усиливается , и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с
большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек . К его
помощи прибегают цари , многие из которых зовут его к себе на службу . Но
Конфуций прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания
уделяет своим ученикам . Вскоре он открывает частную школу . С целью
сделать ее более доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение
. После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом
году жизни Конфуций умирает . Произошло это в 478 году до нашей эры .
Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части
, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве . Первое
и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта . На основе личного
общения с людьми вывел закономерность о том , что нравы в обществе со
временем падают . Разбил людей на три группы :
1) Распущенные
2) Сдержанные
3) Глупцы
Приводя примеры , характеризующие поведение людей , принадлежащих к
определенной группе , доказал это утверждение и попытался найти причины
данного явления , и , как следствие , силы , движущие людьми в процессе
жизнедеятельности . Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли ,
выраженной в одном изречении : " Богатство и знатность - вот к чему
стремятся все люди . Если не установить для них Дао в достижении этого ,
они этого не достигнут . Бедность и презренность - вот что ненавидят все
люди . Если не установить для них Дао в избавлении от этого , они от этого
не избавятся ".* Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в
человеке от рождения , то есть биологически предопределенными . Поэтому эти
факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов
, так и поведение больших коллективов , то есть и этноса в целом . К
природным факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания его на
этот счет очень пессимистичны : " Я никогда не встречал человека , который
, заметив свою ошибку , решился бы сам осудить себя ." На основе далеко не
идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с
древнекитайскими учениями , принимавшими идеальность природных творений за
аксиому .
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни
, главным для него было уяснить скрытую природу человека , то , что движет
им и его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти
положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории :
1) Цзюнь-цзы ( благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во
всем учении . Ему отведена роль идеального человека , примера для
подражания двум остальным категориям .
2) Жэнь - обычные люди , толпа . Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .
3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется в основном в
сочетании с Цзюнь-цзы , только в отрицательном значении .
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке , написав: "Благородный
муж думает прежде всего о девяти вещах - о том , чтобы видеть ясно , о том
, чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы
речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о
необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о
необходимости помнить о последствиях своего гнева , о необходимости помнить
о справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.
Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао ,
материальное благополучие отходит на второй план : “Благородный муж
беспокоится лишь о том , что не может постичь Дао , его не волнует нищета”
. Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два
фактора : “жэнь” и “вэнь” . Иероглиф , обозначающий первый фактор , можно
перевести как “благорасположенность” . По мнению Конфуция , благородный
человек должен относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по
отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция
. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг
самопожертвования , в результате которого и возникает этически полноценное
общество . Еще один вариант перевода - “человечность” . Благородный человек
всегда правдив , не подстраивается под других. “Человечность редко
сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно , прак-тически
невозможно со стороны. Как считал Конфуций , стремиться к достижению “жэнь”
, человек может лишь по искреннему желанию сердца , и определить , достиг
он этого или нет , может также лишь он сам .
“Вэнь” - “культура” , “литература” . Благородный муж должен иметь богатую
внутреннюю культуру . Без духовной культуры человек не может стать
благородным , это нереально . Но в то же время Конфуций предостерегал от
чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства
натуры , получается дикость , когда образованность - одна ученость.”
Конфуций понимал , что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно
потеряет жизнеспособность , не будет развиваться , и , в конце концов ,
регрессирует . Однако нереально и общество , включающее в себя одних “вэнь”
- прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен
сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и
приобретенную ученость . Это дано не каждому и добиться этого может лишь
идеальная личность .
Как же узнать , определить принадлежность человека к определенной
категории ? В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и
противоположного ему “тун”. Этот принцип можно назвать принципом
правдивости , искренности , независимости во взглядах.
“Благородный муж стремится к хэ , но не стремится к тун , маленький
человек напротив , стремится к тун , но не стремится к хэ .”
Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений
Конфуция : “Благородный человек вежлив , но не льстив . Маленький человек
льстив , но не вежлив .”
“Благородный муж стремится к справедливости , поэтому он не может
следовать тун . Маленький человек стремится к выгоде , поэтому он не может
следовать хэ .
Обладатель хэ - человек , лишенный жесткого сердца , обладатель тун -
человек , обуреваемый льстивыми намерениями .
Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим
собой , ему чуждо быть со своей компанией . Маленький человек стремится
быть заодно со своей компанией , ему чужды гармония и согласие .”
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа . Приобретая хэ ,
он приобретал все то , что не могли дать ему вэнь и жэнь :
самостоятельность мышления , активность и т. д. Именно это превращало его в
важную , неотъемлемую часть теории управления государством .
В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека , он просто
говорит о разделе сфер их деятельности . Сло жэнь , по мнению Конфуция ,
должны выполнять неподобающие благородным людям функции , заниматься
черновой работой . Одновременно Конфуций использовал образ маленького
человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные
человеческие свойства , он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится
человек , не пытающийся совладать со своими природными страстями , примером
, подражания которому все должны избегать .
Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао . Что это такое? Дао -
одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической
мысли . Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-
востоковед Алексеев : " Дао - есть сущность , есть нечто статически
абсолютное , есть центр круга , вечная точка вне познавании и измерений ,
нечто единственно правое и истинное ... Оно - самопроизвольное естество Оно
для мира вещей , поэта и наития есть Истинный Владыка ...Небесный станок ,
лепящий формы ... Высшая Гармония , Магнит, притягивающий не противящуюся
ему человеческую душу.
Таково Дао как высшая субстанция , инертный центр всех идей и всех вещей
".* Таким образом Дао - предел человеческих стремлений , но достичь его
дано не каждому . Но Конфуций не считал , что достичь Дао невозможно . По
его мнению , люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от
ненавистных состояний , если будут неуклонно следовать “установленному для
них Дао” . Сопоставляя Дао и человека , Конфуций подчеркивал , что человек
- центр всего его учения .
Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов .
Умудренный опытом , он понимал , какую опасность несло распространение
доносительства , тем более на близких родственников - братьев , родителей .
Более того , он понимал , что такое общество просто не имеет будущего.
Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса , укрепляющего
общество на нравственных началах , и добиться , чтобы общество само
отторгало доносительство .
Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших , о
родне . Конфуций считал , что это должно было установить связь между
поколениями , обеспечить полную связанность современного общества с
предыдущими его стадиями , а значит , обеспечить и преемственность традиций
, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и
любви к людям , живущим рядом . Общество , пропитанное таким духом , очень
сплочено , а значит и способно к быстрому и эффективному развитию .
Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях
Страницы: 1, 2, 3