Рефераты. Конспекты по некоторым статьям Ленина, Маркса, Энгельса






зачем уж так нас обижать , что подобную вещь нам преподносить как

философию марксизма ! Я себя дам скорее четвертовать , чем соглашусь

участвовать в органе или в коллегии , подобные вещи преподающей .

25 февраля 1908

г.

--------------

“ Получил сегодня ваше письмо и спешу ответить . Ехать мне бесполезно

и вредно : разговаривать с людьми , пустившимися проповедовать соединение

научного социализма с религией я не могу и не буду . Время тетрадок прошло

. Спросить нельзя , трепать нервы глупо . Надо отделить от партийных дел

философию : к тому обязывает решение БЦ .

Я уже писал в печать самое что ни на есть формальное объявление войны

. Конечно , не в худшем смысле говорю о дипломатии , а в хорошем . “Хорошая

дипломатия” с вашей стороны , дорогой А. М. , должна была бы состоять в

отделении наших общих ( т. е. меня считая в том числе ) дел от философии .

Беседа о других делах , кроме философии , не выгорит теперь : неестественно

выйдет . Впрочем , если действительно эти другие дела , не философские , а

“Пролетарий” например , требует беседы именно теперь , именно сейчас , и

именно у вас . Я мог бы приехать ( не знаю , найду ли дни ) , но повторяю ,

только на условии ,что о философии и о решении я не говорю .”

16 апреля 1908 г.

“Анти- Дюринг” . Отдел первой философии гл. 9. Мораль и правовечные истины.

Если мы не сдвинулись с места уже в вопросе об истине и заблуждении ,

то ещё хуже дело обстоит с добром и злом . Эта противоположность вращается

исключительно в области относящейся к истории человечества , а здесь

окончательные истины в последней инстанции рассыпаны как раз наиболее

редко. Представления о добре и зле менялись часть от народа к народу .

Какая мораль проповедуется нам сейчас? Прежде всего христианство феодальное

, унаследованное от прежних времен , оно опять-таки распадается на

католическое и протестантское .

Все люди черпают свои нравственные воззрения из экономических

отношений , в которых совершается производство и обмен . Все три теории

морали имеют одну историческую основу .

Всякая теория морали является продуктом данного экономического

положения общества .

Мораль , стоящая выше классовых противоположностей , действительно

человеческая мораль , станет возможной тогда , когда противоположность

классов будет преодолена и забыта в жизненной практике .

Теория насилия . Отдел второй , политэкономия , гл. 2.

Не всякий раб приносит пользу . Чтобы быть в состоянии извлечь из

него пользу , нужно располагать вещами двоякого рода : во-первых , орудиями

и предметами труда и , во-вторых , средствами для скудного содержания раба

. Следовательно , чтобы равенство стало возможным , ... , уже достигнута

известная ступень развития производства и известная ступень в неравенстве

распределения .

А для того , чтобы рабский труд стал господствующим , требуется

гораздо более значительное повышение пр-ва , торговли , и накопления

богатств . В первобытных общинах рабство либо вообще не существовало , либо

играло весьма подчинённую роль .

“Анти-Дюринг” . Отдел 3 , гл. 5 . Государство , семья ,

воспитание .

Религия воспрещается . Но ведь религия является фантастическим

отражением в головах людей внешних сил , которые господствуют над ними в их

повседневной жизни , отражением , где земные формы принимают формы неземных

.

В начале объектами этого отражения явл. силы природы , но вскоре

вступают и общественные силы - силы , которые противостоят человеку в

качестве столь же чуждых , столь же необъяснимых , и , подобно последним ,

господствуют над ними с той же кажущейся естественной необходимостью . На

дальнейшей ступени развития вся совокупность природных общественных

атрибутов , множество богов переносится на одного бога , который в свою

очередь , является отражением абстрактного человека . Возникает монотеизм .

В этой форме религия может продолжать своё существование , как

непосредственная , т. е. эмоциональная форма отношений людей к

господствующим над ними чуждым силам , природным и общественным до тех пор

, пока люди фактически не окажутся во власти этих сил . До сих пор ещё в

ходу поговорка : человек предполагает , а бог располагает .

Чтобы подчинить общественные силы господству общества , необходимо

действие . И когда это действие будет совершено , когда общество , взяв во

владения всю совокупность средств пр-ва , и планомерно управляя ими ,

освободит этим путём себя и своих членов от того рабства , в котором нынче

их держат , но противостоящие им в качестве непреодолимой чуждой силы ,

средства пр-ва , тогда следовательно человек будет не только предполагать ,

но и располагать , исчезнет последняя чуждая сила , которая до сих пор ещё

выражается в религии , а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение

по той простой причине , что тогда уже нечего будет отражать .

Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.

Фейербах был отпрыском гегелевской философии . При разложении

гегелевской философии образовалось ещё одно направление . Это направление

главным образом связано с именем Маркса . Разрыв с философией Гегеля

произошёл и здесь путём возврата к материалистической точке зрения . Люди

этого направления решили принимать действительный мир таким , какой он есть

на самом деле .

Гегель не был просто отброшен в сторону . Революционная его сторона

философии была восстановлена и одновременно освобождена от тех

идеалистических оболочек , которые у Гегеля затрудняли её последовательное

поведение.

Старый метод исследования и мышления Гегель называет “метафизическим”

. Предмет надо было исследовать прежде , чем можно стало изучать процессы

совершающиеся в природе . Оно двинулось гигантскими шагами вперед ,

благодаря трём великим открытиям :

а) открытию клетки .

б) открытию закона сохранения энергии .

в) открытию Дарвином своей эволюционной теории .

Благодаря этим открытиям мы можем увидеть связь между отдельными

областями природы .

Но история развития общества в одном пункте существенно отличается от

развития природы . В истории общества действуют люди , одарённые сознанием

. Каков бы ни был ход истории , люди делают его так: преследуют свои цели .

Возникают классы . Как они возникают ? Доказано , что каждая политическая б-

ба есть б-ба классов . Гос-во политич. стран является подчинённым , а

гражданское общество - решающим элементом .

Гос-во и гос. право определяется экономическими отношениями и теми же

отношениями определяется и гражданское право .

В лице гос-ва выступает первая идеологическая сила над человеком . Но

став самостоятельной силой , по отношению к обществу , гос-во порождает

новую идеологию .

Религия , возникнув , сохраняет запас представлений от прежних времен

.

За философией , изгнанной из природы и из истории , остаётся ещё

царство частной мысли , поскольку она : учение о законе самого процесса ,

диалектика .

После революции 1848 г. , образованная Германия дала отставку теории

и перешла на практическую почву . И только в среде рабочего класса

продолжает жить интерес к теории . Немецкое рабочее движение является

наследником немецкой классической философии .

В. И. Ленин “Великий почин”.

Печать сообщает много примеров героизма красноармейцев . Героизм

трудящихся масс , сознательно приносящих смерть делу победы социализма .

Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу . Это начало

переворота , более трудного , более существенного - это победа над

собственной распущенностью , мелкобуржуазным эгоизмом .

Диктатура пролетариата не есть только насилие над эксплуататорами .

Это источник силы и залог неизбежной победы коммунизма .

Диктатура пролетариата - философское выражение на более простом языке

означает вот что именно : городские заводские и фабричные рабочие в

состоянии руководить массой трудящихся в борьбе за свержение капиталистов ,

за полное уничтожение классов .Чтобы победить , чтобы создать и упрочить

социализм , пролетариат должен решить одну задачу : во-первых , увеличить

своим беззаветным героизмом революционной б-бы против капитала всю массу

трудящихся , организовать её , руководить ею для свержения буржуазии . Во-

вторых , повести за собой всю массу трудящихся и эксплуатируемых , а так же

все мелкобуржуазные слои на путь новой общественной связи , новой

организации труда .

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.