниматься предпринимательством? Причины,

вынуждающие людей на столь рискованное занятие, могут быть внешними и

внутренними. К внешним причинам относятся определенные условия жизни

конкретного общества; к внутренним причинам относятся определенные

особенности склада личности конкретного индивида. Существует особый вид

обществ, в которых возникает тяга к предпринимательству, и особый тип

людей, отличающихся склонностью к предпринимательству.

Внешняя причина предпринимательства всегда находится в экономической

сфере, она коренится в экономических условиях существования человека.

Предпринимательство становится необходимым тогда, когда для целой группы

людей добывание жизненно необходимых продуктов сопряжено с риском. Риск

основывается на том, что люди не могут получить продукты труда без

предварительного вложения собственных средств в их производство или обмен.

Если воин или преступник, которые также рискуют, пытаясь получить продукты

труда силой, ничего не вкладывают в производство или обмен добываемых

продуктов, но лишь противопоставляют свою силу силе тех, кто уже

распоряжается этими продуктами, то предприниматель как бы осуществляет их

предоплату. Для того чтобы вложить средства (ресурсы) в производство или

обмен продуктов труда, предприниматель должен либо предварительно накопить

их (вне предпринимательства), либо занять.

Предпринимательство есть разновидность экономической активности, а

экономическая активность стимулируется потребностями в продуктах труда, в

том, что недоступно человеку непосредственно (во внутренней или во внешней

природе).

Труд есть первая форма экономической активности, связанная с

созданием, получением, добычей благ, которые нельзя получить

непосредственно. Продукты труда необходимы человеку для поддержания его

жизни (пища и жилье), но далеко не только для этого. Поскольку труд может

производить предметы роскоши, без которых человек в принципе не может

обойтись, продукты труда необходимы для поддержания жизни на определенном

уровне. Заинтересованность в различных продуктах труда зависит от уровня

притязаний человека, который растет с расширением возможностей получения

тех или иных благ. Сами возможности зависят от развития производства и

обмена. Человек, в лучшем случае, в состоянии обеспечить себя только

жизненно необходимыми продуктами труда, а для того чтобы удовлетворять свои

притязания на предметы роскоши, он должен участвовать в обмене. Таким

образом, наличие отношений обмена является необходимым условием для того,

чтобы труд был не только вынужденной, но и привлекательной формой растраты

жизненной энергии.

Степень свободы экономической активности прямо пропорциональна степени

свободы обмена. Если обмен не стеснен скудность выбора продуктов труда

(дефицит) или внеэкономическими факторами ограничения силой традиции ,силой

государства или силой преступности), приложение усилий в экономической

сфере становится совершенно свободным: человек может предполагать любой

результат своих усилий – от невероятного успеха, выражаемого в несметных

богатствах, до полного краха. Главный расчет и интерес человека заключается

в том, что он хочет с лихвой оправдать затраченный силы, то есть получить

прибыль.

Смысл предпринимательства состоит в следующем: если экономическая

жизнь определяется исключительно свободным обменом, субъекты этого обмена

должны организовать вложение ресурсов и координацию усилий, чтобы в

результате обмена получать больше, чем отдавать.

Предпринимательство, таким образом, привязано к отношениям обмена –

оно не может без них существовать. Однако не следует ограничивать сферу

предпринимательства сферой обмена. Предпринимательство в сфере обмена есть

коммерция.

Иногда коммерцию отождествляют с торговлей, хотя торговля не

исчерпывает отношений коммерции. Торговля всегда основывается на товарно-

денежных отношениях, тогда как обмен может быть и бартерным (без

опосредования всеобщим эквивалентом), коммерческие отношения могут включать

в себя весьма сложные механизмы посредничества, выходящие далеко за пределы

торговых операций. Посредничество как особый вид предпринимательства также

охватывается понятием «коммерция».

Предпринимательство может осуществляться в сфере обмена, так и сфере

производства (без которого обмен не возможен), а также в финансовой сфере.

Система отношений. Возникающих в связи с предпринимательством, есть бизнес.

В бизнесе принимают участие не только собственно предприниматели, но и

наемные менеджеры, функционеры государственных и иных организаций, эксперты

и др.

Смысл предпринимательства целиком лежит в сфере экономических

отношений, поэтому не правомерно приписывать ему какой-то скрытый

политический или религиозный смысл.

Однако верно ли то, что предпринимательство тесно взаимодействует со

всей социокультурной системой. Как предпринимательство оказывает

непосредственное либо опосредованное влияние на различные стороны

цивилизации, так и те или иные компоненты культурно-исторической реальности

накладывают свой отпечаток на предпринимательство.

Возможность и необходимость проявления экономической активности в

форме предпринимательства возникает не всегда, но только в определенной

исторической ситуации, складывающейся под влиянием целого ряда факторов –

религии, морали, права, политики и др. Хотя экономические отношения

обладают мощью, способной преобразовать все сферы жизни человека и

общества, религия, право, мораль и политика могут стать непреодолимым

препятствием на их пути.

Предпринимательство отнюдь не является феноменом последних столетий;

оно восходит к столь же глубокой древности, что и отношения обмена. Однако

формы предпринимательства, его ценности и отношения с культурой всегда

зависели от конкретной исторической ситуации, складывающейся в результате

взаимодействия всех факторов существования и развития общества.

Экономический человек – это не просто человек, который видит смысл

своей жизни в приобретении благ их сферы обмена. Экономический человек –

это человек, для которого приобретение указанных благ является более

сильным жизненным стимулом, чем смысл жизни вообще, каким бы он ни был.

Сфера ординарного опыта и сфера обмена полностью совпадают, они

практически идентичны. Поэтому для экономического человека, а также для

общества, в котором преобладает такой человек, наиболее близки именно те

экзистенциальные идеи, которые устремляют человеческую жизнь к достижению

ординарных благ – благ, которые составляют исключительное содержание

экономического оборота.

Хозяйство есть сфера человеческой духовности и активности, наиболее

близкая к природе, поэтому во все эпохи оно выступает как естественная

необходимость, как средство выживания. Первобытные охота и собирательство

представляют собой природно обусловленное хозяйство.

На ступени религии хозяйство предстает как экзистенциональная

необходимость и средство реализации смысла. В этот период хозяйство

экзистенционально обусловлено, его функционирование и развитие освящено

религиозной санкцией и регламентировано религиозными запретами и

предписаниями.

В моральную эпоху хозяйство является уже преимущественно моральной

необходимостью; оно морально санкционировано и регламентировано. Морально

обусловленное хозяйство понимается как долг.

Культурно обусловленное хозяйство строится на стереотипах. Оно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.