Работа В. И. Ленина “ Государство и революция ”.
1. О сущности демократии.
В поcтоянных рассуждениях о гос-ве делается та ошибка , а именно
забывают , что уничтожение гос-ва есть уничтожение так же и демократии ,
что отмирание гос-ва есть отмирание демократии . Демократия не
тождественна с подчинением меньшинства большинству . Демократия есть
признающее подчинение меньшинства большинству гос-ва ,т. е. организация
для систематического насилия одного класса над другим , одной части
населения над другой . Но стремясь к социализму будет исчезать надобность
в насилии над людьми вообще .
2. О соотношении демократии и диктатуры .
Оппортунизм не доведёт признания классовой б-бы как раз до самого
главного периода перехода от капитализма к коммунизму , до периода
свержения буржуазии и полного её уничтожения . Этот период является
периодом ожесточённой классовой б-бы , следовательно и гос-ва этого
периода неизбежно должны быть гос-вами по-новому демократическими и
диктаторскими . Формы буржуазн. гос-ва очень разнообразны , но их суть
одна : все эти гос-ва являются так или иначе , но в последнем счёте
обязательно диктатурой буржуазии .
Переход от капитализма к социализму , конечно , не может не дать
громадного обилия и разнообразия политических форм , но сущность при этом
будет неизбежно одна - диктатура пролетариата .
3. Отношение рабочего класса к формам государства .
“Свободное народное гос-во” было программным требованием немецкого
с.-д. 70-х годов .Мы за демократическую республику , как наилучшую для
пролетариата форму гос-ва при капитализме , но мы не в праве забывать ,
что наёмное рабство есть удел народа , и в самой демократической
буржуазной республике . Всякое гос-во есть “особая сила для подавления”
угнетаемого класса . Поэтому всякое гос-во несвободно и ненародно .
В критике парламентаризма Маркс писал , что всеобщее избирательное
право должно служить народу , организованному в коммуну , чтобы
подыскивать рабочих , надсмотрщиков , бухгалтеров , как индивидуальное
избирательное право служит для этой цели всякому другому работодателю .
А Ленин говорил , что выход из парламентаризма , конечно же не в
уничтожении представительных учреждений а в превращении представительных
учреждений в “работающие” . Коммуна должна была быть не парламентским
учреждением ,а работающим в одно и то же время законодательным и
исполнительным .
4. Соотношение пролетарской и буржуазной демократии.
Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую
пролетарскую гос-ю политику , проводя указанные меры к большому
демократизму и искоренению бюрократизма .
Возможность такого разрушения обеспечена тем , что социализм
сократит рабочий день , поставит большинство населения в условие ,
позволяющее всем без изъятия выполнить гос. ф-ии . , а это приведёт к
полному отмиранию всякого гос-ва .
А мы будем бороться за разрушение всей старой гос . машины , так ,
чтобы сам пролетариат был правительством . Весь сознательный пролетариат
будет с нами в борьбе за разрушение буржуазного парламентаризма , за
демократическую республику коммуны или республику советов рабочих и
солдатских депутатов , за революционную диктатуру пролетариата .
5. О судьбе демократии.
У Энгельса речь идёт о “засыпании” и “отмирании” демократии .
Буржуазное гос-во может “уничтожить” только революция . Гос-во вообще ,
т. е. самая полная демократия . Развитие демократии до конца , изыскание
форм такого развития , испытание их практикой , всё это - одна из
составных частей б-бы за социальную революцию.
6. Борьба против бюрократизма.
Чиновники и постоянная армия - это паразит на теле буржуазного
общества. Господствующий оппортунизм считает взгляд на гос-во , как на
паразитирующий организм . Громадное число крестьян унижено правительством
и жаждет свержения его . Осуществить это может только пролетариат и
осуществляет это , делая вместе с тем шаг к социалистическому
переустройству .
К. Маркс “ К критике политической экономии. ”
Я рассматриваю систему буржуазной политической экономии в следующем
порядке : капит. земельная собственность , наёмный труд , гос-во , внеш.
торг. , мировой рынок .
Первая работа - критический разбор гегелевской философии права ,
последовательно привели к тому , что правовые отношения так же прочны ,
как и форма гос-ва .
Общий результат может быть кратко сформулирован так : в
общественном производстве своей жизни люди отступают от определений ,
необходимые от их воли , не зависящие отношения - производственные
отношения.
Совокупность этих отношений составляет экономич. сист. общества ,
реальный базис , в котором обозначаются политическая и экономическая
надстройка , и которому составляет определение формы общественного
сознания . Не сознание людей определяет их бытие , а наоборот , их
общественное бытие определяет их сознание . Человечество ставит себе
только такие задачи , которые оно может разрешить ,т.к. при ближайшем
рассмотрении всегда оказывается , что сама задача возникает лишь тогда ,
когда мат. условия имеются на лицо . В недрах буржуазного общества
производительные силы создают вместе с тем мат. условия для разрешения
этого ...
Потому буржуазной общ. формой завершае5тся предыстория общества .
В. И. Ленин “Социализм и религия”.
В современном обществе всё построено на эксплуатации громадных масс
рабочего класса . Экономическое унижение неизбежно порождает виды
политического унижения . Религия есть один из видов духовного гнёта .
Бессилие униженных также порождает лучшую загробную жизнь . Религия
должна быть объявлена частным делом .
Полное отделение церкви от государства - вот то требование ,
которое предъявляет социалистический пролетариат современному гос-ву и
церкви .
Русская революция должна осуществить это требование , как
необходимую составную часть политической свободы .
Единство этой действительно революционной борьбы униженного класса
за создания рая на земле важнее для нас , чем единство пролетариев о рае
на небе . Революционный пролетариат добьётся того , чтобы религия стала
действительно частным делом для гос-ва .
В. И. Ленин “Об отношении рабочей партии и религии”.
Интерес ко всему , что связано с религией охватил мировые круги
“общества” . Религия - это опиум для народа , - это изречение Маркса есть
поучительный камень всего мировоззрения марксизма в вопросе о религии .
Марксизм есть материализм . В кач-ве такового он враждебен религии
. Борьбу с религией нельзя организовать абсолютно идеологической
проповедью .
В совершенных кап. странах это корни главным образом социальные .
Атеистическая пропаганда с.-д. д. б. её основной задачей развитию
классовой б-бы эксплуатируемых классов против эксплуататоров .
Пролетариат есть вождь нашей буржуазно- дем. революции . Его партия
должна быть единым вождём в б-бе со всяким средневековьем .
Заявить с трибуны , что религия есть опиум народа , Франция
поступила правильно и создала таким образом прецедент , который должен
послужить основой для всех выступлений по вопросу о религии . Следовало
ли идти дальше ? Развивал ещё подробнее атеистические выводы . Мы думаем
, что нет . Это могло бы преувеличением б-бы с религией со стороны
политической партии пролетариата . Это могло бы привести к стиранию грани
между буржуазной и социалистической б-бой с религией .
Письма В. И. Ленина А. М. Горькому .
Философией заниматься в горячке революции приходилось мало . В
тюрьме , в начале 1906 г. Богданов написал ещё одну вещь ,- кажется 3-й
выпуск “Эмпириомонизма” . Летом 1906 г. он мне презентовал её я засел
внимательно за неё. Прочитав , озлился и взбесился необычайно : для меня
ещё яснее стало то. Что он идёт архиневерным путём , не марксистским . Я
написал ему тогда “объяснение в любви” , письмецо по философии в размере
трёх тетрадок . Выяснил я там ему там , конечно , что я рядовой марксист
в философии , но чуть но что именно его ясные полумерные , превосходно
написанные работы убеждают меня окончательно в его неправоте по существу
и правоте Плеханова . Сии тетрадочки показал я нескольким друзьям (
Луначарскому в том числе ) и подумывал было напечатать под заглавием
“Заметки рядового марксиста о философии” , но не собрался . Теперь я
жалею о том , что тогда тотчас не напечатал . Написал на днях в Питер с
просьбой разыскать и прислать мне тетрадки .
Теперь вышли “очерки по философии марксизма” . Я прочёл статьи ,
кроме суворовской ( её читаю ) , и с каждой статьёй прямо бесновался от
негодования . Нет , это не марксизм ! И лезут наши эмпириокритики ,
эмпириомонисты и эмпириосимволисты в болото . Уверять читателя , что
“вера” в реальность внешнего мира есть “мистика” ( Базаров ) , спутывать
самым безобразным образом материализм и кантианство ( Базаров и Богданов
) , проповедовать разновидность агностицизма и идеализма ,- учить рабочих
“религиозному атеизму” и “обожанию” высших человеческих потенций (
Луначарский ) ,- объявить мистикой энгелесовское учение о диалектике (
Берман ) , - черпать из вонючего источника каких-то французских
“позитивистов” - агностиков или метафизиков , чёрт их подерёт , с
“символической теорией познания” ( Юшкевич ) ! Нет , это уж через чур !
Конечно мы , рядовые марксисты , люди в философии не начитанные ,- но
Страницы: 1, 2