Рефераты. Космогонические модели ионйцев






физическим разделом философии, в особенности же тех из них, кто пользуется

одним только материальным началом или преимущественно им. Указанные физики,

приняв в качество субстрата становящихся вещей материю и рассматривая ее

бесконечность, очевидным образом полагали бесконечное уже не как

субстанцию, а как акциденцию. Одни из них, приняв один какой-нибудь

элемент, полагали его бесконечным по величине, как, например, Фалес — воду,

Анаксимен и Диоген — воздух, Анаксимандр — среднее [между водой и

воздухом]. . .

СЕРБИИ. Комм. к «Энеиде», XI 186 (II, 497, 3): У разных народов

существовали разные виды погребения: вот почему одних закапывают, других

сжигают. .. Фалес, утверждающий, что все рождается из воды, говорит, что

тела следует закапывать, дабы они могли разложиться на влагу.

Мнения философов (Стобей) 1, 17, 1 («О смеси и слиянии»): Фалес и его

последователи считают слияние смешением элементов, привозящим к

качественному изменению.

АРИСТОТЕЛЬ. О небе, II, 13, 294 а 28 [Причина неподвижности Земли: одни,

подобно Ксенофану, говорят, что «она уходит своими корнями в

бесконечность»]: Другие говорят, что [Земля] покоится на воде. Это

древнейшая теория [неподвижности Земли], которую мы унаследовали по

преданию: говорят, что ее высказал Фалес Милетский. Она гласит, что [Земля]

остается неподвижной потому, что она плавает как дерево или какое-нибудь

другое подобное [вещество] (ни одному из них не свойственно по природе

держаться на воздухе, а на воде свойственно), — как будто о воде,

поддерживающей Землю, нельзя сказать того же, что и о Земле. Воде также не

свойственно по природе держаться на весу — она всегда находится на чем-то.

СИМПЛИКИЙ. Комм. к этому месту, 522, 14: [Аристотель] излагает [мнение]

Фалеса Милетского, полагающего, что Земля плавает как дерево на воде или

какое-нибудь другое [вещество), которому по природе свойственно держаться

на плаву и воде. Аристотель возражает против этого мнения. Вероятно, оно

господствовало потому, что такое учение, [выраженное] в форме мифа, имеется

у египтян, и Фалес, вероятно, заимствовал его оттуда [из Египта]. Ср.:

ПЛУТАРХ. Об Исиде и Осирисе 34

ПЛУТАРХ. Пир семи мудрецов, 158 С: Как, по словам Фалеса, при уничтожении

Земли рухнет весь мир, так и прекращение (доставки) пищи означает развал

дома, ибо вместе с пищей уничтожаются огонь очага, очаг, кратеры, приемы

гостей и т. д.

СЕНЕКА. Естественнонаучные вопросы, 1, 13 [Почему реки не иссякают? Потому

что вода — элемент, ј часть Вселенной, ее запасы огромны и неисчерпаемы).

*Добавлю, что она, как говорит Фалес, — могущественнейший элемент. Этот

[элемент] был вначале, полагает он, из него все возникло. Следующее мнение

Фалеса нелепо: он говорит, что земной круг поддерживается водой и плавает

наподобие корабля, а когда говорят, что 3емля] трясется, то она [на самом

деле) качается на волнах по причине подвижности воды. Неудивительно, стало

быть, что влага для порождения рек не иссякает, коль скоро весь мир целиком

во влаге. •Отвергни напрочь это старинное и неотесанное мнение. И нет

никакого основания, чтобы ты, [Луцилий), верил, будто вода просачивается на

поверхность Земли через трещины и образует придонный сток [собств. «сточные

воды на дне корабля», sentinal.

Там же, кн. VI («О землетрясении»), гл. С: О том, что причина

[землетрясений) в воде, говорилось разными [философами] и на разных

основаниях. Фалес Милетский полагает, что вся Земля невесома лежащей под

ней влагой и плавает в ней, как бы ты ее ни называл: Океаном, великим ли

морем, или же чистой от примесей других веществ водой и влажным элементом.

Этими-то волнами, по его словам, и поддерживается круг земной, словно некий

огромный и тяжелый корабль, теми водами, на которые он давит. Излишне

излагать причины, вследствие которых он считает невозможным) чтобы

носителем тяжелейшей части мира был столь тонкий и летучий воздух ибо речь

сейчас идет не о положении Земли, а о колебании.

АРИСТОТЕЛЬ.Одуше,А5.4!1а7:Некоторые говорят ,что душа размешана во

Вселенной* Вероятно, исходя из этого воззрения, Фалес полагал, что все

полно богов. Ср.: *АРИСТОТЕЛЬ. О рождении животных, III, II. 762 а 18—21:

Животные зарождаются в земле и в жидкости, так как в земле содержится вода,

в воде — пневма, а пневма целиком проникнута психическим теплом) так что в

известном смысле «все полно души». Ср. также: ПЛАТОН, Законы, X, 899 В.

АРИСТОТЕЛЬ. О душе, А 2. 405 а 19: [Из предшествующих философов одни

исходят из концепции души как принципа движения, другие — как принципа

ощущения и познания]. Также и Фалес, судя по воспоминаниям [о нем], полагал

душу двигательным началом, раз он говорил, что [маннсийскии]

камень[=магнит] имеет душу, так как движет железо.

Мнения философов, 1, 7, II (Стобой): [«Что есть бог?»] Фалес полагает, что

^бог — это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна

божеств; элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду

в движение.

ЦИЦЕРОН. О природе богов, 1, К, 25: Фалес Милетский, который первым

исследовал подобные [теологические] вопросы, считал воду началом всех

вещей, а бога — тем умом, который все создал из воды.

ПЛУТАРХ. Пир семи мудрецов, 21. 163 D: После него Анахарсис заметил:

«Прекрасно полагает Фалес, что во всех важнейших и величайших частях

космоса имеется душа, а потому и не стоит удивлять ; а тому, что промыслом

бога совершаются Прекраснейшие дела» и т.д.

ПОДЛОЖНЬЕ ФРАГМЕНТЫ.

Морская астрономия

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике», <. 23, 29 D: По преданию, Фалес первый явил

эллинам естественную историю. Правда, по мнению Теофраста [Физические

мнения, фр. 1], у него было много предшественников, но он намного превзошел

их, так что затмил всех, кто был до него. Говорят, что в письменном виде он

не оставил ничего, кроме так называемой «Морской астрономии». Ср. А 1, §23;

А 2.

ПЛУТАРХ. Об оракулах Пифии, 18. 402 Е: Прежде философы излагали свои учения

и теории в стихах, подобно Орфею Гесиоду, Пармениду, Ксенофану, Эмпедоклу и

Фалесу. Ни Аристарх ни Тимохар, ни Аристилл, ни Гиппарх не преуменьшили

славы астрономии тем, что писали прозой, тогда как Евдокс, Гесиод и Фалес

прежде писали в стихах, если только Фалес взаправду сочинил приписываемую

ему «Астрономию». Ср. А 18—20.

Схолии к «Феноменам» АРАТА, 172; о. 369, 24: [Число звезд в созвездии Гиад1

Фалес признавал две: одну — северную, другую — южную.

О началах

ПСЕВДО-ГАЛЕН. Комм. к «О соках» Гиппократа, 1, 1 [т. XVI, 37 К): Если даже

Фалес и говорит, что все состоит из воды, тем не менее он разумеет и это

тоже {взаимопревращение элементов]. Но лучше приложить его собственные

слова из 2-й книги [трактата] «О началах», которые гласят: «Стало быть,

пресловутые четыре, из коих первыми как бы единственным элементом мы

полагаем воду, смешиваются меж собой для соединения, затвердения в

образования внутримирных [тел]. А как — уже сказано нами в первой книге».

Анаксимандр.

Этот выдающийся и влиятельный мыслитель был соотечественником Фалеса, и

воззрения последнего не могли остаться ему неизвестными, даже если Фалес и

не был его учителем в узком смысле слова. Он родился в 610/09 г. до Р.Х. и

умер вскоре после 547/46 г. Выдаваясь среди своих соплеменников своими

математическими и географическими знаниями, он продолжил в самостоятельных

исследованиях начатые Фалесом космологические изыскания; свои выводы он

изложил в самостоятельном, уже рано потерянном сочинении, и он является

древнейшим греческим прозаиком и первым философским писателем. Началом

всего он признал «беспредельное», т.е. бесконечную массу вещества, из

которой возникли все вещи и в которую они возвращаются после своей гибели,

«платя друг другу пеню и кару за неправедность, в надлежащем порядке

времени». Под этим первовеществом, однако, он не мыслил ни один из

позднейших четырех элементов, ни вещество, промежуточное между воздухом и

огнем или воздухом и водой (таковы две гипотезы, которые упоминает

Аристотель без указания их авторов, и которые многие толкователи

Аристотеля, отчасти противореча своим собственным иным показаниям,

приписывают Анаксимандру), ни, наконец, такое смещение отдельных веществ, в

котором последние пребывали бы в своем определенном, качественно-

многообразном виде. Напротив, не только из определенного свидетельства

Феофраста, но и из суждений Аристотеля следует, что Анаксимандр либо

решительно отличал свое «беспредельное» от всех определенных веществ, либо

же – что более вероятно – совсем не высказывался более определенно об его

свойствах, но все же хотел обозначить этим понятием лишь то вещество,

которое не обладает ни одним из отличительных качеств отдельных веществ.

Таким образом, его «беспредельное», которое он мыслил пространственно

неограниченным, стало для него вместе с тем внутренне или качественно

неопределенным. В пользу безграничности этого первовещества Анаксимандр

приводил – правда, неосновательно – то соображение, что иначе оно

исчерпалось бы при созидании вещей. В качестве первовещества, беспредельное

не возникало и не уничтожимо, и столь же вечно его движение. Последствием

этого движения является «выделение» определенных веществ. Сначала

отделились теплое и холодное, из обоих возникло влажное; из последнего

выделилась Земля, воздух и огненная сфера, которая окружила Землю, как

шарообразная скорлупа. Эта скорлупа лопнула и в ней образовались

колесообразные трубки, имеющие отверстия и заполненные огнем. Трубки эти,

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.