Рефераты. Культура и философия






деятельность весьма разнообразна но форме и сферам своего проявления и,

следовательно, культура тоже многолика. Однако культура — это не только

живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также

отношения между людьми как ее творцами. Культура — это сложнейший

социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу

новым культурным явлениям.

Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и

способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в

себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность);

предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между

людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура — это все,

созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «вторая

природа», существующая наряду с обычной природой. Культура представляет

собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замыслом

человека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена следующим

образом: культура = живая деятельность человека + овеществленная

деятельность человека. В своей реальности она представляет собой комплекс

достижений человечества.

Раскрывая сущность культуры,, следует сделать одно важное примечание.

«Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» — спрашивал русский

философ П.А.Флоренский. Принято считать, что культура есть лишь то, что

отвечает высоким гуманным критериям и служит интересам общественного

прогресса и благу общества. Культурно только то, что нравственно. Вряд ли

умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера и

Сталина мы бы причислили к числу самых культурных людей в истории

человечества. Подобные явления указывают на наличие в обществе так

называемой антикультуры. К сожалению, она тоже весьма разнообразна и

свидетельствует о весьма противоречивом бытии человека в мире, о

трагичности его существования.

С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-

первых, это материальная культура человечества — орудия труда и техника,

жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей.

Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и

методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное

сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть

и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов

(слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести

политическую культуру как единство политического сознания и политической

деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства,

каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов,

нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.

Духовный слой в культуре играет особо важную роль. По определению

С.Л.Франка, культура — это «осадок духовной жизни человечества». Русский

художник и философ Н.К.Рерих воспринимал культуру как самоорганизующуюся

систему духа, которая действует в соответствии с уровнем и качеством

«энергетики» этого духа. Называя культуру «Садом Прекрасным», Рерих ставил

в ней на первое место Красоту как внутренний закон духа. Этот закон придает

культуре порядок и гармонию, утонченность и органическую связь с Космосом.

В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая

сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры. На

протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было

православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило

огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном

искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и

государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль,

на другие стороны культуры.

Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее

функциях. Прежде всего она выполняет познавательную функцию, которая

позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в

первую очередь наука и иные формы познания — мифы, искусство, религия.

Практическая функция говорит о том, что культура служит целям

преобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функция

символизирует выделенность человека из остального животного мира и

возвышение над ним как существа активного и творящего.

Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище» ценностей,

т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека — идей, идеалов,

образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности,

выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.

Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в формировании

человеческого в человеке — высоких потребностей и благородных поступков.

Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и

не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения

философии, — это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.

Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятие

цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. На наш

взгляд, это неверно, хотя эти понятия в чем-то и близки. Мы исходили из

того, что цивилизация — это определенная крупная эпоха в истории

человечества (собирательская, аграрная и др.), ступень в развитии человека

как деятеля и творца. Культура же есть содержание (содержимое») конкретной

исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных

ценностей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура.

Например, в рамках аграрной цивилизации возникли и сформировались

греческая, египетская и иные культуры со своеобразными характеристиками.

Каждый шаг в развитии цивилизации означает одновременно и шаг по пути

развития культуры (как и ее антиподов тоже). Но и наоборот, развитие

культуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более

высокую ступень в своем развитии, как это случилось, например, в XX в. в

связи с бурным развитием научно-технической революции. Однако не следует

думать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и прогресс в

развитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой указал,

как мы уже отмечали выше, еще Ж.Ж.Руссо. XX в. показывает, что при

определенных условиях культура может распадаться, деградировать и даже

погибать, теряя свои лучшие достижения. Это происходит в войнах, которые

разрушают материальные ценности, вносят вражду и ненависть между странами и

народами. Этому отчасти способствует и политическая борьба, раскалывающая

иногда нацию на «белых» и «красных». Гибель культуры проявляется также в

угасании человеческой духовности, падении нравов и в иных формах.

Вопрос 2-й

Культура как многогранное явление общественной жизни имеет собственную

логику развития. Как и индивид, она также погружена в исторический процесс

и испытывает на себе его активное и всестороннее воздействие. В этом смысл

культура имеет социальную детерминацию, т.е. ее функционирование и развитие

обусловлено множеством причин и факторов общественного характера. Назовем и

раскроем наиболее существенные из них.

На состояние культуры всегда влияет экономика, производительные силы

общества. Как правило, взлет и расцвет экономики означают и подъем культуры

в целом. Известно, например, что эпоха первоначального накопления капитала

в Европе XIV —XV вв. вызвала к жизни всплеск науки и искусства, ремесел,

мореплавания и торговли. Отмена крепостного права в России и переход страны

на новые экономические рельсы стимулировали развитие ряда новых течений в

общественной мысли — народничества, марксизма, либеральных учений. Однако

между экономикой и культурой нет однозначной зависимости. Из истории хорошо

известно и то, что развитие упомянутого нами капитализма сопровождалось

колониальными захватами и ограблением народов, многочисленными жестокими

войнами за передел мира и «место под солнцем». Развитие производительных

сил нередко влечет за собой разрушение традиционного уклада жизни и морали

народов, привносит в жизнь людей психологию прагматизма и наживы, дух

торгашества. Нечто подобное имеет место и в современном российском

обществе, которое осваивает рыночные отношения.

Особо следует выделить влияние на культуру научно-технического прогресса.

Конечно же, он насыщает культуру тем, что в свое время было лишь предметом

смелой фантазии — невиданными орудиями труда и технологиями, «умными»

машинами и т.д. Но надо иметь в виду и все те опасности, с которыми этот

прогресс сопряжен — сложная и громоздкая технологическая инфраструктура на

планете, исчерпание природных ресурсов, обезличивание человека и многое

другое.

Политический и общественный строй тоже влияют на развитие культуры.

Назревающие в общественном устройстве крупные перемены как правило вызывают

к жизни новые веяния и настроения в духовной культуре. Государство может не

только стимулировать развитие материальной культуры, но и сдерживать этот

процесс, что особенно заметно на примере экономики. Увы, но власть и

высокая культура далеко не всегда уживаются друг с другом. Так, в 60-е и 70-

е гг. в бывшем советском обществе по политическим мотивам изгонялись за

рубеж писатели - диссиденты (А.И.Солженицын, А.А.Зиновьев и др.),

преследовались крупные ученые (А.Д.Сахаров), известные поэты (В.С.Высоцкий,

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.