Рефераты. Литературная деятельность Спинозы






Литературная деятельность Спинозы

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Лобастова Алла

группа 301а

заочное отделение

Оглавление

Оглавление 2

Понятие Бога в Учении Спинозы 4

I. Всеединство Бога 4

1. Субстанциальность и причинность Бога 4

2. Имманентная причинность Бога. 6

3. Свободная причинность Бога: свобода и необходимость. 6

II. Безличность Бога. 8

1. Свобода от всякого определения. 8

2. Воля и разум, как определяющие свойства. 10

3. Бог и природа. 11

Ш. Антагонизм между понятием Бога у Спинозы и другими религиями. 12

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), великий голландский

мыслитель, уже в юношеских сочинениях сформулировал главный для

себя философский вопрос: возможно ли истинное человеческое

счастье, и если да, то в чем оно состоит и как его достичь? Всю

жизнь Спиноза посвятил исследованию этого вопроса. Будучи

страстным приверженцем философии Декарта, он, во-первых, исходил

из идеала математической строгости в применении разума. Во-

вторых, как и Декарт, Спиноза считал, что всякое познание следует

начинать с метафизических вопросов. Ход его рассуждений таков:

очевидно, что человек не самодостаточен, а включен в мировое

целое. Следовательно, вопрос о том, что составляет счастье и как

его достичь, может быть решен только после выяснения природы

всего, что есть, в целом. Центральным пунктом своей философии

Спиноза сделал тождество Бога и природы, которую он понимал как

единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую

существование какого-либо другого начала, и тем самым как причину

самой себя (cause sui).

Настоящий реферат посвящен именно этой теме. В основу

реферата положен научный труд, возможно монография, немецкого

историка и философа Куно Фишера «Спиноза. Его жизнь и труды». К

сожалению, издательские реквизиты этой интересной книги утеряны.

Можно предположить, что она была издана в конце XIX - начале XX

века и написана приблизительно в это же время.

Понятие Бога в Учении Спинозы

I. Всеединство Бога

1. Субстанциальность и причинность Бога

В методологическом строении учения Спинозы читатель

познакомился с духом, который руководит всеми его понятиями и

устраняет всякую мысль, противоречащую причинной связи. Мир,

рассматриваемый в этом свете, есть не система целей, а вечная

система следствий; вещи не имеют целей, к которым бы они

стремились сознательно или бессознательно, а имеют лишь

основания, по которым они следуют; поэтому они не должны также

быть оцениваемы по целям или идеалам. Идеал это учение признает

идолом, который имеет свое основание не в природе вещей, а лишь в

человеческом воображении. Философия, которая сводит все к

прототипам или конечным целям и выводит те или иные объяснения из

них, является в глазах Спинозы антиподом всякого подлинного и

истинного познания; поэтому он равнодушно и почти презрительно

отворачивается от философии древности, которая в лице Платона и

Аристотеля основала свои величайшие системы на понятии цели.

Задача и метод решения даны: порядок вещей должен быть понят из

его вечной причины, т.е. выведен из существа Бога. Отсюда первый

вопрос: что есть Бог или как должно мыслиться существо Бога?

Понятие, от которого зависит все необходимое познание, есть

понятие причины. Чтобы ясно и отчетливо понять порядок вещей в

его целом, читатель должен иметь возможность вывести его из

первой причины; поэтому должна существовать такая первопричина,

которая не зависит ни от чего другого: существо, которое есть

причина самого себя. Это понятие Спиноза ставит во главу своей

философии и оно образует фундамент всей системы. «Под причиной

самого себя я разумею то, существо чего уже включает в себя

существование, или природа чего сама по себе должна

рассматриваться как уже существующая». Так гласит определение.

Но то, что есть в себе и постигается из себя, Спиноза называет в

своем определении субстанцией. Этому понятию не соответствует ни

одно существо, кроме «causa sui». Иными словами Спиноза высказал

положение: субстанция есть причина самой себя, она существует

исключительно в силу самой себя и отнюдь не в силу какого-либо

другого существа. Она существует не в силу чего-либо другого,

следовательно, не обусловлена также каким-либо другим существом и

не зависит от него; она зависела бы от него, если бы в какой-

либо форме была ограничена, ибо если меня ограничивает другое

существо, то я завишу от него и уже не существую в силу самого

себя. Но если субстанция ничем не ограничена, то она совершенно

неограниченна или бесконечна: ens absolute infinitum. Этим

понятием Спиноза объясняет понятие Бога. « Под Богом я разумею

абсолютно бесконечное существо или субстанцию». Так выводится

важная и многозначительная формула: субстанция- Бог ( substantia

sive Deus).

Если бы было много субстанций, то они в каком-либо

отношении были бы различны; тогда каждая субстанция была бы тем,

что другие не суть, и не была бы тем, что другие суть.

Следовательно, каждой субстанции, поскольку она отлична от

других, было бы присуще небытие, недостаток или граница, которая

уничтожает ее бесконечность и тем самым ее саму. Если бы было

много субстанций , то в каждой имело бы место ограничение;

субстанция не была бы уже бесконечной, не была бы сама собой.

Следовательно, существует не много субстанций, а лишь одна, или,

как выражает Спиноза это положение: « Кроме Бога ни одна

субстанция не может ни быть, ни мыслиться ». Из неограниченности

Бога непосредственно следует его единичность.

«Все, что есть, есть либо в себе, либо в другом». Так

гласит первая аксиома. Что есть в себе, называется субстанцией;

что есть в другом называется модусом. Поэтому все есть либо

субстанция, либо модус. Но вне Бога нет субстанций, вне

субстанции нет модусов, вне субстанции и модусов нет ничего;

отсюда следует, что вне Бога вообще ничто не может ни быть, ни

мыслиться; что, следовательно, все, что есть, есть в Боге. Но

если все в Боге, то все вещи должны следовать из необходимости

природы Бога; они следуют из существа Бога, следовательно, Бог

есть причина всех вещей, они следуют только из Него и ни из чего

другого, следовательно, Он есть эта причина исключительно в силу

самого себя. Он сам не имеет причины, которая бы предшествовала

Ему: следовательно, Он есть абсолютно первая причина.

2. Имманентная причинность Бога.

Это понятие должно быть точнее определено

посредством умозаключений: если я произвожу что-либо вне себя, то

я являюсь внешней причиной этого. Если я осуществляю что-либо в

себе самом, то я - внутренняя причина этого. Бог есть причина

всех вещей, все вещи - в Нем, следовательно, он должен мыслиться,

как внутренняя причина всех вещей, а не как внешняя: omnium rerum

cause immanens, non vero transiens. «О Боге и природе,» - говорит

Спиноза, - « я мыслю совершенно иначе, чем христиане нового

направления, ибо я считаю Бога внутренней причиной всех вещей, а

не внешней. Бог есть действующая причина не только бытия, но и

существа всех вещей.»

3. Свободная причинность Бога: свобода и необходимость.

Первичное существо должно мыслиться, как причина самого

себя или субстанция, последняя - как абсолютно бесконечное

существо, или Бог. Бог есть единственная субстанция и, как

таковая, объемлет собою все, поэтому все должно следовать из

Него; Он есть причина всех вещей, не только их бытия, но и их

существа, и при том их единственная, первая, внутренняя,

свободная причина. В божественной деятельности или причинности

состоит могущество Бога. Так как вне существа Бога нет причины

Его деятельности, то автор не может различать Его могущество от

Его существа; оба тождественны: « Dei potentia est ipsa ipsius

essentia».

Есть ( в воображении людей ) свобода, которая равносильна

произволу, так называемая свобода воли, в силу которой можно

одинаково хорошо и делать что-либо и не делать: такая свобода

есть крайняя противоположность всякого рода необходимости. Если

бы божественная деятельность была свободна в этом смысле, то

ничто не было бы необходимым и познаваемым; но если необходимость

мыслится так, что она исключает всякое принуждение, а свобода -

так, что она исключает всякий произвол, то оба понятия становятся

равнозначными. Это равенство свободы и необходимости ясно следует

из понятия Бога: являясь причиной самого себя, Он вместе с тем

есть следствие самого себя, Он есть то и другое в одном существе.

Что постигается как следствие, то необходимо. Бог, как причина

самого себя, свободен; как следствие самого себя, Он необходим.

Автор не может различать одно от другого: потому в Нем свобода и

необходимость совершенно тождественны, Его свобода есть Его

необходимость и наоборот. Ибо быть причиной самого себя - значит

существовать безусловно необходимо, эта необходимость исключает

всякую причину, которая была бы отлична от существа Бога и,

следовательно, есть не внешняя необходимость, не принуждение, не

насилие, а необходимое следствие из понятия вещи. Эту

необходимость Спиноза ясно определил, как противоположность

внешней необходимости и обозначил словом вечность.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.