Рефераты. Космогонические модели ионйцев






движимые течениями воздуха, вращаются вокруг Земли в наклонно-

горизонтальном направлении; огонь, который они изливают при вращении из

своих отверстий и который постоянно восстановляется из земных испарений,

объясняет также явление проносящихся по небу молний. (Это представление

кажется нам довольно странным. Но в действительности оно есть первая

известная нам попытка механически объяснить правильное движение звезд

наподобие позднейшей теории сфер. ) Земля имеет форму цилиндра. Благодаря

тому, что она находится со всех сторон на одинаковом расстоянии от границ

мира (который, следовательно, мыслится, по-видимому, в форме шара), она

сохраняется в покое. Вначале она находилась в жидком состоянии, и при ее

постепенном высыхании на ней произошли живые существа. Люди первоначально

зародились в воде и были покрыты рыбообразной чешуей; они покинули воду,

лишь когда настолько подросли, что могли существовать на суше.

Заслуживающие доверия источники, которые берут начало от Феофраста,

свидетельствуют, что Анаксимандр, в согласии с предпосылками своей

космологии, принимал периодическую смену миротворения и мироразрушения и, в

силу этого, безначальный и бесконечный ряд сменяющихся во времени миров.

Шлейермахер без достаточного основания сомневается в достоверности этого

предания. Напротив, представляется невероятным, чтобы Анаксимандр утверждал

совместное существование бесчисленных миров в бесконечном пространстве.

Свидетельства. Учение.

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, II, 1— 2. (1) Анаксимандр, сын Праксиада, Милетец.

Он утверждал, что начало и элемент - бесконечное , не определяя [это

бесконечное} как «воздух» «воду» или какой-нибудь другой определенный

[элемент]; что части изменяются, а Целое [=универсум] неизменно; что Земля

покоится посредине .[космоса), занимая центральное местоположение (в силу

шарообразности, а также что Луна сияет ложным светом и освещается Солнцем,

а Солнце [по величине] не меньше Земли и есть чистейший огонь}.

ПЛИНИЙ. Естественная история, II, 31: 1 Передают, что наклонение зодиака

первым постиг Анаксимандр Милетский в пятьдесят восьмую олимпиаду [548—545

гг. .до н. э.1, тем самым отворив двери [к познанию] вещей; зодиакальные

созвездия впоследствии [открыл] Клеострат, причем вначале созвездия Овна и

Стрельца, а саму [небесную] сферу задолго до этого [открыл] Атлант. 5 а.

СИМПЛИКИЙ. Кomm. к «Физике», 24, 13:.Контекст см. к II А 13] Из полагающих

одно движущееся и бесконечное [начало] Анаксимандр, сын Праксиада, милетец,

преемник и ученик Фалеса, началом и элементом сущих [вещей] полагал

бесконечное , первым введя это имя начало. Этим [началом] он считает не

воду и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, по некую иную

бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [(миры] и находящиеся в

них космосы. А из каких [начал] вещам рожденье. . . назначенный срок

времени» [12 В 1], как он сам говорит об этом довольно поэтическими

словами. Ясно, что, подметив взаимопревращение четырех элементов, он не

счел ни один из них достойным того, чтобы принять его за субстрат

[остальных], но [признал субстратом] нечто иное, отличное от них.

Возникновение он объясняет не инаковением [качественным превращением]

первоэлемента, но выделением противоположностей вследствие вечного

движения. Поэтому Аристотель и поставил его в один ряд с философами типа

Анаксагора.

Там же. 150, 24: Противоположности же суть: горячее, холодное, сухое,

влажное и другие. Ср.: АРИСТОТЕЛЬ. Физика, А 4. 187 а 20: [Одни физики

принимают одно первоначальное тело-субстрат и порождают из него остальные

сгущением и разрежением] А другие утверждают, что противоположности

наличествуют в. Одном и выделяются из него, как говорит Анаксимандр, равно

как и все, кто принимают одно н многое как, например, Эмпедокл и Анаксагор:

ведь и по их мнению, так же [как и по мнению Анаксимандра], остальные

(тела) выделяются из смеси.

ПСЕВДО-ПЛУТАРХ. Строматы, 2: После него [Фалеса] Анаксимандр, товарищ

Фалеса, сказал, что абсолютная причина возникновения и уничтожения

Вселенной — бесконечное, из которого, по его словам, выделились небосводы и

вообще все бесконечные космосы. Он утверждал, что совершается гибель [миров-

небосводов], а намного раньше — (их) рождение, причем испокон бесконечного

веку повторяется – по кругу все одно и то же. Он говорит, что Земля по

форме цилиндре. образна, высота же ее составляет треть ширины. Он говорит,

что при возникновении этого космоса из вечного [?] выделилось нечто

чреватое горячим и холодным, а затем сфера пламени обросла вокруг

окружающего Землю аэра (холодного тумана) словно кора вокруг дерева. Когда

же она оторвалась и была заключена внутрь неких кругов, возникли Солнце,

Луна и звезды. Еще он говорит, что вначале человек родился от животных

другого вида, основываясь на том, что остальные животные скоро начинают

кормиться самостоятельно и лишь один человек нуждается в долговременном

вынянчивании, поэтому он и вначале ни за что бы не выжил, будучи таким

[беспомощным].

АРИСТОТЕЛЬ. О небе, В 13. 295 а 9: Поэтому, если теперь Земля покоится

насильственно, то и вихревое движение, благодаря которому ее части

собрались в центр [космоса], тоже было насильственным. Именно его все

считают причиной, основываясь на [наблюдении вихрей], происходящих в

жидкостях и в воздухе: в них более крупные а более тяжелые тела всегда

устремляются к центру вихря. По мнению всех, кто [в своих космогониях)

порождает Небо [«Вселенную»], это и объясняет, почему Земля собралась в

центр, а причину того, что она остается на месте, им приходится искать

[ниже следует А 26].

АРИСТОТЕЛЬ. Физика, Г 4. *202 Ь 36: [Аристотель приступает к анализу

понятия бесконечного , занимающего главы.4—8 III книги «Физики», и, как

обычно, начинает о изложения и критики взглядов предшественников, которые

должны служить диалектическим аргументом в пользу его собственной

концепции. Свидетельством того, что рассмотрение бесконечного входит в

компетенцию этой [физической] науки, служит тот факт, что вое, кто только

заслуживающим внимания образом занимался натуральной философией, толковали

о бесконечном и вое полагают его неким онтологическим началом, но только

одни, как, например, пифагорейцы и Платон, - о бесконечном в себе, (t. е.)

не как об акциденции чего-то другого (другой субстанции), но как о

самосущей субстанции.

Там же, 203 а 16: А все натурфилософы всегда полагают в качестве субстрата

бесконечного некую иную [отличную от него] естественную субстанцию , как-

то: воду, воздух или промежуточное между ними (тело).

Там же, 203 Ь 4: Логично и то, что все полагают его началом ибо: 1) оно не

может быть всуе; 2) оно не может иметь никакого другого значения, кроме

значения начала. В самом деле, всякая вещь либо начало, либо [происходит]

из начала, но у бесконечного нет начала, ибо в противном случае у него был

бы конец . Кроме того, то, что оно не возникло и неуничтожимо, также

[указывает на то, что его следует понимать] как некое начало, ибо то, что

возникло, по необходимости должно прийти к концу и всякое уничтожение

сопряжено о понятиям конца. Поэтому, как мы говорим, у этого [начала] вот

начала, но оно само представляется началом других вещей, и «все объемлет»,

и «всем правит», как говорят те, кто не принимает, помимо бесконечного,

иных причин, как-то: ум или дружбу. И оно-то и есть божество, ибо оно

«бессмертно и не подвержено гибели», как говорит Анаксимандр. [Следует

перечисление Пяти источников понятия бесконечности, резюмирующее взгляды

различных философов; третий аргумент (203 Ь 18) — «возникновение и

уничтожение могут быть неиссякаемы только в том случае, если [тело], от

которого отнимается то, что возникает, бесконечно»,—в «Мнениях философов»

приписан Анаксимандру, см. А 14.]

СИМПЛИКИЙ. Комм. к этому месту, 149, 3: Также и среди физиков одни полагают

[началом] единое, другие — многое. У полагающих единое, по его словам,

(можно выделить) два способа порождения из него сущих. Все полагают это

единое чем-то телесным, но одни из них [полагают это единое] одним из трех

элементов; как, например, Фалес и Гиппон — водой, Анаксимен и Диоген —

воздухом, Гераклит и Гиппас — огнем (одну только землю никто не счел

возможным принять за начало вследствие ее неподверженности изменениям), а

некоторые — чем-то отличным от трех элементов: более плотным, чем огонь, но

более топким, чем воздух, или, как од говорит в Другом месте, более

плотным, чем воздух, по более тонким, чем вода. Александр полагает, что

[физик], принявший за начало некую отличную от элементов телесную природу,

— Анаксимандр. Однако Порфирий, исходя из того что Аристотель

противопоставляет принимающих субстратное тело без определений принимающим

один из трех элементов или нечто другое, среднее между огнем и во пухом,

говорит, что Анаксимандр полагает субстратное (без определений) тело

бесконечным, не уточняя его вида [огонь, вода или воздух]; промежуточное же

[тело] Порфирий, как и Николаи из Дамаска, приписал Диогену из Аполлонии.

Но, по-моему, следуя тексту, естественно толковать его не в смысле

противопоставления [неопределенного субстратного] тела трем элементам и

«промежуточному» [телу], но скорее в смысли подразделения на три [элемента,

с одной стороны], и «промежуточное» [тело—с другой]: «Тело-субстрат, —

говорит [Аристотель], — или одно из трех, или другое, которое плотнее огня,

но тоньше воздуха». Правда, его слова о том, что «они порождают прочие

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.