зачем уж так нас обижать , что подобную вещь нам преподносить как
философию марксизма ! Я себя дам скорее четвертовать , чем соглашусь
участвовать в органе или в коллегии , подобные вещи преподающей .
25 февраля 1908
г.
--------------
“ Получил сегодня ваше письмо и спешу ответить . Ехать мне бесполезно
и вредно : разговаривать с людьми , пустившимися проповедовать соединение
научного социализма с религией я не могу и не буду . Время тетрадок прошло
. Спросить нельзя , трепать нервы глупо . Надо отделить от партийных дел
философию : к тому обязывает решение БЦ .
Я уже писал в печать самое что ни на есть формальное объявление войны
. Конечно , не в худшем смысле говорю о дипломатии , а в хорошем . “Хорошая
дипломатия” с вашей стороны , дорогой А. М. , должна была бы состоять в
отделении наших общих ( т. е. меня считая в том числе ) дел от философии .
Беседа о других делах , кроме философии , не выгорит теперь : неестественно
выйдет . Впрочем , если действительно эти другие дела , не философские , а
“Пролетарий” например , требует беседы именно теперь , именно сейчас , и
именно у вас . Я мог бы приехать ( не знаю , найду ли дни ) , но повторяю ,
только на условии ,что о философии и о решении я не говорю .”
16 апреля 1908 г.
“Анти- Дюринг” . Отдел первой философии гл. 9. Мораль и правовечные истины.
Если мы не сдвинулись с места уже в вопросе об истине и заблуждении ,
то ещё хуже дело обстоит с добром и злом . Эта противоположность вращается
исключительно в области относящейся к истории человечества , а здесь
окончательные истины в последней инстанции рассыпаны как раз наиболее
редко. Представления о добре и зле менялись часть от народа к народу .
Какая мораль проповедуется нам сейчас? Прежде всего христианство феодальное
, унаследованное от прежних времен , оно опять-таки распадается на
католическое и протестантское .
Все люди черпают свои нравственные воззрения из экономических
отношений , в которых совершается производство и обмен . Все три теории
морали имеют одну историческую основу .
Всякая теория морали является продуктом данного экономического
положения общества .
Мораль , стоящая выше классовых противоположностей , действительно
человеческая мораль , станет возможной тогда , когда противоположность
классов будет преодолена и забыта в жизненной практике .
Теория насилия . Отдел второй , политэкономия , гл. 2.
Не всякий раб приносит пользу . Чтобы быть в состоянии извлечь из
него пользу , нужно располагать вещами двоякого рода : во-первых , орудиями
и предметами труда и , во-вторых , средствами для скудного содержания раба
. Следовательно , чтобы равенство стало возможным , ... , уже достигнута
известная ступень развития производства и известная ступень в неравенстве
распределения .
А для того , чтобы рабский труд стал господствующим , требуется
гораздо более значительное повышение пр-ва , торговли , и накопления
богатств . В первобытных общинах рабство либо вообще не существовало , либо
играло весьма подчинённую роль .
“Анти-Дюринг” . Отдел 3 , гл. 5 . Государство , семья ,
воспитание .
Религия воспрещается . Но ведь религия является фантастическим
отражением в головах людей внешних сил , которые господствуют над ними в их
повседневной жизни , отражением , где земные формы принимают формы неземных
.
В начале объектами этого отражения явл. силы природы , но вскоре
вступают и общественные силы - силы , которые противостоят человеку в
качестве столь же чуждых , столь же необъяснимых , и , подобно последним ,
господствуют над ними с той же кажущейся естественной необходимостью . На
дальнейшей ступени развития вся совокупность природных общественных
атрибутов , множество богов переносится на одного бога , который в свою
очередь , является отражением абстрактного человека . Возникает монотеизм .
В этой форме религия может продолжать своё существование , как
непосредственная , т. е. эмоциональная форма отношений людей к
господствующим над ними чуждым силам , природным и общественным до тех пор
, пока люди фактически не окажутся во власти этих сил . До сих пор ещё в
ходу поговорка : человек предполагает , а бог располагает .
Чтобы подчинить общественные силы господству общества , необходимо
действие . И когда это действие будет совершено , когда общество , взяв во
владения всю совокупность средств пр-ва , и планомерно управляя ими ,
освободит этим путём себя и своих членов от того рабства , в котором нынче
их держат , но противостоящие им в качестве непреодолимой чуждой силы ,
средства пр-ва , тогда следовательно человек будет не только предполагать ,
но и располагать , исчезнет последняя чуждая сила , которая до сих пор ещё
выражается в религии , а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение
по той простой причине , что тогда уже нечего будет отражать .
Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.
Фейербах был отпрыском гегелевской философии . При разложении
гегелевской философии образовалось ещё одно направление . Это направление
главным образом связано с именем Маркса . Разрыв с философией Гегеля
произошёл и здесь путём возврата к материалистической точке зрения . Люди
этого направления решили принимать действительный мир таким , какой он есть
на самом деле .
Гегель не был просто отброшен в сторону . Революционная его сторона
философии была восстановлена и одновременно освобождена от тех
идеалистических оболочек , которые у Гегеля затрудняли её последовательное
поведение.
Старый метод исследования и мышления Гегель называет “метафизическим”
. Предмет надо было исследовать прежде , чем можно стало изучать процессы
совершающиеся в природе . Оно двинулось гигантскими шагами вперед ,
благодаря трём великим открытиям :
а) открытию клетки .
б) открытию закона сохранения энергии .
в) открытию Дарвином своей эволюционной теории .
Благодаря этим открытиям мы можем увидеть связь между отдельными
областями природы .
Но история развития общества в одном пункте существенно отличается от
развития природы . В истории общества действуют люди , одарённые сознанием
. Каков бы ни был ход истории , люди делают его так: преследуют свои цели .
Возникают классы . Как они возникают ? Доказано , что каждая политическая б-
ба есть б-ба классов . Гос-во политич. стран является подчинённым , а
гражданское общество - решающим элементом .
Гос-во и гос. право определяется экономическими отношениями и теми же
отношениями определяется и гражданское право .
В лице гос-ва выступает первая идеологическая сила над человеком . Но
став самостоятельной силой , по отношению к обществу , гос-во порождает
новую идеологию .
Религия , возникнув , сохраняет запас представлений от прежних времен
За философией , изгнанной из природы и из истории , остаётся ещё
царство частной мысли , поскольку она : учение о законе самого процесса ,
диалектика .
После революции 1848 г. , образованная Германия дала отставку теории
и перешла на практическую почву . И только в среде рабочего класса
продолжает жить интерес к теории . Немецкое рабочее движение является
наследником немецкой классической философии .
В. И. Ленин “Великий почин”.
Печать сообщает много примеров героизма красноармейцев . Героизм
трудящихся масс , сознательно приносящих смерть делу победы социализма .
Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу . Это начало
переворота , более трудного , более существенного - это победа над
собственной распущенностью , мелкобуржуазным эгоизмом .
Диктатура пролетариата не есть только насилие над эксплуататорами .
Это источник силы и залог неизбежной победы коммунизма .
Диктатура пролетариата - философское выражение на более простом языке
означает вот что именно : городские заводские и фабричные рабочие в
состоянии руководить массой трудящихся в борьбе за свержение капиталистов ,
за полное уничтожение классов .Чтобы победить , чтобы создать и упрочить
социализм , пролетариат должен решить одну задачу : во-первых , увеличить
своим беззаветным героизмом революционной б-бы против капитала всю массу
трудящихся , организовать её , руководить ею для свержения буржуазии . Во-
вторых , повести за собой всю массу трудящихся и эксплуатируемых , а так же
все мелкобуржуазные слои на путь новой общественной связи , новой
организации труда .
Страницы: 1, 2