тогдашней китайской деревенской общины , в которой главную роль играло
соблюдение традиций , заложенных в глубокой древности . Поэтому древность и
все , что с ней связано , ставилось Конфуцием в пример для современников .
Однако Конфуций внес и много нового , например , культ грамотности , знаний
. Он считал , что каждый член общества обязан стремиться к знанию , прежде
всего собственной страны . Знание - атрибут здорового общества .
Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий
блок “ли” ( в переводе с китайского - правило , ритуал , этикет ) . Этот
блок прочно связывался им с жэнь . “Преодолеть себя , чтобы вернуться к ли
- жэнь .”* Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и
государство , соединив две важные части своего учения .
Конфуций считал , что благополучное материальное состояние общества было
немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил , что
благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные
ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей
здоровья общества .
В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами
о людях . Чтобы продлить свое существование , общество обязано рационально
относится к природе .
Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества
и природы :
1) Чтобы стать достойным членом общества , нужно углублять свои знания о
природе . Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости
образованности общества , особенно развития знаний об окружающем мире , и
дополняет его .
2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и
вдохновение . Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями
, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь
созерцание их в поисках внутренней гармонии .
3) Бережное отношение как к живому миру , так и к природным ресурсам .
Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного
расточительного подхода к использованию природных ресурсов . Он понимал ,
что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть
необратимые последствия как для человечества , так и для всей планеты в
целом .
4) Регулярное благодарение Природе . Этот принцип уходит корнями в
древнекитайские религиозные представления .
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах
руководства идеальным государством .
Все управление государством должно базироваться на “ли” . Значение “ли”
здесь очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам ,
и честность , и искренность , стремление к собственному
самоусовершенствованию , вежливость и пр. ,причем вежливость , по мнению
Конфуция , обязательный элемент для людей , исполняющих государственные
функции .
Согласно схеме Конфуция , правитель возвышается над главой своей семьи
лишь на несколько ступенек . Подобный универсальный подход превращал
государство в обычную семью , только большую . Следовательно , править в
государстве должны те же принципы , что и в обществе , то есть
проповедуемые Конфуцием отношения гуманности , всеобщей любви и искренности
.
Исходя из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в
некоторых царствах Китая фиксированным законам , считая , что равенство
всех перед законом базируется на насилии над личностью и , по его мнению ,
нарушает основы управления государством . Была и еще одна причина неприятия
Конфуцием законов , он считал , что все , насильственно навязываемое
человеку сверху , не дойдет до души и сердца последнего , а значит ,
неспособно эффективно функционировать . Каркас модели государственного
устройства , предложенной Конфуцием , - Правила . Принципом , придающим им
жизнеспособность , является принцип “хэ”.
К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены
общества . В условиях , когда управление государством и народом
предполагалось на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.
Правитель обязан следить за выполнением Правил , а также смотреть , чтобы
общество не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией на
древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической
мысли Китая . Политики искали решения насущных проблем в “идеальном”
прошлом .
Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две
группы :
1) Управляющие
2) Управляемые
Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей .
По мнению Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами Цзюнь-цзы
. Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие
нравственные качества должны быть примером для всех остальных . Их роль
заключается в воспитании народа , направлении его на правильный путь . При
сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и
отцом в семье . Управляющие - отцы народа .
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
1) Чувство самоуважения . Конфуций считал , что только уважающие себя
люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений .
Это просто необходимо , учитывая беспрекословное подчинение народа
правителю .
2) Чувство ответственности . Правитель должен чувствовать ответственность
за управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы .
3) Чувство доброты при воспитании народа . Правитель , обладающий
чувством доброты , способен лучше воспитать народ повысить его моральные
качества , образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего общества
4) Чувство справедливости . Это чувство должно быть развито особенно у
людей , от чьей справедливости зависит благосостояние общества .
Даже будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций был противником
излишней абсолютизации царской власти , и в своей модели ограничивал права
царя , большое значение придавая тому , чтобы основные решения принимались
не одним человеком , а группой лиц . По мнению Конфуция , это исключало
возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.
Выделяя главное место в своей системе человеку , Конфуций , тем не менее
, признавал высшую над людьми волю , Волю Неба . На его взгляд , Цзюнь-цзы
способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли .
Уделяя основное внимание управляющим людям , Конфуций подчеркивал , что
главный фактор стабильности государства – доверие народа . Власть , которой
не доверяет народ , обречена на отдаление от него , а значит , на
неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учение Конфуция , появившись на основе древнекитайских религиозных и
философских учений , тем не менее очень сильно отличается от них , а по
некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними . Одним из таких
противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их
приоритете перед природой . Если древнекитайские учения считают совершенным
заведенный в природе порядок и , как следствие , идеальным все, что создано
не трудом человека , то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои
утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке . Предметом
первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество , и ,
как его составная часть , конкретный живой человек . Одним из первых
Конфуций дал свое объяснение силам , движущим человеком . Давая это
объяснение , он ввел ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее .
Некоторые из них , такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь , на долгое время
определили не только параметры развития политической культуры , но во
многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации . Впервые в истории
культуры была создана реальная модель идеального человека , оказавшая
огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни
китайской нации . В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций
высказал мысль о том , что главное в жизни , то есть то , к чему должен
стремиться человек , не замыкается на достижении личной гармонии с природой
, а включает в себя прежде всего достижение гармонии с самим собой и
гармонии с обществом . Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о
том , что главное для человека - гармония с себе подобными . Высказав это
предположение , он связал воедино совершенно разные до него области
человеческой исследовательской деятельности - государство , общество и ,
наконец , самого человека . Три его учения связаны едиными понятиями ,
переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении
новые свойства . Одним из первых Конфуций создал реальную модель
государственного устройства , способную воплотиться в жизнь при наличии
определенного уровня духовного развития общества . Таким образом , создав
свое учение , Конфуций стал первым человеком , который высказал и
подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества .
ЛИТЕРАТУРА
1) “Древнекитайская философия .” т.1,2 М.-1972г.
2) Алексеев В. М. “Китайская литература (Избранные труды)” М.-1978г.
3) Переломов Л.С. “Конфуций : жизнь , учение , судьба .”М.-1989г.
4) “Конфуций . Изречения .” Изд-во МГУ М.-1992г.
5) “Конфуций , его жизнь и учение .”
Страницы: 1, 2, 3